ПРИВЕТСТВИЕ КО ДНЮ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА 2015 г.
Создание любого великого государства, в том числе на территории нынешней России, как правило, сочеталось с освоением мощных транскоммуникационных коридоров и разработкой систем обеспечения их безопасности.
Мы знаем несколько подобных случаев. Конечно, не будем брать совсем уж легендарные Гиперборею и Биармию. Но созданная ещё в те былинные времена система волоков Великой Русской равнины, позволявшая достигать северные, западные, южные моря, и просуществовавшая в основе своей до массового развития железных дорог, то есть несколько тысяч лет, названная впоследствии «Путь из варяг в греки», и явилась основой создания Киевской Руси - первого известного нам Русского государства. Кто такие варяги, мы толком не знаем до сих пор. В любом случае это, в том числе, и наши предки. Именно они оседлали и защищали мощнейшую мировую коммуникационную систему.
Попытки разобраться в морской одиссеи Отечества сделал Лев Гумилёв в своей работе «Россия морей», одним названием, одним махом охватив тысячелетнюю историю русского движения в открытое море, и защитил наше право считаться настоящими, потомственными мореходами.
Следующим после варягов был Пётр I. Конечно не сразу он. Идея эта витала много веков в самых светлых умах наших великих предков. Попытки заново освоить эти известные испокон веков транспортные пути предпринимали князья как отдельных независимых княжеств, каковой была Тверь, так и великие князья и цари Всея Руси. Но, именно Пётр, с присущим ему размахом, сумел мысленно охватить весь Великий Волок, связывающий пять морей: Балтийское, Белое, Азовское, Черное, Каспийское и в наиболее сложных участках старых переходов начал строить каналы. Это он создал «Русскую Венецию» - Вышневолоцкий участок системы. Это он, прорываясь к морям, построил военно-морской флот России и, одновременно запирая внутренние транспортные коридоры, заложил три военно–морских базы-крепости: Петербург, Петрозаводск и Таганрог.
Это он пронзил пасмурное небо Петербурга 72 метровым шпилем Адмиралтейства, демонстрируя всему миру превращение России в военно-морского империю. Уже потом будут Апраксин, Спиридов, Ушаков, Сенявин, Лазарев, Корнилов, Нахимов и ещё целый ряд блистательных адмиралов Российского Флота – стяжателей морской Славы Отечества. Но прорвались они на оперативный морской простор именно благодаря гению Петра.
После Петра только Сталин смог по - настоящему понять и осмыслить величие России и, что самое главное, приложить все силы и ресурсы исключительно на внутреннее развитие и строительство страны. Создавая Советскую Державу, он продолжил дело Петра и наших предков варягов с присущей ему системностью и жестокостью на основе тысячи лет существующих волоков, а где - то уже и петровских каналов, построил мощнейшую в мире транспортно-коммуникационную судоходную систему Беломорско - Балтийского и Волго-Донского каналов, связав в единый узел пять морей.
Центр этой системы он разместил в Москве – столице государства, построив в период 1933 - 1939 г. Северный речной вокзал. Вообще - то, если Москва - порт пяти морей, то этот вокзал надо называть Северный морской. Внимательно посмотрите на сохранившиеся фрески: эскадры крейсеров, завесы подводных лодок, полярная авиация, они ну никак не соответствуют даже столичному пассажирскому речному вокзалу.
Скорее, это свидетельство стремления СССР прорваться на океанский простор. Но для выполнения такой грандиозной задачи необходимо обладать настоящим океанским флотом.
С виду Северный речной вокзал очень напоминает двухпалубный пассажирский теплоход, грациозно рассекающий мутные воды искусственных водохранилищ. Есть очень похожий пароход «Максим Горький». Он был построен в 1933 году на заводе «Красное Сормово» по личному распоряжению Сталина. В его основу был положен прочный корпус подводной лодки проекта «Декабрист». Однажды несколько лет назад, отмечая мой юбилей на борту теплохода один из самых известных и любимых подводников нашей эпохи, царство ему небесное, вице – адмирал, Герой Советского Союза Лев Алексеевич Матушкин, прогуливаясь по верхней палубе, обратив внимание на характерный звук, издаваемый энергетической установкой «Максима Горького», заметил: «А не наши ли дизеля молотят?» Да, и дизеля как раз лодочные.
Мачта парохода-вокзала представляет собой возвышающийся на 24 метра шпиль, украшенный пятиметровой звездой. Звезда медная, осыпана самоцветами: аметистами, топазами, аквамаринами и горным хрусталём. Первоначально она была установлена на Спасской башне Кремля!
Шпиль же оснащён соответствующим механизмом, позволяющим опускать его, как перископ подводной лодки во внутреннее пространство башни, что и было однажды сделано в 1941 году, что бы лишить фашистских лётчиков идеального ориентира, даже прицела, при налётах с северо-западного направления, прячась в лучах заходящего солнца.
Некоторое пересечение с подводной тематикой не случайно. Весь мир после того, как немецкая подводная лодка в конце Первой мировой войны в течении 40 минут утопила три английских крейсера, относится к этому средству ведения войны на море боле, чем пристрастно до сегодняшнего дня.
С конца 20-х годов начинается новый этап гонки морских вооружений. Учитывая темпы развития промышленного производства СССР, а они потрясающие и невиданные нигде ранние, Сталин включается в это мировое соревнование. И к 1936 году разрабатывается программа строительства «Большого флота», предусматривающая строительство 676 боевых кораблей основных классов, в том числе подводных лодок и авианосцев общим тоннажем 1, 8 млн. тонн. Понятие «Большого» - скорее собирательное и состоящее из нескольких программ военно-морского строительства в СССР, целью которого было создание океанского флота.
Для реализации столь обширной программы в декабре 1937 года создаётся самостоятельный Народный комиссариат Военно-Морского флота. В марте 1938 года – Главный Военный Совет Военно-Морского флота. В июне 1938 года - Научно-Технический комитет Военно-Морского флота. Началась масштабная подготовка к созданию океанского флота СССР. Учреждается новый праздник «День Военно – Морского флота»
С этого периода в Москве на Химкинском водохранилище на Северном речном вокзале, как и в других главных базах военно-морского флота: в Ленинграде, Севастополе, Североморске, Владивостоке - проводятся морские парады. Именно тогда, Москва становится не только портом пяти морей, но и военно-морской базой. Советский народ должен был не только знать, но и видеть морское могущество первого рабоче-крестьянского государства. Для обеспечения массовости посещения берегов Химкинского водохранилища разбивается «Парк Речного вокзала» и на 1938 г. планируется открытие станции метро «Речной вокзал».
И если Пётр, шпилем Адмиралтейства с вечно плывущем по хмурому Питерскому небу золотым корабликом, свидетельствующим о бесконечности пути России, известил весь мир о рождении новой морской империи, то Сталин шпилем Речного вокзала со Спасской Звездой на мачте – о плане мирового развития и рождении океанской державы.
Великая Отечественная война лишь отсрочила эти планы. Но уже в 1953 году Сталин подписывает приказ о строительстве настоящего корабля океанского класса - первого атомного подводного крейсера.
Да, на это уйдут десятилетия, и только к середине 70-х годов наш флот по- настоящему станет океанским и действительно атомным.
А пока молотили мы и наши старшие братья дизелями все океаны земли, прикованные к ограждению боевых рубок монтажными поясами, чтобы не смыла солёная океанская волна, в меховых канадках и неизменных пилотках, ну и как показатель высшего корабельного шика, с белыми шарфами из разовых полотенец на шее по 270 суток в году, обеспечивая присутствие нашего флага во всех горячих точках планеты.
А с семидесятых и подводники атомоходов морячили в бесконечных походах подводных кругосветок и боевых служб. И не было тогда достойного противника в море кроме американцев, да и те держались, хоть и нагло, но предупредительно. Действительно, гонка вооружений не давала возможности доводить новейшие технологии до конца, да и напряжение было таким, что техника не выдерживала. Поэтому и потеряли мы в «мирные» годы Холодной войны более 1000 наших товарищей. Но несмотря ни на что, без ложной скромности, могу сказать наши моряки и летчики, ученые и инженеры сохранили мир на земле, а моряки – подводники еще и создали целую подводную культуру, даже цивилизацию, соизмеримую по размерам и сложности разве что с космосом.
Как потом произошло предательство, разберутся историки, найдя нужные и не обидные слова в оправдание, предавшей свой народ советской элиты. Но за время перестройки и последующие годы ВМФ России был нанесён сильнейший урон, если не сказать, что он подвергался полному разгрому.
В угоду западным, вернее американским проектировщикам и по их рекомендациям была проведена реорганизация системы управления Флотом. Его растащили по оперативным командованиям, лишив единого боевого управления, а штаб Флота перевели в Петербург, оторвав от системы глобального стратегического управления Страной и её Вооружёнными Силами. Только для того, что бы единственные представляющие сегодня реальную мощь атомные подводные ракетные крейсера не смогли вовремя отреагировать на угрозу. Уничтожено огромное количество боевых кораблей и вспомогательных судов, а некоторые, наиболее боеспособные, разоружены, как «Акула», кастрирована военно-морская наука, ликвидировано военно-морское образование, потеряна преемственность, утрачены лучшие кадры. Нынешние спонтанные попытки, предпринимаемые сегодня Руководством Страны и Министерством обороны, за что им бесконечное спасибо, по строительству кораблей самых различных классов малоэффективны. Главная проблема в том, что мы продолжаем «стесняться» назвать вероятного противника таковым. Хотя Украина уже все обнажила. Маски сорваны. Англосаксы открыто называют нас главным противником в Третьей Мировой войне, которая, по мнению некоторых политиков уже началась. Пришла пора собирать камни.
Прежде всего, переосмысливать всю систему безопасности Страны и определить в ней роль и место Военно-Морского флота. Разработать современную стратегию, в соответствии с которой приступить к строительству Флота, начиная с создания или, по крайней мере, восстановления системы стратегического управления. И мы моряки – подводники, ветераны ВМФ и Вооруженных сил РФ, да и все честные люди нашей Страны надеемся и верим, что это чудо произойдет.
Но самое главное надо обрести Дух и Веру. Дух надежды тех русских первопроходцев – покорителей пространства и времени, тех, кто первыми открывал шелковые или еще нефритовые пути и тех, кто уходил в безмолвие подводных глубин под многовековые паковые льды Северного Ледовитого океана, и Веру Сергея Радонежского и наших отцов, штурмовавших Берлин. Дух и Вера. Они рядом. Вы посмотрите, какие чудеса духовного возрождения творит маленькая георгиевская ленточка. Крым, Малороссия и, наконец, Бессмертный полк. Но нам надо навести порядок со знаками и символами. Их надо возродить, воссоздать. И как один из символов, символ океанского могущества нашей страны - Северный речной вокзал, должен быть восстановлен. Хочу завершить свое приветствие словами самого заслуженного из всех здравствующих ныне моряков - подводников адмирала флота, Героя Советского Союза Владимира Николаевича Чернавина: « Надежду держите, Духа не угашайте».
Председатель Совета фонда памяти
вице-адмирала В.А. Корнилова
Капитан 1 ранга С. А. Спиридонов.
Расскажи друзьям:
|