ОМТ ОМТ  ОМТ
ОМТ
ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ   ОМТ
OMT

Русское Зарубежье
Комитеты ОМТ
Журнал БВ
ОМТ-Форум

ОМТ

ОМТ


ГИМН ОМТ



Музыка Алексея ЗЫКОВА.
Слова Геннадия СУПОНЕЦКОГО.
Сост.клипа
Марина Рассказ
ова


ОМТ-партнер

Вход

Форма входа

Главная » 2016 » Март » 19 » ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.
12:12
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.

Выступление А. В. Фёдорова на заседании Патриаршего совета по культуре, посвящённого учреждению Общества русской словесности.

А. В. Фёдоров, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы высшей категории.

«Лукаво толкуя свободу»: школьный литературный канон и проблема вариативности образования.

 «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык…»

            *                  *                   *

Люблю Россию я, но странною любовью,

не победит ее рассудок мой…

          *                  *                   *

Раззудись, плечо, размахнись рука,

Ты пахни в лицо, ветер с полудня…

             Эти и многие другие строки – часть нашей общей культурной памяти. Более того, они – часть нашего сознания, нашего языка и мышления. Они – условие нашего взаимопонимания – не примитивной коммуникации-обмена информацией, а духовного ОБЩЕНИЯ, потому что приОБЩАЮТ нас к великому целому – к истории и культуре народа. Они – наша связь с ушедшими поколениями. И, хочется верить, с поколениями будущими.

          Залогом этой глубинной связи является школьный литературный канон – классические авторы и произведения, входившие в круг обязательного чтения любого российского и советского школьника. Он формировался постепенно и естественно, пополняясь и сокращаясь, но в основе своей уже долгие годы, оставаясь неизменным. Это далеко не вся классика, но это – ворота в нее. Пропуск. Код доступа. Именно школа как государственный институт всегда была подчинена высокой миссии сохранения и передачи. Однако сегодня эта миссия как будто поставлена под сомнение.

          Сегодня вариативность объявлена важнейшим достижением системы образования, поскольку позволяет учитывать интересы и особенности личности, выстраивает т.н. индивидуальную образовательную траекторию. Вместо «унифицированных», одинаковых для всех знаний-умений-навыков мы теперь стремимся к обретению личных компетенций. А поскольку образование едва ли не официально объявлено сферой услуг, то чем разнообразнее эти услуги, чем богаче выбор у потенциального потребителя, тем лучше. В такой «системе координат» школьный литературный канон оказывается под угрозой. И мы видим, как эта угроза приобретает реальные очертания, пока на уровне нормативных документов.

           Федеральный государственный образовательный стандарт лишен содержательной части в принципе, а определять, чему учить школьников по конкретным предметам, доверено примерным программам. Но ведь они на то и примерные, чтобы не предполагать за собой никакой ответственности? Тем не менее, кроме них, пока никаких внятных ориентиров относительно обязательного списка по литературе у нас сегодня нет.

            Так вот, согласно уже утвержденной программе для основной школы (5–9 классы), ни тургеневское стихотворение в прозе «Русский язык», ни «Родина» М. Ю. Лермонтова не являются обязательными для изучения произведениями. То есть без них учитель имеет право обойтись. Как и без рассказа «Муму». Великий народный поэт А. В. Кольцов даже не назван. Необязательны А. И. Куприн, В. Г. Распутин, В. П. Астафьев, Н. М. Рубцов и многие другие. А примерная программа по старшей школе (слава Богу, пока еще не включенная в реестр министерства образования и науки) предлагает отказаться от обязательного перечня произведений в принципе – каждый учитель может выбрать произведения из нескольких тематических блоков. То есть необязательной оказывается ВСЯ отечественная классика (можно НЕ ИЗУЧАТЬ «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Войну и мир», и т.д.), а количество конкретных рабочих программ, не пересекающихся друг с другом ни в едином произведении, теоретически может перевалить за сотню.

Как говорится, «свобода, свобода, эх, эх без креста…»

              Неужели вопрос стоит настолько остро: школьный литературный канон или вариативность? И мы обречены совершать этот выбор? – между рабством и свободой, между «человеком толпы» и личностью, серой массой и яркими индивидуальностями, между унификацией и разнообразием? Нет ли здесь логической ловушки? Не ложная ли это альтернатива?

                 Во-первых, никогда школьный литературный канон не требовал 100 % времени, отведенного на изучение литературы – определенное «пространство для маневра» было у каждого учителя. А во-вторых, разве одни и те же произведения, прочитанные всеми, могут привести к «введению единомыслия в России», как всерьез предлагал незабвенный Козьма Прутков?

         Конечно, нет, если речь идет о классической художественной литературе. Которая никогда не навязывает готовых ответов, заставляя их искать самостоятельно. Которая щедра и просторна для разных истолкований и интерпретаций. Которая постоянно меняетсяпри каждом новом прочтении, потому что живая, а не мумия. Потому что меняемся мы, и, читая одни и те же произведения, лучше узнаем и понимаем себя – неповторимых, индивидуальных, ни на кого не похожих. И в то же время осознаем то общее, что присуще всем людям – то, что делает человека человеком. Происходит обыкновенное чудо: необходимость не противоречит свободе, обязательность списка не противостоит вариативности прочтения и осмысления.

Зачем же нас ставят перед этим искусственным выбором?

                Думается, дело здесь не только в желании лишить нас классики, объявив ее устаревшей, непонятной и заслуженно нечитаемой – то есть, как говорил Базаров, «место расчистить». Сбросить с парохода современности, как выражались его духовные наследники через полвека. Это лишь первый шаг. Очевидно, что «свято место пусто не бывает» – и на это освободившееся место, вероятно, уже стоит очередь из претендентов. Имена которых появляются в государственных документах наравне с классическими, а иногда и вытесняют своих предшественников.

                 Вот, например, учитель пока еще может выбрать такое стихотворение:

В горнице моей светло,

Это от ночной звезды…

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды…

Ну а может выбрать уже и такое:

Уроки надо делать, но,

Поверь, совсем не обязательно.

Ты посмотри вокруг внимательно:

Аттракцион, кафе, кино,

Футбол, велосипед... Так вот,

Наплюй на всё, послушай папу,

Давай, бросай тетради на пол,

Смелее, мама подметёт.

            Можно ли считать это свободой? Нет ли и здесь лукавой подмены – под маской либеральных ценностей и заботы о личностном развитии, не происходит ли на наших глазах вполне тоталитарная попытка сформировать новый литературный канон? Из других имен и произведений? Удивительно созвучных друг другу в некоторых ключевых моментах?

            Ведь невозможно пока поставить под сомнение, мы – то, что мы читаем. Или, как говорил И.А. Ильин, «все мы становимся тем, что мы вычитываем из прочитанного, — как бы букетом собранных нами в чтении цветов…»

             То есть определенным образом подобранные книги позволят сформировать облик нации будущего. Такого будущего, которое «программируется» уже сейчас – отказом от классического наследия, обрывом корней и связей. Утратой культурной самобытности и разрушением иерархии духовно-нравственных ценностей. Будущего, не предсказанного даже в самых прозорливых антиутопиях ХХ столетия, ведь пока не создано антиутопии под названием «Я».

             Цитата в названии статьи взята из баллады А. К. Толстого – русского классика, 200-летие которого мы будем отмечать в следующем году. Только этот писатель также не вошел в обязательный список ни для основной, ни для старшей школы. Он может стать еще одной жертвой этой лукавой свободы, ибо исключение классика из школы – есть исключение из классики.

          При таком расточительном и неуважительном отношении к великим дарам, доставшимся нам от предков, мы можем оставить наших детей нищими. Не дай нам Бог заслужить и услышать

Насмешку горькую обманутого сына

Над промотавшимся отцом…


Расскажи друзьям:



Просмотров: 1095 | Добавил: omt | Теги: Министерство культуры, патриарх, Общественное московское телевидение, Общество русской словесности, А. В. Федоров
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ОМТ


ОМТ


Связаться с нами


БЛОГ ОМТ

Мы в соц.сетях
  

Сергей Кузнецов
       

ОМТ
      

Реклама на телеканале ОМТ
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Телекомпания АВ-ТВ



    © Общественное Московское телевидение







    ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЕЩЕНИЕ
    html clocks часы для сайтов

    Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной прямой ссылки на наш сайт.
    По всем вопросам, связанным с работой сайта и размещением информации на сайте, свяжитесь с администрацией: omttv.ru@mail.ru
    © Общественное Московское телевидение

    Copyright MyCorp © 2024


    Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Союз образовательных сайтов http://всё-супер.рф/