Сергей Кузнецов.
КРЫМСКАЯ ЭПОПЕЯ ИЛИ ЧЕРНОМОРСКИЙ ПРЕСС-ТУР. 3 часть.
Москва – Ростов-на-Дону – Славянск-на-Кубани – Темрюк – станица Голубицкая – Керчь - Симферополь – Севастополь – Херсонес – Николаевка - Коктебель – Феодосия – Анапа – Павловск - Москва.
Николаевка.
Нужно признать, что этот отрезок пути был довольно бестолковым для нас, поскольку, потратив целый день в поисках пристойной гостиницы с выходом на первую линию моря, мы почти ничего больше не увидели. Просто, еще раз подтверждаю для туристов, что необходимо все места ночевок и отдыха резервировать заранее. А вот нам пришлось ехать по наиболее засушливой части Крымского полу-остова, где с одной стороны тянулись или бесконечные виноградники, или песчаные барханы, а с другой деревянные хижины и небольшие придорожные мотели.
Наконец, к вечеру мы нашли подходящий нам отель в Николаевке на первой линии и номер на первом этаже. Великолепно, когда из окна вид на море. Морской воздух, чайки, корабли… Здесь мы уже никуда кроме пляжа не ходили – почти неделю провалялись на берегу. С перерывом на сон и обед с ужином.
Нужно отметить местную традицию, как у нас в Москве всем общепитом заведуют кавказцы, так в Крыму – это дело в руках крымских татар. Везде разбросана масса небольших ресторанчиков, где работает, обычно вся большая семья: мужчины, как положено – руководят – сидят на специальных подушках курят кальян или играют в нарды. Женщины готовят и обслуживают посетителей. В связи с тропической жарой, как правило, все кафешки на открытом воздухе – только навес от дождя. Пища восточная – очень вкусная. Если заказываешь мясо, то приносят мясо, не то, что бывает иногда в нашей средней полосе… Очень вкусны морепродукты и всякие выпечки. Здесь можно не опасаться, заказывая чебуреки, беляши, шаурму или шашлык, что отравишься. Например, такие сочные и большие чебуреки я видел в последний раз в Москве в 1985 году!
Есть, конечно, один недостаток – местные работницы общепита совсем не улыбаются. Смотрят на тебя даже несколько враждебно. Мы, журналисты, народ любопытный. Стали наблюдать, приглядываться. Думаем, а может правы «либерасты», с пеной у рта доказывающие, что все крымские татары были против присоединения к России? Может быть, они именно русских ненавидят? Однажды заметили, как вошла семья явно из Малороссии. (Украинцы в Крыму тоже частенько попадаются). Смотрим – нет, и на них тоже глядят девушки официантки угрюмо.
Может быть, не могут они простить всех нас за стародавние времена, когда Екатерина II стала заселять Крым русскими? Так ведь помимо татар на этом полуострове сначала жили греки (аж древние эллины), потом римляне, потом персы, потом хазары, потом славяне, потом турки, потом даже хотели завоевывать Крым англичане и французы…
Если они обижаются на нас за товарища Сталина, который выслал их после войны, так это опять же не на нас нужно обижаться, а на грузин. На самом деле больше всего уничтожил за свою жизнь тов. Сталин не немцев, и не татар, и не украинцев, и не евреев, и не прибалтов, а русских людей!
Я думаю, что здесь вопрос не истории, а вопрос религии. Крымские татары, как и все горцы не только религиозны, но и воинственны. Недаром они даже наших поволжских или казанских татар за настоящих татар не считают. Я думаю, женщинам просто запрещено любезничать с клиентами. Мужчины очень ревнивые. Чуть что – зарежет! Почитайте «Хаджи-Мурата».
Женщины ходят в платках, в темных одеждах, длинных юбках. Так что на самом деле никакой классовой вражды у татарских женщин к нам нет.
А на счет высылки татар Сталиным мы поговорим в 4 части моего повествования.
Правда, чуть не забыл – интересный сюжет. Мы уже хотели уходить спать из небольшого приморского ресторанчика, как в него зашел, по-видимому, местный казачий атаман со своим денщиком. Колоритный такой атаман, толстенный. Я еще подумал, как он на коня забирается?
Неулыбчивые официантки куда-то пропали, и к нему со всех ног подбежал улыбающийся мужчина, вероятно, хозяин сего заведения. Он принял заказ у атамана, он же его и обслужил. Покушав и выпив, атаман решил станцевать. Он попросил хозяина завести музыку, и стал отплясывать под какую-то русскую казачью песню. К нему присоединился второй казак, а потом и некоторые посетители ресторана.
Нужно отметить, что в этот день в Николаевке проходил Фестиваль казачьей песни и танца, и съехались казаки со всей Кубани.
***
Пролетела неделя нашего безмятежного отдыха, и мы, как настоящие журналисты, даже соскучились по дороге, по новым впечатлениям.
Наша дорога шла по центру Крымского полуострова, через Симферополь – на Феодосию.
Коктебель.
«М оре - Дух исцеляет!
А брикосы и сливы…
К рымской розы варенье -
С лавный Телу бальзам…
И сезон не влияет:
М оря белые гривны
И любви настроенья -
в продолженье словам…
Любим музыку моря
И мелодии джаза…
А награммы не сразу
Н арисуются Вам!
В дохновенье капризно…
О тправляем, не споря,
Л учик доброй улыбки -
О ткровеньем - сердцам.
Ш орох лёгкого ветра…
И ночная прохлада…
Н ас пленят… в Коктебеле…
Елена Дворяшина. АКРОСТИХ. Коктебель. 2017 г.
Это Акростих прислала вместе с другими стихами и поэмой наш постоянный автор Елена Дворяшина. Оказывается, она была в Коктебеле параллельно с нами – на неделю раньше или позже. И настолько была потрясена поездкой, что родились прекрасные стихи. Акростих – это сложное литературное произведение – здесь помимо рифмы, обязательным условием является то, что первая заглавная буква каждой строки (по вертикали) является еще буквой какого-нибудь слова по горизонтали).
У каждого в жизни есть мечта побывать в каком-нибудь заветном месте. В своей журналистской жизни я много чего видал: и Нью-Йорк, и Торонто, и Хельсинки, и Сеул… Да и любой россиянин в наше время может спокойно взять международный паспорт и вылететь в любую страну. Слава Богу, уже не существует партийных комиссий, которые раньше расспрашивали: «Кто является секретарем ком. партии Польши?», или: «Когда образовалась ГДР?»
Я всю жизнь мечтал поехать в Коктебель, но не складывалось. Коктебель для меня был какой-то сказочный город у моря, словно по романам Грина, служивший пристанищем беззаботным и бесшабашным тогда поэтам Серебряного века: Максу Волошину, Марине Цветаевой и др. Я читал их стихи о Коктебеле, рассказы, смотрел фотографии знаменитой скалы, представлял, как там здорово!
Коктебель — посёлок городского типа на востоке Крыма. Входит в городской округ Феодосия.
Расположен на побережье Черного моря, в 20 км к юго-западу от Феодосии, на приморской автодороге Р-29 Феодосия - Алушта, на берегу Коктебельского залива, у подножия вулканического массива Карадаг. Горный массив Карадаг ограничивает залив с юго-запада и в значительной мере покрыт лесом, богатым редкими растениями и животными. Горный массив Карадаг является заповедником и, доступ туда открыт только с экскурсиями.
С севера и востока Коктебель окружают степные горы с отдельными вкраплениями виноградников. На северо-западе высится скалистая гора Татар-Хабурга (высота 236 м) и более низкие горы Малка (высота 123 м) и Эгер-Оба (высота 116 м), последние практически примыкают к постройкам посёлка. На севере от города расположен хребет Узун Сырт с верхней точкой горой Клементьева.
Коктебель лежит к северо-востоку от массива Кара-Даг, и к Южному берегу Крыма не относится. В силу своего положения Коктебель имеет степной климат. Лето очень жаркое и засушливое, с большим количеством часов солнечного сияния. Зима обычно мягкая, но возможны сильные морозы в сочетании с сильными ветрами при вторжении арктического воздуха. Весна наступает быстрее, чем в Ялте, но позже, чем в Симферополе. Осень долгая и сухая, со второй половины сентября по вторую половину октября длится бархатный сезон.
Точная дата основания Коктебеля неизвестна. Античные источники упоминают поселение Афинеон, которое должно было находиться в районе Коктебеля, однако следов античной эпохи в Коктебеле не обнаружено. На плато Тепсень, в непосредственной близости от поселка, находилось крупное полугородское христианское поселение.
С конца XIX века Коктебель превратился в популярное место летнего отдыха. Основателем дачного Коктебеля является местный помещик Эдуард Андреевич Юнге. С 1880-х годов он стал распродавать часть своих земель под дачные участки. Уже с 1890-х годов в поместье Юнге гостили известные писатели, художники, учёные. Особую роль в развитии Коктебеля сыграл поэт и художник Максимилиан Волошин. Он поселился в Коктебеле и на его даче гостили многочисленные поэты, писатели и другие люди искусства, у него в доме в разное время проживали Алексей Толстой, Викентий Вересаев, Марина Цветаева, Михаил Булгаков, Николай Гумилёв, Николай Чуковский, и многие другие известные деятели культуры. Некоторые обитатели этой дачи в самом начале XX века (ещё до Октябрьской революции) внесли определённый вклад в развитие нудизма. Посёлок приобрёл большую известность и здесь стали строить дачи или селиться представители мира искусств и науки. После смерти Волошина его вдова продолжала принимать этих гостей, а в 1930-х его дача была преобразована в Дом творчества писателей «Коктебель», существующий и по сей день.
Нудистов мы на пляже не заметили, зато погуляли по поселку, совершили экскурсию в дом Волошина, посидели в прибрежном ресторанчике, из которого изумительный вид на знаменитые скалы, которые воспели Цветаева и Волошин в своих стихах.
Нужно признать, что присутствие в Коктебеле Дома Волошиных положительно повлияло на развитие поселка. Сюда приезжают не просто отдохнуть и искупаться в Черном море, сюда приезжают со всей России и из других стран тысячи туристов, как приезжают они к Толстому в Ясную Поляну, или в Константиново к Есенину… Здесь построены дома отдыха и санатории для любителей поэзии. И в Доме Волошина, и в залах домов отдыха круглогодично проводятся литературные и музыкальные фестивали, конкурсы, концерты, вечера. Здесь встречаются и общаются люди «одной группы крови». Люди, кто умеет слушать и слышать поэзию.
МАКСИМИЛИАНУ ВОЛОШИНУ
В небе призрачный
Ангел
вмиг возник
и растаял,
Солнцем -
радужный край
облаков -
освещен.
В Карадага
вершину
Зевс
однажды
ударил…
Полуостров Таврида
песней сей
освящен.
Спят святые
дубравы
над кизиловой
рощей...
Золотые ворота...
Тень пещер
у воды…
Скальным ликом
на чаек
молча смотрит
Волошин,
Гордый профиль
Поэта -
Воплощенье Мечты…
Ты увидишь:
где в море
Карадаг переходит -
там природные камни
повторяют черты:
Буйны Максовы кудри
цепкий взор вдаль уводят,
и волненья прибоя,
как оклад бороды.
Запах сосен
и моря…
сердоликовы
зори…
Здесь за каждым
столбом -
с хлебосольным
столом -
Призрак Кладов
Старинных
из сказаний
былинных -
к приключеньям
манИт,
Дух влечет,
как магнит…
… тут веночек
сонетов,
словно подпись
Поэта,
Теософской строкой
обещает
покой...
Здесь Ассоль -
Марианна,
Агузарова
Жанна
и поэт Евтушенко -
распрощались с тоской.
В Коктебеле -
у моря
Алый парус
надежды.
И смыкаются
вежды,
В предвкушеньи
Зари…
И, не ведая
горя,
Лихо пляшут
невежды,
Тратят злато,
как прежде,
Исчезая вдали…
Коктебель обнимают
Руки Максимилиана,
Слева - мыс и могила,
Справа - профиль в скале…
В центре - Дом,
как Корабль,
Тишину прорезают…
Музыканты Милана
И огромная Сила
Расцветает в стекле.
Елена Дворяшина. Коктебель, 2017
Хорошее стихотворение, талантливое. Сразу видно, что написано сразу после поездки в Коктебель. Вот такие удивительные места есть в России, которые притягивают и вдохновляют.
*В статье использованы материалы из Википедии
и других открытых источников интернета.
**Фото С. Кузнецова, И. Горностаева и Е. Дворяшиной.
*** Стихи Е. Дворяшиной.
(Окончание следует)
Расскажи друзьям:
|