ОМТ ОМТ  ОМТ
ОМТ
ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ   ОМТ
OMT

Русское Зарубежье
Комитеты ОМТ
Журнал БВ
ОМТ-Форум

ОМТ

ОМТ


ГИМН ОМТ



Музыка Алексея ЗЫКОВА.
Слова Геннадия СУПОНЕЦКОГО.
Сост.клипа
Марина Рассказ
ова


ОМТ-партнер

Вход

Форма входа

Главная » 2019 » Март » 2 » ПОЕЗДКИ ПАЛОМНИКОВ.
11:44
ПОЕЗДКИ ПАЛОМНИКОВ.

Анна Андреева.

РУССКИЙ СЕВЕР НЕВОЗМОЖНО НЕ ЛЮБИТЬ!

«Очаровательный узорный городок». Тотьма.

Часть 2.

Из множества музеев Тотьмы из-за нехватки времени мы успели посетить только Музей церковной старины, расположенный в Успенском храме. В 90-е годы музей получил это полуразрушенное церковное здание. Уровень пола был на уровне окон. Устраивали субботники, пытались всё восстановить так, как было когда-то в этом храме. Долгое время все предметы хранились в запасниках краеведческого музея, но старанием реставраторов им дали вторую жизнь.

        Экспозиция выставлена в нескольких залах музея с 1995 года. Представлены иконы тотемских иконописцев, северная деревянная скульптура, предметы церковного быта.

       Коллекция формировалась в 20-30-е годы из разрозненных частей иконостасов и отдельных поступлений. Музейные работники, иногда рискуя жизнью, всё это собирали, хранили. Тогда были указы о том, чтобы культовые произведения списывать. В архивных книгах поступлений пестрит от записей «Списано. Списано», но на самом деле всё максимально стремились спрятать и сохранить.

            Как и тотемская архитектура тотемская икона имеет художественные особенности. Когда реставраторы освободили от олифы первые тотемские иконы, они сделали вывод, что эта иконопись представляет собой самобытный пласт северной народной культуры.

             Заинтересовались иконой святителя Николы 16 века. Икона поступила в музей в 1928 году из тотемской церкви Рождества Христова (ныне действующая). На иконе 84 житийных клейма, среди которых есть малоизвестные и вообще неизвестные чудеса, которые очень подробно написаны. Например, чудо в Киеве. Половчанин уже целый год в плену. Однажды ему сказали, что отпустят на родину, если он вернет в Киев выкуп, и предлагают ему поручиться перед иконой святителя Николая. Дали пленнику коня, оружие, наказали: "Не солги!" Родственники половчанина, узнав об условиях освобождения, посоветовали выкуп не давать. Проходит время и в дом его начинает являться Святитель и напоминать ему о долге. А однажды половчанин упал с коня, забился в судорогах. Когда очнулся, понял, что необходимо выкуп в Киев вернуть. Он направляет туда табун лошадей. И мы видим, как, уверовав в силу святого, он стоит в храме перед его образом.

Немного сохранилось икон с географическими названиями. На иконе святого Феодосия Тотемского надписи: "Град Тотма", "Река Кофта". Интересно также, что Феодосия, жившего в XVI веке, иконописец переносит в век восемнадцатый.

         В экспозиции музея представлен напрестольный крест и походный складной иконостас из Николо-Маркушевского монастыря, от которого сейчас ничего не осталось. Основан монастырь был в 1576 году иноком Агапитом. Через восемь лет его убили местные крестьяне, боявшиеся, что монастырь заберет их земли. Тело сбросили в реку. Убийц казнили. Тело нашли и похоронили между церквями, а над могилой возвели часовню. А через два века опять убийство, и вновь игумена монастыря - Кесария. Спустя десять лет после этого монастырь был упразднен. Преподобномученик Агапит Маркушевский - местночтимый святой.

           На территории тотемского края нашли форму для отливки крестов, икон - литье было характерно для этих мест. Большие иконы создавали для храмов, а в крестьянском быту - медные. В старой Тотьме были обнаружены небольшие запасы медной руды, но, в основном, использовали медь привозную.

          В музее хранятся царские подарки. Икона Покрова Божией Матери, которую в 1729 году подарила Евдокия Лопухина в Троицкую пустынь. Лампада, один из подарков Александра I. Ещё одна знаковая икона 19 века, на которой Иннокентий Иркутский и Феодосий Тотемский. В экспозиции есть и более ранние иконы конца 15 – нач. 16 вв.

        Успенский храм закрывался последним, в 1940 году, поэтому здесь находились предметы, принесенные из уже закрытых храмов. Все передали в краеведческий музей, где главным хранителем работал Павел Евгеньевич Сибирцев, сын священника, служившего ранее в Успенском храме. И он, конечно же, сохранил все культовые предметы, которые в музей поступали. Церковной утвари сохранилось довольно много: все церковные сосуды, подсвечники, накладка на потир, коллекция покровцов, хоругви, выносной запрестольный крест, предметы облачения.

         Сохранились документы, в которых сказано, что иконостас Успенского храма был небольшим, но в нём была чудотворная икона 17 века. Тотемский воевода, страдавший головной болью, пожаловался юродивому Андрею. Юродивый велел ему приложиться к иконе Всемилостивого Спаса. Боль прошла. Воевода заказал икону, на которой изображена Божия Матерь в полный рост, внизу страждущее человечество. Между небом и землёй ангелы со свитками, на которых написано "алчущих Питательница, печальным - Утешение, нагим - Одеяние, больным - Исцеление". Икона находилась на воротах наказного двора. После пожара ее перенесли в Успенский храм. 25 лет ее реставрировали. В 2015 году икона вернулась в родной город. Был отслужен молебен при огромном стечении горожан. Раз в год 23 октября обязательно служится молебен - в день памяти томского святого Андрея. Горожане просят, чтобы молебны проходили чаще, так как многие исцеляются у этой иконы.

        Наряду с иконами в экспозиции музея представлена и скульптура. В православных храмах долгое время скульптура не приветствовалась, даже запреты были, т.к. в этом усматривалось католическое влияние. Тотемские мастера прошли хорошую школу подрядных работ в обеих русских столицах, в частности, в Санкт-Петербурге, где было очень сильно западноевропейское влияние. Приехав домой, они, создавая иконостасы, тоже стали использовать скульптуру.

          В музее есть возможность увидеть только фрагменты иконостаса и некоторые скульптуры из Входоиерусалимской церкви. Есть фигурки ангелов из липы, лёгкие изящные; есть напротив, довольно массивная скульптура ангела в полный человеческий рост - четыре таких ангела в алтаре поддерживали надпрестольную сень.

        Цельного иконостаса в городе не сохранилось. Но в 25 км вверх по течению Сухоны в селе Усть-Печеньга есть церковь, очень интересная своей историей. Еще в 1623 году по указу Ивана Грозного, который останавливался здесь по пути в Устюг, в маленькой глухой деревне была построена деревянная церковь. А каменный храм на этом месте возвели в 1781 году; неотапливаемая часть, которую называют летним храмом, осталась нетронутой с тех самых времен. Сохранена и архитектура и внутреннее убранство, в частности, иконостас. Через 120 лет на средства потомка князя Пожарского были пристроены колокольня и два теплых придела. В них иконостасы из итальянского мрамора. Говорят, что подобной красоты на Вологодчине больше нет. Храм не был поруган в годы советской власти. По местной легенде, настоятель церкви о. Философ был сокурсником Ленина по университету и ходатайствовал перед вождем за свой храм. После Великой Отечественной прихожане в течение двух лет искали священника в свою церковь. В то время из тюрем стали освобождать сидевших «за религию». Пришлось обойти многие дальние деревни, спрашивая, не остановился ли где освободившийся из лагерей батюшка. И нашли такого! После десятилетней отсидки возвращался о. Николай, ему и выпала воля Божия в 1946 году на Пасху совершить первое богослужение. Люди шли на эту службу за 20-40 километров. Старожилы до сих пор помнят эту Пасхальную ночь, когда по окончании крестного хода о. Николай долго не мог произнести «Христос воскресе!» - рыдания сковали. Люди плакали – слезы радости сами текли из глаз. Этого ждали так долго, так много лет! Вспоминают об этой службе с особым душевным трепетом. У меня написать об этом тоже без слез не получилось, очень тронуло. Трудно себе представить, что на таком огромном расстоянии между Великим Устюгом и Вологдой (более 500 километров) долгое время был только один действующий храм - Покровская церковь в селе Усть-Печеньга.

          В музее также выставлены работы череповецкого мастера Валентина Петровича Поклада. Бывший инженер-сталевар, выйдя на пенсию (сейчас ему 76 лет), по чертежам архитекторов и реставраторов создавал макеты деревянных храмов России 14-18 веков, многие из которых существуют только в памяти, а теперь, благодаря мастеру, можно увидеть их точные миниатюрные копии. В его коллекции 56 макетов в масштабе 1 к 50. Миниатюрная Святая Русь!

         Экскурсовод, она же директор музея, немного нервничала, торопилась, так как должен был приехать губернатор Вологодской области. Да и нам пора было отправляться дальше, на Великий Устюг. Но перед самым выездом произошла непредвиденная задержка: прихожанка Входоиерусалимской церкви стала рассказывать нам об известном местном священнике о. Василии Чугунове, который отошел ко Господу лет 12 назад, показывала тетрадь с воспоминаниями о нем.

         Игумен Кирилл, настоятель нашего храма, был с ним лично знаком: «Мы познакомились в кладбищенской Лазаревской церкви, в один из моих приездов в Вологду в конце 80-х годов. Мы много общались, потом переписывались. В моем архиве есть фотография, где о. Василий в какой-то деревне в окружении белобрысых местных детей».

           Когда о. Василий был ребёнком, в их доме жил митрополит Крутицкий Петр. Он помнил, как митрополит гладил его по голове. Помнил о том, как уводили ссыльных священнослужителей: и тихоновцев и обновленцев. Больше они не возвращались. Его отец был комиссаром, который отказался участвовать в осквернении мощей прп. Феодосия Тотемского, за что ему грозил расстрел. В итоге отец был снят с должности и исключен из партии.

В первые дни войны был выпуск химфака московского университета, на котором учился о. Василий. Как и школу, университет он закончил с отличием. Вскоре был отправлен на фронт, участвовал в боях, в том числе на Бородинском поле. В его дивизии из 10 тысяч солдат осталось в живых 500. После одного из боев о. Василий лежал, раненный в ногу и голову. Немцы ходили и добивали наших раненых. О. Василий дал обет, что если останется в живых, посвятит себя служению Богу. Прозвучал приказ, что в связи с религиозным праздником дать возможность русским забрать своих раненых. Это его спасло. Ещё один военный эпизод. Не выдержав натиска немцев, наши стали отступать без приказа. За это перед строем был расстрелян военачальник. Его последними словами были: «Прости Родина за то, что не умел воевать». Его разжаловали, и он погиб уже не как офицер. За то, что часть отступила, о. Василия избили.

             После войны о. Василий заканчивает с отличием Московскую семинарию и академию, женится. У них рождается двое детей. Впоследствии жена погибает. Жил в маленькой комнате, любил ходить в гости. Был такой драматичный момент, когда сто деятелей написали Хрущёву, чтобы закрыли кафедральный храм в Вологде. Архиерей вызвал о. Василия и сказал, что поскольку он человек авторитетный здесь, то он поручает ему это дело осуществить, т.е. сдать ключи. И в случае если он этого не исполнит, то снимет с него крест. О. Василий спросил: «А нельзя ли отстоять собор?», последовал ответ: «Пробуйте». Благодаря своей тактичности и деликатности о. Василий наладил нужные контакты, даже уполномоченный встал на его сторону. А Хрущев подготовил резолюцию: «По просьбе трудящихся закрыть этот очаг мракобесия». О. Василия вызывали несколько раз в облисполком, но он то приходил без ключей, ссылаясь на забывчивость, то еще какую причину находил. А потом сняли Хрущева и в итоге всё само собой рассосалась. О. Василий помог в годы хрущевских гонений Тверскому епископу, которому уполномоченный приказал закрыть 18 храмов. О. Василий приезжал и тоже разрулил ситуацию - закрытия не произошло.

           О. Василий приложил свои силы к открытию 18 храмов на Вологодской земле, первый храм был открыт еще в годы перестройки. Есть описание таких чудес, когда не гасли свечи в очень ветреную погоду, когда батюшка служил панихиду на кладбище; как густое комариное облако не могло сесть на руку о. Василия, находясь в 2-х см от неё - их не допускала какая-то неведомая сила. О. Василий был очень внимателен к людям, всегда откликался, был отзывчив на просьбы. Общительный, ровный, спокойный. Особенный батюшка. Царство ему Небесное!

Анна Андреева,

руководитель Издательского отдела церкви свт. Николы на Берсеневке.


Расскажи друзьям:



Просмотров: 781 | Добавил: omt | Теги: Общественное московское телевидение, Тотьма, Русский север, Вологодская область, А. Андреева, Берсеневка
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ОМТ


ОМТ


Связаться с нами


БЛОГ ОМТ

Мы в соц.сетях
  

Сергей Кузнецов
       

ОМТ
      

Реклама на телеканале ОМТ
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Телекомпания АВ-ТВ



    © Общественное Московское телевидение







    ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЕЩЕНИЕ
    html clocks часы для сайтов

    Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной прямой ссылки на наш сайт.
    По всем вопросам, связанным с работой сайта и размещением информации на сайте, свяжитесь с администрацией: omttv.ru@mail.ru
    © Общественное Московское телевидение

    Copyright MyCorp © 2024


    Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Союз образовательных сайтов http://всё-супер.рф/