Игумен Кирилл (Сахаров).
В ПОИСКАХ КИТЕЖ-ГРАДА В НАУКОГРАДЕ ДУБНА.
Некоторые старообрядцы меня всерьез называют "никонианским куратором старообрядчества". Вот и приходится везде поспевать, за всем следить, чтобы соответствовать этому высокому званию… Да, "тяжела шапка Мономаха"...
Кстати, единоверие, учреждённое в 1800 году, как миссионерский проект по обращению старообрядцев, в новейшее время, восстановив только десятую часть своего прежнего потенциала, стало по преимуществу «нишей», как говаривал Патриарх Алексий I, «для тех в лоне РПЦ, кто стремится к корням, к более строгой модели богослужения». Даже сам термин «Единоверие» сокращает ареал своего распространения в церковной среде. Наш храм, например, предпочитает наименование «Старообрядный приход Московского Патриархата».
Дубна – крупнейший в России центр по исследованиям в области ядерной физики. Находится на севере Московской области. Единственный населённый пункт в области, расположенный на Волге. В городе семь действующих новообрядческих храмов, самый старый из которых был построен в 1827 году. Посвящён он Похвале Пресвятой Богородицы. Интересно, что на территории этого храма установлен армянский крест-хачкар; я встречал эти кресты на территории Данилова монастыря, около храма Христа-Спасителя и даже в райцентрах провинции – по-видимому, это результат продуманных стараний армянских христиан.
Старообрядчество в прошлом в этом «кусте» было значительным: два храма (в Талдоме – в честь Архангела Михаила, и в Конаково – б. Кузнецы – в честь Тихвинской иконы). Храм в Талдоме сгорел в годы войны. Кстати, его строил тот самый архитектор, который строил Иверский собор в Николо-Перервинском монастыре. Несколько лет в талдомском храме служил о. Андрей Попов, трагически погибший в Ржеве в годы войны. Два скита и десяток моленных. Один из скитов затерялся в лесной зоне. На месте храма в Конаково о. Евгений Чунин установил Поклонный крест. О наличии здесь единоверческих церквей ничего выяснить не удалось – скорее всего, их и не было. Стало быть «ловить здесь нечего». Остаётся только пожелать успехов братьям-старообрядцам, как поповцам, так и безпоповцам (первые преобладают в Талдоме, а вторые – в Кимрах) в восстановлении порушенных святынь.
Таким подвижникам, как о. Евгений и симпатичный поморский наставник с северо-запада, новгородско-петербургского региона - один из устроителей выставки. Я в своём выступлении попытался "перебросить мостик в современность", показать актуальность и востребованность древнеправославных традиций и норм поведения. В качестве иллюстрации упомянул недавние события в пос. Бужаниново Сергиево-Посадского района Московской области, где гастарбайтеры с юга в лесу надругались и убили женщину, собиравшую грибы. Разве не должны мужчины - близкие родственники сопровождать женщин в подобных походах? Местные жалуются на то, что южане пристают к девушкам. Безобразие! Ну а сами девушки следуют ли традиционному дресс-коду в одежде? Если да, тогда не меньше ли было бы зацепок для подобных искушений. И, наконец, жалуются, что завозят работать гастарбайтеров в то время, как у самих работы нет. Забыв заветы апостола Павла - заботиться, прежде всего, в первую очередь, о своих "присных", т.е. о родственниках, соотечественниках, единоверцах. Пример чему показали старообрядческие меценаты, такие как Масленников и Кузнецов.
В Дубну на выставку меня пригласил р. Б. Вячеслав. Он молится по старопечатным книгам, но в тоже время посещает обычный храм. Выставка «Потаённая Русь» расположилась в музее города в здании городского вокзала (музей здесь располагается с 1994 года; в его основе археологическая коллекция). Открыла выставку директор музея Е. В. Чертовских (больше не приведу ни одного имени и фамилии – когда штормит давление, не спутать бы, как говорится, Бабеля с Бебелем, не забыть, где находишься и куда потом возвращаться. Один мой знакомый намедни говорил мне: "После нескольких операций под общим наркозом не забыть бы, как зовут супругу, с которой прожил более полувека»).
Выступавшие говорили, что выставка призвана внести свою лепту в разрушение бытующих негативных стереотипов о старообрядцах. В этом регионе их было немало. В Дубне они молятся на дому. В центре города жила одна раба Божия, которая шила саваны и переписывала молитвы. Вячеслав сказал, что его соседкой была праправнучка известного старообрядческого мецената Масленкова. Моленные, в частности, были в деревнях Подберёзье, Дубравка, Поповка (здесь была последняя моленная, она сгорела в 1954 году). В Кимрах было четыре общественных моленных плюс несколько частных.
В экспозиции были представлены традиционные элементы старообрядческого богослужебного обихода: иконы, книги (рукописные и печатные), кацеи, подручники, лубки, фотографии и т.п. Среди книг запомнились «Поморские ответы», «Сын церковный», сборник полемических материалов – собеседований между поповцами и безпоповцами. Особое внимание привлекают два Евангелия – 1600 и 1640 гг. (издание Виленской типографии). Евангелие 1868 года поразило своим огромным объёмом.
Подобные выставки в последние годы в разных регионах возникают, как грибы после дождя. Во многом они похожи друг на друга. Данная выставка имела заметно выраженное своё лицо. Во-первых, это стенды, рассказывающие об истории раскола, затем фрагмент моленной, детали быта старообрядцев. Запомнились такие слова на одном стенде: «Никон и его справщики спешно и необдуманно вводили те новшества, которые послужили первопричиной возникновения раскола». Рассматривая одну из книг, я был поражён насколько тщательно и скрупулёзно старообрядческие начётчики собирали апологетический материал, например, о двуперстии. Так, в кратком сказании о явлении Боголюбской иконы подчёркивалось, что из развершихся небесных высот было Спасово благословение в двуперстном сложении. В другой книге «вера латинян» квалифицировалась как «не правая и не истинная, развращённая злыми человеки и нечестивыми еретики». Было несколько витрин с тематическим наполнением, повествующим о крещении и отпевании, Выговском общежитии и пр. Один из стендов был посвящён известному старообрядческому меценату Кузнецову. Он руководил фаянсовым заводом в Кузнецах (Конаково). Намеревался массово изготавливать иконостасы из фаянса (успел их изготовить только 88). Надгробная плита. «Карта раскольнических селений Московской губернии. 1871 г.» (на ней наиболее густая сеть старообрядческих населённых пунктов в районе Коломны и Вереи).
Содержание выставки имеет ярко выраженный катехизический и даже миссионерский подтекст. Разъясняется, что такое подручник и какова символика лестовки, на витрине о крещении акцентируется, что оно совершается «строго погружением».
На чаепитии в кабинете директора продолжилось интересное общение. У хозяйки, как она не сразу призналась, возникло недоумение – будут ли старообрядцы чокаться рюмками с вином. Я предложил дождаться выхода книги преподавателя Старообрядческого духовного училища Р. Аторина «Сто вопросов и сто ответов о старообрядчестве» (хотя подобные детали, скорее всего, будут разъяснены в «двухстах» или «трёхстах» вопросах и ответах). Один из участников чаепития так разъяснил возникшее недоумение: «Нет, не чокаются, ну разве что после третьей рюмки».
После выхода из музея я решил ещё побывать в одном из храмов города. Посетил новопостроенный храм во имя св. великомученика Пантелеимона, приложился здесь к частице его мощей. Оказалось, что настоятель храма бывал в нашем храме, где ему запомнилась дисциплина поведения людей на службе.
*Фото автора и из интернета.
Расскажи друзьям:
|