Александр Афанасьев.
СУДЬБА РОССИИ И НАША СОПРИЧАСТНОСТЬ.
22 года назад, будучи учёным секретарём МГИМО, я решил попробовать себя на публицистическом поприще. Время было смутное, нарастала жёсткая конфронтация в обществе, спровоцировавшая год спустя расстрел московского «Белого дома». Задумав серию статей, первой из них я дал именно это название – «Судьба России и наша сопричастность». Подобно коту Леопольду, я хотя и не призывал всех россиян «жить дружно», но ратовал за мир и спокойствие в стране, и взаимопонимание в обществе. Статьёй заинтересовались в редакции газеты «Известия». Возникла даже идея открыть моей статьёй первый номер нового (дополнительного к «Неделе») приложения к газете – еженедельника «Жизнь». Но идея этой «Жизни» лопнула (нынешняя газета «Жизнь» имеет совсем другую историю), а вместе с ней потерпел фиаско и я – в качестве журналиста.
С той поры утекло много воды. Судьба России круто вошла в пике и лишь в последнее время начала обретать смысл возрождения из пепла. С удивлением и душевным трепетом я узнал недавно о почти 25-летнем существовании в Москве театра под названием «Сопричастность». Побывав на спектакле «Горячее сердце» по Александру Островскому, я обнаружил творческую сопричастность режиссёра Игоря Сиренко и труппы театра к нашему неоднозначному прошлому и нашей весьма непростой новизне. А подружившись с ведущим актёром театра, заслуженным артистом России Владимиром Фроловым, ощутил его личную душевную сопричастность ко всему доброму и даровитому. И я счёл, что и для меня наступило время вновь вернуться к уже почти забытой теме и по-новому взглянуть на нашу общую сопричастность к России и её трудной судьбе.
«Сопричастность» – удивительное слово! Как многие русские слова из душевно-духовной сферы, оно не только не имеет аналогов в других языках, но и выражает состояние души, которое редко встретишь у других народов. Происхождением этого слова мы обязаны христианской религии и конкретно – обряду святого причастия. Вкушая просвиру и толику красного вина, символизирующие частички тела и крови Христа, участник обряда становится как бы частью самого Христа, духовно соединяется с Ним. Именно благодаря этому обряду верующий в Бога человек превращается в христианина, кровника Христа, а Христос в лице своих всё более умножающихся кровных братьев и сестёр обретает безграничное духовное «тело», тысячекратно превышающее Его чудодейственные земные параметры. Вот этот-то процесс духовного взаимообогащения и душевного самовозвышения наши мудрые предки и обозначили ёмким словом сопричастность.
Хотим мы того или нет, но все мы, вместе взятые и каждый по отдельности, реально сопричастны к судьбе России, а она сопричастна к нашей личной судьбе. Эта наша взаимная сопричастность каждый раз выражается по-разному, но имеет вполне определённый и ярко выраженный настрой. Наши, казалось бы, сугубо личные радости и горести, духовное горение и душевный упадок, бьющая ключом энергия или скорбное уныние, собранные вместе, определяют полюса общественных настроений и формируют исторический вектор развития нашей страны. Например, всеобщие тревога и уныние, а также множащаяся безучастность «верхов» и «низов» к судьбе России в начале 1900-х годов сыграли гораздо большую роль в роковых событиях 1917 года, чем конкретная деятельность разномастных и весьма немногочисленных революционеров. Аналогичным образом на рубеже 1980-1990-х годов все граждане СССР своим общим настроем оказались сопричастными к развалу Советского Союза, а десять лет спустя – и к разрушению государственных устоев Российской Федерации. Кто-то при этом был излишне активен, кто-то чересчур пассивен, но это дела не меняет: мы все сопричастны к процессам разрушения, постигшим нашу страну. И каждый россиянин того времени носил в своей душе печать Каина, Иуды и Герострата.
Я историк по образованию и философ по складу ума и души. Обе эти «ипостаси» не дают мне ни права, ни желания морализировать по поводу событий столетней давности или серьёзных неурядиц сегодняшнего дня. Россия и мы, россияне, есть то, что мы реально есть по своему духу, ментальности и практическому участию в общих делах – будь то внутри страны или на международной арене. Мы – исторический народ, активно участвующий в формировании мировой истории. Будучи не только географически, но и по своему духу евразийцами, мы представляем собой мировое чувствилище и центр общечеловеческой духовности. Как бы нас ни европеизировали и ни американизировали, нас уже не переделать. Даже под иноземным игом мы в душе и духе своём будем оставаться россиянами. И мы будем развиваться по своей собственной культурно-цивилизационной синусоиде, в какие-то исторические моменты совпадающей с общемировым развитием, а в какие-то периоды и расходящейся с ним. Причём порой даже входя в противостояние едва ли не со всем миром. Так, например, обстоит дело сейчас. Но такое бывало неоднократно и раньше. Но мы всё претерпевали. Выдюжим и сейчас, хотя бы просто потому, что не имеем права не выдюжить.
Кто бы и что сегодня ни говорил, сваливая все наши беды и неудачи исключительно на Михаила Горбачёва и Бориса Ельцина, следует признать, что к развалу СССР и разрушению государственной системы Российской Федерации (как и к революции 1917 года!) нас толкали реальные обстоятельства – объективные в своей совокупности. Горбачёв и Ельцин (аналогично - Николай II и Владимир Ленин) были лишь вольными или невольными катализаторами исторических событий, причины которых лежат очень глубоко - гораздо глубже, чем мы по-обывательски это себе представляем. Причём, возможно, настолько глубоко, что разобраться в них даже пророку и гению не под силу. Призывая 20 лет назад к миру и спокойствию, я, движимый здравым умом и добрыми чувствами, как и многие мои современники, не мог преуспеть в умиротворении страны и народа по той простой причине, что в России и мире исторически и объективно наступило неотвратимое Время разрушения. Более того, именно России предназначено было стать самым эпицентром всемирного разрушения, возможно, в видах её каких-то будущих грандиозных свершений, предвещающих новый вектор мирового развития.
Сегодня наступили новые времена. Долго ли, коротко ли они продлятся – нам не дано знать. Но важно осознать то, что мы, и весь мир вместе с нами, ныне вступаем в Эру созидания. Это вовсе не вайнеровская Эра милосердия, символизирующая царство всеобщей либеральной идиллии. Наоборот, это эпоха труда и борьбы, эпоха не расслабления, а напряжения физических и душевных сил, эпоха преодоления нарастающих человеческих слабостей и всё умножающихся природных катаклизмов, эпоха великого сосредоточения человеческого интеллекта и человеческого духа. События на Украине, одновременно трагические и судьбоносные, многое высвечивают не только в политическом и военном плане, но и в сфере духа. Американский «блицкриг» на Украине (а американские ястребы ничего нового в военном плане не создают, тупо копируя завоевательную стратегию Гитлера) строился исключительно в расчёте на мировой декаданс – общий упадок европейского и российского духа.
Американцы – ушлый народец. Они миллионоглазо наблюдают за Европой и всем миром, пристально следя за новинками, чтобы умело их использовать с выгодой для себя – прежде всего для собственного обогащения и усиления своего влияния в мире. Либеральная идея, выношенная и выстраданная Европой, для прагматичной Америки была всего лишь чужой идефикс (фр. – idée fixe – навязчивая мысль), которую соблазнительно было направить в выгодное для Америки русло. Что и было предпринято после развала Советского Союза. На смену лобовому столкновению двух антагонистических мировых систем – капиталистической и социалистической – из США пришёл новый мировой порядок, основанный на мираже либерального соблазна всеобъемлющих свобод, глобального равенства и толерантного братства.
Под специфичную реализацию этих сладкозвучных либеральных идей теневыми заправилами США был обеспечен триумфальный приход к власти функционеров Демократической партии. В 2006 году едва ли не впервые в своей истории выдвиженцы этой партии получили твёрдое большинство и в Сенате, и в Палате представителей Конгресса США. Более того, Демократической партии было даже позволено в 2008 году провести в президенты «чернокожего» гражданина, дабы подчеркнуть высший демократизм американской политической системы. Ведомые исповедующими традиционный либерализм демократами США стали продвигать по всему миру либеральные ценности, отстаивая принципы безграничной свободы экономической деятельности, защиты прав сексуальных и национальных меньшинств и прав человека вообще, возводя в абсолют принцип толерантности в духовной сфере.
В принципе можно было бы только приветствовать такой поворот в политике Соединённых Штатов Америки – самой богатой и самой сильной на тот момент державы мира. Да, можно, если бы не одно «но». Дело даже не в том, что в самой Америке эти либеральные ценности разделялись далеко не всеми гражданами (особенно в верхах!). И не в том, что в самой Демократической партии либеральный «дискурс» («рассуждение») был больше политическим «брендом» («маркой»), чем фактическим «трендом» («содержанием»). (Нельзя забывать о том, что не республиканцы, а именно демократы очень долгое время были ярыми сторонниками сохранения рабства в Америке!). Хуже то, что вне Америки либеральные принципы демократами толковались весьма произвольно и силовыми методами навязывались всему миру в весьма специфичной американской трактовке. Например, либеральнейший принцип защиты прав человека превратился в руках американских политиков в средство борьбы против строптивых стран и неугодных политических режимов. А воинствующая защита Соединёнными Штатами прав сексуальных меньшинств вылилась, по сути, в мощную пропаганду «нетрадиционализма» и в главное мерило демократичности всех мировых социально-политических институтов.
В России сначала с недоумением, а затем и со всё более нарастающей тревогой наблюдали за деятельностью американских «волков», рядящихся в либеральные «овечьи шкуры». Нас всех, сопричастных к судьбе России, не мог не настораживать резкий контраст между декларируемыми либеральными принципами глобализации, демократии, защиты прав человека и реальными делами США, свидетельствовавшими о грубом нарушении этих принципов. Более всего нас беспокоило то, что вокруг России целенаправленно и методично выстраивалась стена враждебности с участием наших многовековых друзей и деловых партнёров, многие из которых оказались вовлечёнными в НАТО в нарушение ранее достигнутых договорённостей. Особенно неприемлемыми для нас были попытки размещения систем ПРО в Польше и Чехии, которые, многократно укрепляя «безопасность» США, фактически делали беззащитной нашу страну. Несмотря на ссылки об угрозе со стороны Ирана, создавалось впечатление, что «в случае чего» нас просто хотят взять, что называется, голыми руками.
Выступая в Мюнхене 10 февраля 2007 года на Конференции по вопросам международной безопасности, президент России Владимир Путин продемонстрировал ясное понимание реального смысла политики США и выразил общую обеспокоенность россиян в связи с угрозами безопасности нашей страны. Были, в частности, озвучены мысли о неприемлемости однополярной модели мира, недопустимости навязывания права одного государства другим странам, опасности продвижения НАТО на Восток и несправедливости консервирования экономической отсталости стран «третьего мира». Единственным законным механизмом урегулирования конфликтных вопросов Путин признал Устав ООН, в соответствии с которым Россия и будет, по его словам, выстраивать в дальнейшем свою независимую политику. Мюнхенская речь президента России и особенно его озабоченность судьбой России были расценены в США как «угроза» безопасности Европы и Америки. Для пропадания урока строптивой России США наспех организовали в августе 2008 года военное нападение Грузии на российских миротворцев, размещённых в Южной Осетии. Номер с уроком не прошёл, но цель «укрощения» России осталась.
Тщательно подготовленная спустя 5 лет американская провокация на Украине показала, что весь мировой либеральный сыр-бор последнего двадцатилетия был затеян США исключительно с целью вовлечения либеральной Европы в конфликт с вечно тяготеющей к консерватизму Россией. Имелось в виду также использовать постоянно подкармливаемую российскую либеральную элиту в качестве гаранта перманентности либерального реформирования самой России. Китай, конечно, беспокоит Штаты, но в отдалённом будущем. Для него, думается, заготовлен совсем иной, нелиберальный, сугубо силовой, сценарий – скорее всего, с детонатором в Северной Корее и с камикадзе в лице Японии. Сейчас же Америку более всего беспокоит именно Россия с её атомным оружием, способным отправить США в историческое небытие. Поэтому-то и была разыграна именно либеральная карта и именно с прицелом на Россию.
Украинский «блицкриг» Америке явно не удался. Мало того, что Россия сорвала план американской оккупации Крыма, русские ещё и в Новороссии малыми силами, по существу, принудили к капитуляции всю украинскую армию, вооружаемую США и «консультируемую» американскими военными специалистами. Потерпела в целом провал и американская либеральная доктрина завоевания мира. Россия и все сопричастные к ней россияне сорвали маску либерального гуманизма с лица Америки, обнажив за ней оскал кровожадного хищника. Даже Европа под политическим водительством насильственно либерализованной Германии перестаёт смотреть на США умилённо-преданными глазами. В западноевропейском обществе нарастает дух недовольства грубым диктаторством США и зреет понимание вассальной зависимости Европы от Соединённых Штатов Америки. В самих Штатах провал украинского «проекта», сфабрикованного теневыми и открытыми «ястребами», вменён в вину либеральным демократам и их формальному лидеру – президенту США. Либерализм и Обама подверглись политической опале. Власть за 2 года до президентских выборов фактически перешла к воинственным республиканцам, получившим большинство в обеих палатах Конгресса.
Казалось бы, для России, нажившей себе злейшего врага в лице всесильной Америки, ситуация складывается сейчас как никогда плохо. Но это исключительно с точки зрения паникёров. На самом же деле и лично у меня крепнет убеждение в том, что ветер начинает дуть в наши паруса. Санкции по своей сути означают фактический переход войны США против России в позиционное состояние. С точки зрения атакующей стороны (а это, несомненно, США), срыв «блицкрига» свидетельствует об определённом промахе, просчёте. С точки же зрения стороны обороняющейся (а это, несомненно, Россия), это серьёзный успех, особенно если учесть всегда трудный для нас фактор внезапности. В позиционной войне всё решает уже не натиск, а умение терпеть и способность мобилизовать свои внутренние ресурсы. А того и другого нам не занимать. Кроме того, в России любят и хорошо играют в шахматы, политические – в том числе. В сочетании же с успехами в восточных единоборствах мы вполне способны переиграть и положить на лопатки любого соперника, включая США.
От всех нас, реально ощущающих в своей душе и сознающих своим здравым умом неразрывную сопричастность и взаимосвязанность с судьбой России, сегодня требуется быть мужественными, твёрдыми, уверенными в себе, спокойными, доброжелательными, чуткими к чужой беде и не теряющими чувства юмора. То есть быть самими собой – такими, как были наши предки и какими будут по своей сути и по своему духу наши потомки. Ничего сверхъестественного от нас вовсе не требуется: только вера в самих себя и в Бога. Ведь именно в этом всегда пребывала наша несокрушимая правда и наша непреодолимая сила.
Расскажи друзьям:
|