Анна Андреева.
ЮРЬЕВ ДЕНЬ В РОССИЙСКОЙ ГЛУБИНКЕ – ЗЕМНОЕ И НЕБЕСНОЕ. Часть 1.
(Страница из летописи).
Уже более четверти века (юбилей отметили в 2017 году) существует берсеневская община. И с первых дней, с первых ее шагов зародилась хорошая и очень нужная традиция – ежедневно ведется летопись. Много было событий, интересных гостей у нас в храме; беседы, паломничества и экскурсии; регулярные «шефские» поездки в глубинку; ежедневные радости и скорби, трудности и их преодоление. В подробных записях можно поэтапно проследить, как пульсировала, чем жила все эти годы община, с чего все начиналось, что было сделано за эти годы и сколько замечательных людей участвовало в этом. Малую лепту попытаюсь внести в это доброе дело - расскажу о прошедшей очередной поездке в российскую глубинку, которая в этот раз пришлась на Светлую седмицу и на праздник святого великомученика Георгия.
Как никогда насыщенным оказалось в этот раз наше паломничество. Почти в 20 селах и деревнях в полуразрушенных храмах, часовнях и у поклонных крестов прозвучала молитва, колокольный перезвон будил окрестности, пасхальное «Христос воскресе из мертвых», «Воскресение Христово видевше», «Воскресения день просветимся людие, Пасха, Господня Пасха» радостно разносилось по округе, «веселыми ногами» крестными ходами обошли мы не один километр.
Деревня Райки, живописные места вокруг, лес, речка. Про Райки в советское послевоенное время говорили, что здесь детей, как в Китае. Сейчас деревня полностью вымершая – лет 8 назад умер последний местный житель. Дорога к Райкам незаметно с каждым годом зарастает. Четырнадцать лет назад наши прихожане установили здесь поклонный крест на месте разрушенной Тихвинской часовни. Этот крест был первым «нашим» крестом в этом регионе. В этот приезд рядом с крестом увидели «коробку» из двух нижних венцов – основание новой часовни. Наш прихожанин, проникшийся к этому месту, начал ее строительство. Надеемся, что через год-два здесь уже будет первая восстановленная часовня. Пропели у креста пасхальный час.
Неподалеку от Райков деревня Заболотье, ситуация аналогичная – в ней остался последний местный житель, одинокий, сильно пьющий карел. Здесь также раньше была часовня в честь свв. Кирика и Иулиты. На этом месте несколько лет назад нами был установлен поклонный крест.
Село Пиногощи. Покровский трехпрестольный храм 19-го века, сильно руинированный. Средняя его часть обрушилась. Наша община сделала все возможное, чтобы законсервировать его и остановить дальнейшее разрушение. Здесь о. Кирилл отслужил Литургию, накануне вечернее богослужение. Во время службы сверху все время осыпалась известка, на полу россыпь обломков кирпичей – хорошо, что падали они не в наше присутствие. Было несколько причастников, правда, из соседнего села Вышково – местные, которых к тому же мало осталось, абсолютно равнодушны к своей святыне.
В Вышково тоже была своя церковь, огромная, по рассказам старожилов. Великолепный Воскресенский храм. Даже фотографий не осталось, вообще ничего нет, даже намека на фундамент – церковь уничтожили полностью. На месте разрушенной дотла величественной церкви сейчас ремонтные мастерские для сельхозтехники. Здесь наши прихожане тоже установили поклонный крест, потом выпросили пустующий домик для моленной. Местные жители активно и с воодушевлением взялись за ее обустройство – эта моленная, можно сказать, образцовая: в ней всегда чисто, светло, уютно. А сейчас так совсем «богато» – отгородили алтарь и теперь это уже храм, здесь служатся Литургии.
Всего на Светлой в N-й губернии было совершено три Литургии. Вторая – в селе Михайлова Гора. Здесь пока еще держится, как говорится, на честном слове, огромный пятикупольный Преображенский храм, его видно издалека. С грустью констатировали, что центральный купол накренился еще больше, наверное, его уже не спасти. Рядом силами местного подвижника игумена Афанасия построена деревянная Никольская часовня-храм (он, кстати, помимо этой часовни возвел с помощью своих духовных чад более двадцати деревянных часовен-храмов рядом с разрушающимися каменными). В ней и были отслужены вечерняя служба и Литургия.
В селе Кава у поклонного креста на месте разрушенной Вознесенской церкви пели утреню, вместе с немногочисленными местными жителями обошли крестным ходом с пением пасхального канона часть села.
В селе Черновка целый монастырь даже был, здесь нами также установлен поклонный крест. Здесь, а также в селах Прудово (у поклонного креста на месте Ильинской церкви) и Заручевье (у поклонного креста на месте Никольской церкви) пропели пасхальные богослужения и прошли крестным ходом. Ни один местный житель не заинтересовался, не пришел на перезвон нашего колокола, призывающего на моление.
В селе Сергиевское в храме прп. Сергия отслужили вечерню. За ним следят приезжающие на лето дачницы, они очень любят этот храм; богослужения здесь всегда проходят радостно, людей приходит много и чувствуется особенное тепло и благодать. Сейчас, видимо, еще не сезон, поэтому храм (тоже изрядно руинированный, но любовно опекаемый женщинами) мы застали в запущенном после зимы состоянии: все засыпано обломками кирпичей, как после бомбежки, сквозняк гуляет сквозь прорванную на окнах пленку, иконы повалены; занавесочки, закрывающие вход в полностью обвалившийся алтарь, больше похожи на лохмотья. Кроме нас на службе не было никого. Грустная картина.
Пропели богослужения (на Светлой ведь все поется) и прошли крестными ходами в селе Дмитровское (руинированный храм св. Димитрия Солунского), деревне Волхово (поклонный крест на месте разрушенной часовни св. Параскевы Пятницы), деревне Житниково (здесь местные жители сохранили свою часовенку в честь св. вмч. Пантелеимона), деревне Иваньково (также цела деревянная Казанская часовня), в деревне Бронино (здесь в советское время в часовне был магазин), в деревне Колмодворка (поклонный крест на месте разрушенной Ильинской часовни). В деревне Поповка по осени мы также установили крест, в этот приезд его освятили и отслужили возле него пасхальную обедницу. В деревне Долганово с грустью обнаружили поклонный крест обвалившимся.
Особенно запомнилось богослужение в селе Кузьмиха. Раньше это было огромное село, была своя церковь Михаила Архангела и часовня. От церкви остались очертания фундамента, рядом установлен поклонный крест. В ранее богатом селе осталось два жителя – муж с женой за 80 лет. Они доживают здесь последнее лето и намерены уехать к детям. Все. С их отъездом село полностью опустеет. Старик проводил нас ко кресту, а его в свою очередь сопровождали две собаки-сторожа. Они всячески оберегали своего хозяина, периодически подлаивая на нас, мол, не расслабляйтесь, мы рядом. Когда началась служба и запели «Христос воскресе из мертвых…» собачки успокоились, улеглись в сторонке и больше до окончания богослужения мы их не слышали. Когда мы приедем сюда в следующий раз, по всей видимости, и полаять будет некому…
Третья Литургия должна была быть в селе Первитино в Троицком великолепном, но также аварийном, храме. Там в прошлом году по осени уже была совершена первая после долгих лет запустения Литургия. Наметили в этот раз служить здесь на Фомину неделю, артосы с собой привезли. Но неожиданно воспротивилась этому староста храма, выдвинув, на ее взгляд неоспоримый аргумент – храм рушится, находиться в нем опасно. К сожалению, переубедить ее не удалось и вместо Божественной литургии в башенке рядом с храмом мы пропели только пасхальный час. Было очень тягостно на душе – как можно было отказаться от Литургии, да еще и в такие светлые пасхальные дни?! Молились также в селе Змеево, в деревянном, на две трети прогнившем и рухнувшем Никольском храме.
Ну и наконец, перед отъездом в Москву, 6 мая, престольный праздник, Юрьев день, в карельской деревне Ананкино. В честь св. Георгия в середине 19-го века здесь была возведена часовня - довольно редкий памятник деревянного зодчества. Основа часовни традиционная - четырехугольная с галереей и восьмериком, а отделка выполнена в стиле классицизма. Вокруг - открытое гульбище. В советское время часовню закрыли и использовали ее под сельский магазин. Когда мы первый раз приехали в деревню, узнав про Георгиевскую часовню, то увидели ее в катастрофическом состоянии, более чем плачевном: обезглавлена, разорена, осквернена. Внутрь войти было невозможно. Обе двери заклинило, они прочно врылись углами в землю. Крыша часовни угрожающе нависала над нами, и в любой момент, пока мы вычитывали вечерню на ступеньках перед входом, могла завалить нас отвалившимися гнилыми досками.
Рядом с часовней наши прихожане установили поклонный крест, о. Кирилл служил здесь молебны с водоосвящением, уставные службы, совершались крестные ходы по деревне.
Можно сказать: зачем что-то пытаться восстановить? Не проще ли все снести, развалить полусгнившие бревна и поставить новую часовню? Да, наверное, это будет проще, и даже дешевле. Но можно и с другой стороны посмотреть на это – не с материальной, но с духовной. Восстанавливая часовню, мы будто бы соприкасаемся, становимся рядом с теми, кто более 150 лет назад с любовью и молитвой своими руками выкладывал эти бревна, создавая святой островок в своей деревне. Храм, часовня – самое главное место в селе. И строили их на века, лучшие материалы использовали для этого, лучших специалистов посылали на это богоугодное дело. Иной раз можно увидеть такую картину: почти исчезнувшая деревня (а деревни сейчас повсеместно доживают свой век – люди вымирают, спиваются, уезжают в города) с единственной, каким-то чудом сохранившейся, постройкой – церковью или часовней.
В прошлом году, также на св. Георгия, подъезжая к деревне, обрадовались, увидев новую крышу - снаружи часовня явно ожила. Вспомнили, как непостоянство весенней погоды ощутили, как говорится, на своей шкуре. Выехали из Москвы под слепящим теплым солнцем, а подъезжали уже под грозными свинцовыми тучами. Мы тоже любим грозу в начале мая - смотреть на нее с крылечка, стоя под навесом, очень романтично. А тогда пришлось под проливным дождем и сильнейшими порывами ветра переносить из машины все, что нужно для службы: книги, облачение, колокол, кадило, водосвятную чашу, свечи и другую утварь. Свечи не зажигались – сквозняк, который гулял в часовне по кругу, задувал спичку сразу, если удавалось все же затеплить свечку, то это было ненадолго. Разжечь кадило казалось было вообще нереально.
Сифонило изо всех щелей основательно. Полов нет. Да пусть был бы земляной пол, но ровный – так нет. В деревне не нашлось рук, чтобы сровнять эти колдобины из песка, земли, камней, досок, железа и еще не пойми чего. И ведь для этого не нужны большие деньги. Руки, лопаты и один-два часа времени. Ходили как по минному полю, смотря себе под ноги, чтобы не слететь в яму, или, случайно наступив на край доски, вторым не получить себе в лоб. Во время службы в определенные уставом моменты нужно было выходить трезвонить или делать удары в колокол. Задание оказалось не из простых – ступеней практически не было, перелезали через высокий порог, карабкались как на Эверест, с угрозой свернуть себе шею, или переломать ноги. Я несколько раз спотыкалась и повисала на дверях, держась за крючок. Рядом со входом лежало несколько огромных валунов. О. Кирилл, выходя в конце службы из часовни, держа в одной руке Дары, в другой Евангелие, поскользнувшись, чуть не разбил голову об эти камни. С Божией помощью, все же прошли эти трудности и службы провели.
Опять же вопрос к местным жителям - разве нужны большие затраты, чтобы сделать ступени? Любим поплакаться, денег нет, никто не помогает и т.д. и т.п. Вспомнился наш староста Владимир Никанорович, который в таких случаях говорил: «С деньгами любой сделает. Вы попробуйте без денег выкрутиться!» К нынешнему нашему приезду ступени немного подправили, но это оказалось единственным результатом реставрационных работ за год… Надо сказать, в этом году неизвестные благотворители (Господь знает их имена) пожертвовали для ремонта часовни некую сумму – теперь есть надежда на новый пол!
Каждый человек может принести пользу. Даже если не силен в плотницком мастерстве, то в ходе работы можно всему научиться, подставить свое плечо. Люди часто боятся сложностей, материальных затрат, но, как говорится в русской поговорке: «Глаза бояться, а руки делают». Бывает, что и не так все страшно на самом деле, нужно только начать: спилить вокруг заполонивший кустарник, скосить бурьян, вынести мусор, отмыть стены (ведь были глупцы, которые оставляли свои автографы на них, а то и надписи непристойные), оттереть полы, поставить иконы, возжечь свечи, помолиться. Нужно показать пример, увлечь людей тем, как это важно, прежде всего, для них самих, для их родного села. А дальше, как правило, собираются люди, находится и материал и специалисты. К сожалению, у местных жителей деревни Ананкино завершить начатые работы нет сил. А дел еще непочатый край – и внутри и снаружи: нужно менять сгнившие венцы сруба, рухнувший потолок, окна…
(Окончание следует).
Анна Андреева,
руководитель Издательского отдела
храма свт. Николы на Берсеневке.
*Фото автора.
**Подписи под фото по порядку размещения:
Д. Черновка. У поклонного креста на месте разрушенного монастыря.
Дер. Ананкино. В часовне сввмч. Георгия Победоносца.
Дер. Бронино. В часовне св.свщмч. Власия.
Дер. Волхово. У поклонного креста, установленного на месте разрушенной часовни св. Параскевы Пятницы.
Дер. Житниково. В часовне св. вмч. Пантелеимона.
Дер. Заручевье. Поклонный крест на месте разрушенной Никольской церкви.
Дер. Колмодворка. У поклонного креста на месте разрушенной Ильинской часовни.
Дер. Кузьмиха. У поклонного креста, установленного рядом с разрушенным Михаилоархангельским храмом.
Дер. Поповка. Освящение поклонного креста на месте разрушенной Ильинской часовни.
Дер. Райки. Молитва у креста, установленного на месте разрушенной Тихвинской часовни.
С. Змеево. В руинированной Никольской церкви.
С. Кава. У креста на месте разрушенной Вознесенской церкви.
С. Михайлова Гора. Литургия в Никольской церкви.
С. Пиногощи. Божественная Литургия в руинированной Покровской церкви.
С. Сергиевское. В церкви прп. Сергия Радонежского.
Расскажи друзьям:
|