«НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ»…
Музей на Берсеневке представил новую выставку.
Музей русского быта на Берсеневке, по словам посетителей, - «Не такой, как все».
Хозяйка музея Елена Тюняева: «Жаль, что предметы не могут говорить. Иначе, они рассказали бы о русском быте наших предков, который уже почти забыт. Каждая вещь хранит тепло чьих-то рук, душевные разговоры, важные события тех времен. В традиционных музеях сложно соприкоснуться с историей. Везде таблички «Не трогать», предметы за стеклами, отгороженные экспонаты. Дети пробегают мимо, ведь им не интересно, да и не видно толком. А взрослые пытаются всмотреться, вслушаться, но у них не получается и идут они вслед за детьми...
А как чувствовать, если не трогать? Как не подержать в руках прялку? Не провести рукой по вышивке рушника? Не посидеть за ткацким станком? Ведь, как только руки прикасаются к предметам, а уши слышат рассказ экскурсовода, тогда удивительным образом в головах воссоздаётся цельная картина событий тех времен.
Музей ПО СУСЕКАМ представляет экспонаты, с которыми можно и нужно побыть вместе. Взять в руки, рассмотреть поближе предметы русского быта, старинную утварь. Посидеть за ткацким станком, соткать свою дорожку, а после выпить чашечку ароматного чая из старинного самовара. Экспозиции нашего музея - не стенды, не шкафы со стеклами, а постоянно меняющееся пространство, в котором мастера и посетители вместе воссоздают историю русского быта. Тепло в душе, добро в сердце и умиротворение – чувства, с которыми посетители покидают ПО СУСЕКАМ и возвращаются вновь».
Вот и мы, прихожане храма святителя Николы на Берсеневке во главе с настоятелем игуменом Кириллом (Сахаровым), вновь посетили музей, ознакомились с его новой экспозицией, посвященной рушнику — вышитому покрывалу.
Экскурсию для нас провела сама хозяйка музея Елена Тюняева: «Автор выставки - Любовь Миронова - коллекционер, народный мастер узорного ткачества, педагог и музеевед. Более 15 лет она ведет исследование в области народной культуры, общается с мастерами, собирает по крупицам историю ткачества и воссоздает ее в реконструкциях традиционных костюмов. Красно-белые полотна, очаровывают взор, манят подойти поближе, рассмотреть орнамент, окунуться в историю Кролевецких рушников.
Город Кролевец был основан в начале XVII века на территории Польши, тогда появились первые упоминания о кролевецких рушниках. Название города произошло от слов «Королевич» или «Король». Второе название Кролевецкого рушника – королевский.
Рушники делали изо льна. Собирали стебли, сушили копны в поле, молотили, затем вымачивали в реках, заново высушивали, трепали и мяли ногами. Только после этого начинали процесс прядения нити. Для окрашивания нитей в красный цвет использовали насекомое - червеца, который жил на листьях дуба. Червецов собирали, сушили и производили красную краску всех оттенков. Кроме того, краску добывали из корня марены, его высушивали и перемалывали в порошок. Кролевецкие рушники изготавливали техникой перебора из ремизно-челночного ткачества. Эта техника давала возможность ткачу свободно располагать на полотне узор с любыми геометризованными мотивами.
Этот вид ткачества связан с введением многоремизного ткацкого станка, количество ремизок которого доходило иногда до 12—16. В конце ХІХ в. ткацкий станок украшал почти каждое кролевецкое жилье. Красно-белые полотна длиной до 5 метров очаровывают взор, манят подойти поближе, рассмотреть орнамент, окунуться в историю Кролевецких рушников Черниговской губернии».
В музее появились новые экспонаты, например, уникальный ткацкий стан.
«Как насчёт медитации по-русски? – с улыбкой вопрошает Елена. «Стан привезли из древнего города Тихвин, заправили на прошлой неделе и теперь он ждёт вас в гости! На Руси ткацкий станок присутствовал практически в каждом крестьянском хозяйстве, и каждая женщина умела прясть и ткать. Мастерству ткачества девочек начинали обучать приблизительно с 10 лет. К моменту своего замужества девушка должна была сама наткать себе приданое. На станке работали в основном зимой и весной до начала посевных работ. Верили, что ткачеством можно отвести мор, болезни, засуху, большую беду от всей деревни, для этого всем женщинам нужно было соткать новое полотно, пройдя весь процесс подготовки льна и ниток от начала до конца. Полотно как символ долгой жизни дарили новорожденному, невесте, свекрови, новым полотном покрывали гроб.
В старину Заправка ткацкого стана и Ткачество были магическим, сакральным процессом. Он символизировал начало пути, сотворение мира, жизни, подготовку к новому, открытие дорог и новых возможностей в своей жизни. Начало процесса соотносилось с рождением, а окончание – со смертью. Это не только древние знания, но и так необходимая каждой человеку возможность замедлиться, остановиться, переключиться, особенно в нашем бешеном темпе мегаполиса, со стрессами и страхами».
Елена очень рада, что теперь каждый посетитель сможет научиться ткать на нашем старинном «агрегате» и планирует соткать, как говорится, всем миром трехметровую дорожку! Мы с удовольствием в этом поможем. Тем более, что небесная покровительница женщин-прях св. Параскева-Пятница, старинная икона с образом которой есть в нашем храме, незримо будет помогать нам в этом деле и отведет от нас «мор и болезни, засуху, малые и большие беды».
Пресс-служба общины храма свт. Николы на Берсеневке.
Расскажи друзьям:
|