ОМТ ОМТ  ОМТ
ОМТ
ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ   ОМТ
OMT

Русское Зарубежье
Комитеты ОМТ
Журнал БВ
ОМТ-Форум

ОМТ

ОМТ


ГИМН ОМТ



Музыка Алексея ЗЫКОВА.
Слова Геннадия СУПОНЕЦКОГО.
Сост.клипа
Марина Рассказ
ова


ОМТ-партнер

Вход

Форма входа

Главная » 2021 » Декабрь » 20 » ПРАВОСЛАВИЕ.
14:37
ПРАВОСЛАВИЕ.

Игумен Кирилл (Сахаров).

БЕЛОРУССКИЙ ДНЕВНИК.

(Воспоминания). Часть 2.

         По пути в Жировицы посетили храм в селе Бульково, в котором служит сын о. Анатолия. Посвящён он Успению Богородицы. Здесь также народ покланялся иконе св. Параскевы и опять звучала моя проповедь. В начале века на этом месте стояла деревянная церковь. Каменный храм, построенный в конце XIX века, в годы войны был взорван немцами. Современное храмовое здание было построено всего лишь 10 лет назад. Интересно, что в строительстве и финансировании принимали участие те, кто храм разрушал.

         В Белоруссии действует 1315 православных храмов и 462 католических костёла, при этом в Гродненской области – 227 церквей и 226 костёлов. Для сравнения: в Минске 15 церквей и 6 костёлов.

         Унию обитель приняла в 1609 году. Первым игуменом монастыря стал печально известный Иоасафат Кунцевич – тот самый «патрон унии», фанатик и изувер, который в 1623 году был убит восставшими витебчанами за чрезвычайные притеснения православных. Так история Жировицкого монастыря оказалась связанной с именем одного из главных хулителей Православия в Белой Руси.

         В 1655 году 20-тысячное войско гетмана Богдана Хмельницкого, боровшегося против польско-литовской экспансии, заняло монастырь. Деревянные постройки были сожжены, а монахи-базилиане, которых казаки считали вероотступниками, разогнаны, а многие и убиты.

         Но казаки ушли – и в монастырь вновь вернулись униатские монахи. Обитель была восстановлена, и сюда ещё не раз приезжали польские короли. А со временем она стала и польским «просветительским» центром: в монастырской типографии стали печатать молитвенники и другую богослужебную литературу на польском языке.

          К тому времени обитель имела четыре храма: помимо главного Успенского, здесь были каменные Крестовоздвиженская и Явленская церкви, а также деревянная Георгиевская. Были также трёхэтажный келейный корпус (в нём располагалась и духовная семинария), часовня, трапезная и множество иных, в том числе, хозяйственных построек. На всю округу славились сад и рыбные пруды обители. В небольшой Явленской церкви хранится священный камень, на котором после случившегося пожара в огненном сиянии явилась Сама Пресвятая Дева, вернувшая Свой чудотворный нерукотворный образ. Частички камня стали благоговейно разбираться благочестивыми паломниками с верой, что они подают исцеление от различных недугов и сохраняют от пожаров и других несчастных случаев.

         Считается, что это самое древнее здание монастыря (2-я половина XVII века). В этом храме никогда не было, и до сих пор нет электричества. Под спудом Явленской церкви погребён первый настоятель Жировицкого монастыря архиепископ Михаил (Голубович) (первый – после упразднения унии в 1839 г.). По случаю упразднения унии была выпущена медаль с надписью «Отторгнутые ненавистью, воссоединены любовью». Инициатором и проводником отмены унии был митрополит Иосиф (Семашко). Он старался это делать мягко и постепенно. Например, он допускал, что монахи-базилиане могли продолжать поминать Папу, но только не афишируя это. Интересно, что его брат завещал похоронить себя к ксендзам. Каждую неделю в ночь с субботы на воскресенье братия собирается сюда на полунощницу.

         При Хрущёве были закрыты женские монастыри в Гродно и Полоцке, и монахиням не оставалось ничего иного, как перебраться в Жировицы. Поначалу казалось, что их пребывание здесь будет недолгим, но монахини жили в Жировицах до самого начала Перестройки, когда отношение к Православию и религии в целом в СССР кардинально изменилось.

         В 1989 году Жировицкая духовная семинария была вновь открыта. Тогда же начал оживать и сам монастырь. В 2002 году Жировицы посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

         И радостно, и отрадно от того, что Жировицкий монастырь и его храмы и постройки избежали даже частичного безвозвратного уничтожения. Стоит отметить, что именно в Жировицах находятся наиболее известные в Белой Руси святые источники. Один из них – под алтарём Успенского собора (по преданию, именно в этом месте протекал ручей, бивший из-под корней дикой груши, на которой была обнаружена икона Богородицы).

         На том месте, где ныне расположены Жировицы, в древности были густые леса и “жирные“ пастбища, принадлежавшие православному вельможе – боярину Александру Со́лтану (историки считают, что само название «Жировицы» произошло от «жирных» пастбищ)

         Уния вводилась силой с поразительной свирепостью и озлоблением. В городах православные люди не допускались ни к каким должностям. Православных священников убивали за совершение богослужений. Если прихожане защищали священника и не принимали унии, то им не позволялось ни торговать, ни работать в городах. В любой момент у них могли отнять имущество, их могли изгнать, посадить в тюрьму.

         В 1609 г. монастырь  перешёл под управление униатского митрополита Ипатия (Поцея). К этому времени в обители оставался один иеромонах, которого заставили подписать документ о подчинении униатскому архиерею. Монастырь стали заселять монахи-базилиане. Православная культура на Белорусских землях с этого времени приходит в упадок. Исторические памятники Православной веры разрушаются, а на их месте униаты строят свои.

         В 1769 г. был возведён Крестовоздвиженский храм обители. Этот храм возводился в течение 17 лет на пожертвование одной вдовы. Размер пожертвования составлял 8 тысяч злотых. По тем временам эта сумма была очень значимая - на один злотый можно было купить две коровы. Расположен он на самой высокой точке монастыря и символизирует место крестных страданий Господа - Голгофу. По своей архитектуре он напоминает Страстную церковь в Риме. В высокой лестнице, ведущей наверх к алтарю, в специальных ковчежцах когда-то помещались частицы мощей святых угодников. Богомольцы на коленях поднимались наверх по 28-ми ступеням, прикладываясь к мощам, а спускались по боковым лестницам (сейчас эти частицы мощей находятся в Успенском соборе, в специально сооружённом для этого кресте). Кроме Жировиц, храмы с такой лестницей есть ещё в Риме и Вильнюсе.

         Необходимо было закончить строительство Успенского собора, фасад которого затеявшие капитальный ремонт униаты хотели полностью изменить, придав ему вид католического костёла. В результате этого здание скорее всего напоминало полуразрушенный средневековый зáмок, чем храм.

         В этом главном храме обители отразилась сложная история Западно-белорусского края. В нём соединились черты стилей барóкко, рококó и классицизма. С южной стороны к собору пристроен храм в честь Святителя и Чудотворца Николы. Собор соединяется крытыми переходами: с одной стороны – с корпусом семинарии, с другой – с жилым братским корпусом

         К 1867 г. Успенский собор был полностью достроен. В 19 веке наиболее известным настоятелем обители был архимандрит Николай (Редутто). За время своего многолетнего настоятельства о. Николай превратил полуразрушенный монастырь в прекрасный уголок Святой Руси, поэтому его поистине можно назвать великим строителем Жировицкой обители.

         В последние годы своей жизни настоятель не мог свободно передвигаться, и, чтобы он мог лично наблюдать за огромным монастырским хозяйством, для него было сделано специальное кресло на колёсах, благодаря которому он продолжал руководить начатым строительством и насаждениями.

         В течение 10 лет (1896-1906 гг.) находился в Жировицах, а точнее в Жировицком духовном училище, Пётр Фёдорович Полянский, впоследствии митрополит Крутицкий, Патриарший Местоблюститель, причисленный к лику святых на Архиерейском Соборе в 1997 г.

         В 1913 г. сюда был отправлен в ссылку знаменитый Саратовский епископ Гермоген (Долганов), который вступил в конфликт с обер-прокурором Святейшего Синода В. К. Саблером из-за критического отношения к Г. Распутину.

         Во время Первой Мировой войны главная святыня обители – Жировицкая чудотворная икона Божией Матери – нашла убежище в Покровском соборе (св. Василия Блаженного) на Красной площади г. Москвы. За время эвакуации монастырь потерял много имущества. Был утерян, в частности, архив. Четыре огромных рукописных тома с записями чудесных явлений от иконы были утрачены.

         С 1927 г. настоятелем обители стал архимандрит Поликарп (Сикорский), отличавшийся крайним национализмом и нетерпимо проводивший украинизацию. В бытность настоятелем Жировицкой обители он продолжал заниматься переводом богослужебных книг на украинский язык. Его неприязнь ко всему русскому простиралась до такой степени, что он не отмечал дни памяти российских святых, а при каждении в Успенском соборе демонстративно обходил Казанскую икону Божией Матери, громко изрекая при этом: «Цэнэ можно, цэкацапска». Архимандрит Поликарп запрещал поминать имена русских святых на отпýсте и считал для себя великим оскорблением, если кто-то обращался к нему на русском языке. Его правление было долгим и гнетущим для братии. В 1932 г. он был хиротонисан во епископа Луцкого и стал проводить украинизацию Ровенщины.

         Во время немецкой оккупации (1941-1944 гг.) было относительно спокойно. Только в самом конце оккупации были уничтожены монахи еврейского происхождения. Перед вступлением в Жировицы советское командование опасалось, что в монастыре мог располагаться опорный пункт противника, а на колокольне Крестовоздвиженского храма находятся немецкие снайперы. Поэтому первым делом было решено подвергнуть артобстрелу все монастырские храмы. Старожилы вспоминали, как над их головами постоянно проносились снаряды. Везде за монастырём были воронки, но ни один выстрел не достиг своей цели: то недолёт, то перелёт. Когда в Жировицы вошёл первый танк и остановился напротив собора, солдаты были поражены. Ведь они выпустили 22 снаряда, но в храмы ни один снаряд не попал. Так дивным образом Божия Матерь явно оберегала от разрушения Свой Удел.

         В 1945 г. была возвращена Крестовоздвиженская церковь, обманным путём захваченная католиками в 1922 году. Учительница начальной школы из Жировиц привела большую группу школьников в Жировицкий монастырь для «ознакомления с архитектурными памятниками». Вежливо попросив ключи от Крестовоздвиженской церкви монастыря, она их не возвратила, а передала католическому священнику, который начал совершать в этой церкви латинские мессы. Остальные церкви остались в ведении обители.

         В 60-е годы обитель была обязана выплачивать большой натуральный налог в виде зерна, масла, мяса, молока и т.п. Тяжёлые условия, в которых оказался монастырь, поставили его перед выбором: либо продолжать уплату налогов, ставших непосильным бременем, либо сдать хозяйство государству.         В результате монастырское хозяйство было передано Жировицкому сельскохозяйственному техникуму. За обителью были оставлены лишь находившиеся внутри монастырской ограды пруд, сад и огород.

         1 июля 1960 г. решением Совета Министров БССР были закрыты Гродненский Рождество-Богородицкий и Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женские монастыри. Почти 70 сестёр остались без крова. Архимандрит Антоний (Мельников), впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский, отправился в Москву и получил у Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) благословение на размещение насельниц в Жировицком монастыре. Поначалу казалось, что их пребывание будет недолгим, но монахини жили здесь до самого начала Перестройки, когда отношение к Православию и вообще к религии кардинально изменилось.

         Однажды отец Антоний, прогуливаясь по кладбищу, зашёл в Георгиевскую церковь, где случайно обнаружил «икону» Иосафата Кунцевича. Находка явилась отголоском печального униатского прошлого бытия обители. Прогуливаясь в другой раз о. Антоний встретил послушницу с чашкой разведённой краски и обратил внимание на форму чашки, которая напоминала ритуальный масонский сосуд. Обретение её в монастыре подтверждало сведения, почерпнутые им из журналов XIX в., о том, что в среде униатских монахов были члены масонских лож.

         Крестный ход на Пасху, на Успение Пресвятой Богородицы и 20 мая, в праздник Жировицкой иконы Божией Матери, к Явленской церкви – до приезда на Минскую кафедру Высокопреосвященнейшего митрополита Филарета (1978 г.) – совершался из Успенского собора через Никольский храм и коридор собора без выхода на предсоборную площадь посёлка. Были случаи, когда на праздник Жировицкой иконы Божией Матери отменялся автотранспорт в Жировицы из Слонима и других близлежащих селений. Перед Успенским собором устанавливался мощный громкоговоритель, который мешал богослужениям, нормальной жизни и отдыху насельников монастыря.

         В 1963 г., осуществив последний выпуск, Минская духовная семинария прекратила своё существование

         При всякой надвигающейся на обитель беде в келиях у сестёр поздним вечером в окнах мерцали тусклые огоньки свечей, свидетельствовавшие об усердной, сердечной и слёзной молитве. Общее число акафистов в скорбные моменты доходило до сорока в сутки.

         Братский корпус был отнят, и в нём разместилась неврологическая больница с поликлиникой. Колокольня с пристройками, в которых жила часть гродненских монахинь и богомольцы, также отошли государству. Земли и огороды, принадлежавшие монастырю, были отняты и отданы населению и Жировицкому сельхозтехникуму. Всё сводилось к тому, чтобы лишить монастырь элементарных средств существования.

Окончание следует.

*Фото автора.


Расскажи друзьям:



Просмотров: 566 | Добавил: omt | Теги: белоруссия, Белорусский дневник, Жировицы, Игумен Кирилл (Сахаров), Общественное московское телевидение, православие
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ОМТ


ОМТ


Связаться с нами


БЛОГ ОМТ

Мы в соц.сетях
  

Сергей Кузнецов
       

ОМТ
      

Реклама на телеканале ОМТ
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Телекомпания АВ-ТВ



    © Общественное Московское телевидение







    ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЕЩЕНИЕ
    html clocks часы для сайтов

    Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной прямой ссылки на наш сайт.
    По всем вопросам, связанным с работой сайта и размещением информации на сайте, свяжитесь с администрацией: omttv.ru@mail.ru
    © Общественное Московское телевидение

    Copyright MyCorp © 2024


    Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Союз образовательных сайтов http://всё-супер.рф/