Игумен Кирилл (Сахаров).
НАКАНУНЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ. (воспоминания)
… о работе Ватикана на Западной Украине против Российской православной церкви,
об уставности богослужений, о литургии и проповеди…
В 1987 году меня, насельника Свято-Данилова монастыря, новый управляющий делами Московской Патриархии митрополит Одесский и Херсонский Сергий привлек к работе в Управление делами в качестве референта. Вскоре я был рукоположен владыкой в сан иеромонаха. Самым значительным поручением, данным мне митрополитом, была обработка епархиальных отчетов с той целью, чтобы этот материал использовать для основного доклада на юбилейных торжествах, посвященных Тысячелетию Крещения Руси.
В отчетах содержалась информация о взаимоотношениях епархиальных властей с гражданскими инстанциями. Были пожелания об увеличении тиражей богослужебной литературы, церковных календарей, Священного Писания. Сообщалось о нехватке псаломщиков и регентов, проблемах с открытием храмов. Приведу некоторые места из тех отчетов, которые обратили на себя особое внимание. Из отчета Черновицкой епархии: «По-прежнему православные верующие выражают недовольство тем, что католики и сектанты совершают отпевание покойников на дому, а православным разрешается только в храме и на кладбище, а зимой в непогоду и холод очень неблагоприятно, как для священнослужителей, так и родных покойника».
Далее говорилось о том, что количество «сектантских группировок» в области увеличивается – ежегодно регистрируются новые общины, состоящие из нескольких десятков человек. В то же время ходатайства сотен православных верующих об открытии храмов, закрытых в годы хрущевских гонений, остаются неудовлетворенными. Особый интерес представляли отчеты самых западных украинских епархий, где была очень заметна деятельность униатов, находящихся в подполье.
Из отчета Ивано-Франковской епархии: «В селе Микулич выявлена домашняя церковь у гражданки Василик, которая является матерью униатского «епископа» Василика Павла. Сам Василик проживает в с. Бараш Бучацкого р-на Тернопольской обл.
В окрестностях города Ивано-Франковска проводят свою униатскую деятельность уже немолодые униатские священники: Погорецкий Орест, Гаврилий Феофилий, Волосянко Николай, братья Семкайло Николай и Григорий. Свои нелегальные сборища проводят в селах Подпечары, Радча, Надорожная. Униатские семьи постоянно слушают радио Ватикан, голос Америки. Они всегда в курсе событий Униатской церкви на Западе, интересуются деятельностью папы римского Иоанна-Павла II. Есть униатские священники и в г. Коломыи».
Из отчета Львовской епархии: «В епархии продолжается большая работа по ликвидации незаконной деятельности невоссоединенных священников-униатов, которых по нашим сведениям по Львовско-Тернопольской епархии насчитывается 159 человек, из которых в г. Львове проживает 77 человек, во Львовской области – 63 человека и в Тернопольской области – 19.
Подавляющее большинство униатских священников это люди преклонного возраста, живущие на иждивении родных, некоторые из них государственные пенсионеры, другие работают на государственных работах. Имеются еще некоторые фанатически настроенные невоссоединенные, которые по домам своих одноверцев тайно служат богослужения и выполняют требы, частично для поддержания и распространения унии, а больше для личной материальной выгоды.
В прошлом году продолжали свою деятельность униаты главным образом в селах, где церкви закрыты. Там они собирают народ, настраивают против Православия и уверяют их, что все священнодействия православного священника недействительны и необходимо их для канонической важности повторить у униатского священника, как крещения, венчания и исповеди.
На территории Львовско-Тернопольской епархии имеются подпольные униатские епископы: в г. Львове Стернюк Владимир (1907 г. рожд.) и в с. Барыш Бучацкого района Тернопольской области Васылык (1915 г. рожд.), которые тайно рукополагают молодых людей во священники. Оба эти епископа поддерживают тесную связь между собой, а так же с каким-то неизвестным униатским епископом из Ивана-Франковска.
Небольшие группы униатских монахинь, работающих в настоящее время на различных государственных светских работах и государственные пенсионерки, продолжают свою, исполненную вражды и непримиримости, пропаганду против Православия. Они группируются по несколько человек и стараются привлекать к себе молодых женщин. Главным заданием униатских монахинь, кроме помощи униатским священникам, является денежный сбор для них среди жителей. На сегодняшний день по епархии насчитывается 174 монахини. Необходимо принять во внимание, что если в прошлом Ватиканские радиопередачи передавались для западных областей Украины три раза в сутки, то в текущем 1986 году Ватикан умножил такие передачи до 14 раз в сутки, в духе крайних нападков против Российской Православной Церкви с призывом к активизации униатства в наших областях. Таковые действия Ватикана толкают многих людей к требованию открытия недействующих храмов, слушаясь травли подпольных пронационалистических униатских священников, которые злоумышленно говорят им: «идите к православному архиерею, пусть добьется открытия ваших храмов, чего мы бы добились, если бы вы были под руководством Папы».
«Немалую важность представляет издание православных календарей стенных и настольных, которые мы получаем в крайне малом количестве. Желательно увеличить тираж стенных календарей на украинском языке, чтобы не только по одному стенному календарю дать каждой церкви (их 1009) , но и каждому священнику (их 823), псаломщикам и хотя бы некоторым верующим, ибо униатские фото-календари продаются частным лицам массово – тысячами экземпляров».
Из отчета Мукачевской епархии: «Большая работа мною (т.е. правящим архиереем – иг. К.) делается в очищении оставшихся униатских искажений. Мною даны указания постепенно перестроить все престолы по уставу Православной Церкви, заменить все старые церковно-богослужебные книги на издания Московской Патриархии. Уже заменены везде иконы католического происхождения, упорядочились богослужения, согласно уставу Православной Церкви».
Участвуя в подготовке материалов к юбилею, я подал докладную записку митрополиту Сергию, в которой коснулся вопросов литургического характера. В
записке говорилось о мерах по улучшению иконописания и церковного пения – «подтягиванию» их к каноническим нормам.
«Священнослужитель должен заботиться о церковности репертуара хора, призывать не увлекаться концертами, артистизмом, громогласностью и т.п., а стремиться в первую очередь к молитвенному исполнению церковных песнопений.
Он должен проявить заботу и о кадрах певцов и чтецов, о качестве чтения, которое не должно быть торопливым и неразборчивым».
Об уставности богослужений, истовом совершении крестного знамения, благоговейном пребывании в алтаре: «Необходим более строгий контроль на вход в него непосвященных. Недопустимость безвременных сидений в нем и посторонних разговоров».
«Недостаток многих священников – спешка в чтении молитв, особенно на требах».
Особое внимание было уделено совершению таинства крещения через полное погружение: «Где нет купелей – надо позаботиться о их приобретении (желательно как можно больших размеров) для совершения погружения. Большие приходы могли бы создавать соответствующие условия для крещения взрослых (баптистерии, большие сосуды)».
О таинстве покаяния. «При совершении таинства исповеди особенно нужно стремиться избегать формализма. Не всех подряд нужно допускать к Причащению. Должна иметь место и продуманная епитимья. Если очень много исповедников и священник не в состоянии всех детально выслушать, тем не менее, он должен над каждым прочитать разрешительную молитву, выслушав предварительно о грехах, особо тяготящих совесть кающегося».
О Литургии и проповеди. «Следует разъяснять верующим центральное значение Литургии, которая возвышается над всеми видами церковных последований (акафисты, водосвятия и пр.). В связи с этим желательно (в проповеди, общей исповеди, личных беседах) раскрывать смысл литургического священнодействия, содержание молитв, которые его сопровождают. Людям нередко кажется, что главный момент службы – Херувимская песнь и поэтому во время Евхаристического канона многие ходят, переговариваются, ставят свечи.
Вина за это падает на пастырей, которые недостаточно ясно и настойчиво разъясняют сущность Литургии. Следя за порядками чинопоследования, иные священники проявляют неумеренную ревность: выходят из алтаря, обрывают чтецов и певцов, делают резкие замечания клирошанам. Тем самым нарушается благоговейная молитвенная атмосфера в храме. Подготовить чтецов и певцов, проверить их следует заранее. Сохранить мир и молитву – важнее, чем любой ценой выполнить до тонкости все указания устава. Пастырю необходимо постоянно искать пищу для «слова», записывать мысли, выдержки, важные темы, которые предоставляют ему чтение, беседы, жизненные обстоятельства. Только тот, кто сам всегда учится, может совершенствовать дар слова. Следует избегать искусственного, елейного языка, а также непонятных терминов (или же сразу пояснить их). Ориентируясь на «простого» слушателя, нельзя опускаться до примитивного уровня».
Об опасности младостарчества. «Нередко священники (особенно молодые) злоупотребляют своим пастырством, забывая, что у них нет иной власти, кроме служения. Они используют чисто монастырские понятие «послушник» и требуют от верующих абсолютной покорности. В действительности же пастырь должен быть непреклонным только тогда, когда речь идет о безусловных требованиях Церкви и веры, Св. Писания. В остальном же его советы должны быть ненавязчивыми».
Говорилось еще в моей докладной записке о необходимости пастырю углублять свои богословские познания, расширять кругозор, хорошо ориентироваться в вопросах культуры и т.п.
Работа в Управлении делами совпала у меня с окончанием Московской духовной академии. Почти все выпускники представили свои работы на соискание степени кандидата богословия. Я попытался взять очень высокую планку – отважился писать работу у профессора А.И. Осипова. Мои амбиции были посрамлены, я потерпел фиаско. Защита была завалена. Тревожный симптом был еще в декабре. Алексей Ильич тогда так отреагировал на переданный ему материал: «Представлена не часть (глава) работы, а необработанный сырой материал. Авторский текст не может рассматриваться как допустимый в научной работе: язык, стиль и логика изложения стоит на очень низком уровне. Просмотрено только 11 ½ страниц. Требуется радикальная переработка текста».
Защитился я только через два года. Пришлось начинать с нуля, писать на другую тему и у другого руководителя – И. Экономцева (впоследствии архимандрит; в описываемое время он был старшим референтом в Управлении делами Московской Патриархии).
*(Фото – из архива автора).
Расскажи друзьям:
|