Александр АФАНАСЬЕВ
ГЕРАКЛ И АВГИЕВЫ КОНЮШНИ. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ ДЛЯ РОССИИ НА 2017 ГОД.
Приближается новый, 2017-й год. С 2014 года для меня стало традицией встречать новый год специальным аналитическим материалом. Каждый раз ломаю голову над символикой. Так, 2014-й год вызвал у меня ассоциации с Востоком и Годом лошади. 2015-й – воззвал к символам Атланта и Атлантиды. 2016-й - предстал в символике Давида и Голиафа. Предстоящий же год после серьёзных раздумий сфокусировался на символах одного из подвигов легендарного Геракла, связанного с гениальной по простоте и эффективности расчисткой им авгиевых конюшен.
Почему именно Геракл и авгиевы конюшни? Уходящий год был годом стремительно нараставшего противостояния между Россией и США. Всё шло к открытой рукопашной схватке, и атмосфера драки достигла апогея в момент выборов президента в США. Мы не знаем и, возможно, никогда не узнаем всей подоплёки драматических событий внутри американской элиты в этот момент. Но вполне можно предположить, что мир чудом удержался на грани войны. В последний момент США отступили, и этот момент вполне можно отнести к победе российского Давида. Но, разумеется, и американский Голиаф вовсе не повержен, а лишь перенёс решающее сражение на более поздний срок. Но даже отсрочку можно приравнять к победе, так как напряжение заметно спало, и мир оказался в новой ситуации.
За 25 лет хаотичной дружбы/вражды США и России в мире много чего произошло. Причём в целом – ничего хорошего для мира и для простых людей. Политические «паны» ожесточённо бились в своих междоусобицах, а у «хлопцев» чубы трещали. Особенно у российских и украинских хлопцев. Но не только у них. В Европе и Америке простые люди тоже страдали. Если мыслить категориями «навоза», то его уборкой в эти годы никто, по сути, не занимался. А вместе с тем не только Россия, но США и Европа превратились в настоящие авгиевы конюшни. Более-менее в выигрыше оказался Китай, но и он ограничивался сугубо своими делами, а за схваткой «тигров» следил с высокой горы, привычно отделившись от мира крепкой стеной.
В условиях образовавшейся к концу года передышки вопрос встал ребром и в особой плоскости: кто раньше и лучше расчистит свои национальные авгиевы конюшни, тот и станет подлинным Гераклом и по праву, а не по амбициям, займётся расчисткой уже не только собственной «конюшни», но и мира в целом. У мифического Геракла в древнегреческие времена всё было по раскладу довольно просто. Сын Зевса и смертной женщины Алкмены он, в наказание за убийство по невменяемости своих детей, должен был 12 лет отслужить царю Тиринфа и Микен, правнуку Зевса Эврисфену и исполнить по его указанию 10 подвигов.
Совершая пятый по счёту подвиг, Геракл нанялся к сыну Гелиоса, царю Элиды Авгию для расчистки от навоза его огромного, много лет не убиравшегося скотного двора. Геракл, недолго думая, проделал в стенах помещений отверстия и, отведя воды рек Алфея и Пенея, за один день смыл все нечистоты. Хотя этот подвиг Гераклу не был засчитан, так как он совершал его небескорыстно(!), в греческой мифологии он так и остался великим подвигом. Может быть, в силу того, что в этом подвиге Гераклом была явлена не только нечеловеческая сила, но и расчётливая смекалка, столь характерная для самих древних греков.
В наше время с мотивацией подвига всё обстоит намного сложнее, причём в каждом из компонентов легенды. Первая проблема - сегодня неясно, кого можно считать символическими работодателями Геракла – самого Зевса, его поверенного в делах Эврисфена или непосредственно царя Авгия. В России и на Востоке «царём», господином вообще, всегда мыслились Бог и подотчётный ему единоличный правитель. Именно ради Бога, Дао, Брахмана россияне и восточные люди готовы традиционно совершать великие земные подвиги. На Западе всё в этом плане намного запутаннее. Богом и царём в США давно уже стал золотой Телец, идол наживы. В Европе богов и царей демократически упразднили и на их трон возвели умилительную абстракцию – жертвенного Агнца. Но в последнее время Запад только и делает, что мечется между Тельцом и Агнцем, запутавшись в этих символах и попеременно меняя их местами.
Вторая проблема – кого сегодня считать Гераклом. Претендентов много, но кто из них настоящий, а кто лубочный – узнать практически невозможно. В страновом плане в Гераклы метят США, Китай, Великобритания, Германия, Франция и многие другие, включая ортодоксальную Саудовскую Аравию и пантюркистскую Турцию. К удивлению многих в последний момент в этот ряд «затесалась» и Россия. Да не просто затесалась, а стала громко заявлять о себе заслуживающими серьёзного внимания делами. Более того, кое у кого в мире стало появляться прозрение-подозрение, а не является ли именно она тем потенциальным Гераклом, который, как всегда, возьмёт на себя всю самую грязную работу.
Третья проблема – что, в первую очередь, принять сегодня за авгиевы конюшни. К концу 2016 года в этом отношении вроде бы стал складываться консенсус. Россия, США, Европа, Китай и даже ООН пришли к общему мнению – считать таковыми бесчеловечный, изуверский и, по сути, варварский международный терроризм. При попустительстве со стороны он не просто превратился в мировую проблему номер один, но стал по-настоящему угрожать самому существованию человечества. Эту проблему, к счастью, заметили и признали общей бедой. Но не совсем вовремя, а лишь тогда, когда он превратился в раковую опухоль. И вот теперь с терроризмом решено общими усилиями покончить, причём исключительно силовыми методами и в основном хирургическими средствами.
Но международный терроризм не одинок и вовсе не изолирован от современного общества. Он имеет свою питательную среду и свои «конюшни», которые он, в свою очередь, пытается расчищать собственными, радикальными, «геракловыми» методами. Таковым для ИГИЛ и других «халифатских» формирований явился сладкоголосый, мягкотелый и конформистский либеральный гуманизм. Не только США, но и вся Европа, по сути, превратились в адвокатов и пособников изуверов. Более того, Европа в определённые моменты сама провоцировала изуверов на кровопролитные действия. Сюда можно отнести провокационное поведение Николя Саркози в кровавых ливийских событиях, провокации «Шарли Эбдо» по отношению к мусульманам, провокационный «альтруизм» Ангелы Меркель и всей Европы в отношении беженцев-арабов.
Но и это далеко не все «конюшенные» мировые проблемы. Год назад в своей энциклике папа Римский Франциск I громко возвысил голос совести в отношении нарастающих и углубляющихся экологических проблем, катастрофы с демографическими перекосами, катаклизмов углубляющегося социального неравенства. Всё это вместе взятое вплотную ставит человечество перед вселенской проблемой вымывания природного и человеческого ресурса процессами гипертрофированной цивилизации, превращающейся в цивилизацию ради цивилизации, цивилизацию антидуховную, цивилизацию античеловеческую.
Вопрос о расчистке мировых «конюшен» сегодня стоит очень непреклонно и жёстко. Речь идёт уже не просто о выборе средств для решения тех или иных конкретных проблем, а о самой способности человечества решить накопленные вековые проблемы, превратившие весь мир в сплошные «авгиевы конюшни». Глядя на приближающуюся катастрофу, проще всего сказать, что ничего сделать уже невозможно и тем самым умыть руки. Но борьба имеет смысл. Человечество сегодня достигло такого уровня развития, что адекватный ответ при желании всегда найдётся. Главное сейчас – отдать, наконец, себе отчёт в том, что все заявления о триумфе человека в борьбе с природой сейчас не просто нелепы, но и опасны для существования человечества.
Что мы имеем сегодня с идеями по расчистке мировых «авгиевых конюшен»? Этап мировой глобализации под эгидой невесть что возомнивших о себе Соединённых Штатов Америки мы сегодня, слава Богу, прошли. Он оказался не просто тупиковым, но и гибельным как для мира, так и для самих США. С международным терроризмом, разумеется, надо бороться, причём самым решительным образом. Но одновременно надо безжалостно сдирать позолоту с по-детски сентиментального, сюсюкающего либерализма. Мы – уже взрослое человечество, и впадение в старческое слабоумие или детский инфантилизм недостойно нас. Надо искать Геракла или растить его собственными силами, опираясь на общечеловеческий здравый смысл и поощряя «божественное дитя» на подвиги во имя человечности.
Как обстоит дело с персоналиями претендентов? Претендент номер один - это, разумеется, новый лидер США Дональд Трамп, громко заявивший о своей решимости возродить США как великую державу. Причём возродить не только её амбиции, но и реальный внутренний потенциал. Такой подход можно только приветствовать. Однако, зная Америку, приходится учитывать многие «но». Смущает, прежде всего, громкость заявлений, их категоричность и подчёркнутая решительность. Ясно и то, что американским жрецам «золотого тельца» мир как таковой не интересен и сам по себе не нужен. Им важны лишь возможности его эксплуатации. Получается, что спасение мира тесным образом связано, прежде всего, с избавлением его от американской «золотой чумы». Способен ли Трамп, будучи одним из столпов американской бизнес-элиты, восстать против культа золотого тельца? Очень большой вопрос.
Признавая державой номер два Китай, мы вроде бы должны склоняться к уподоблению современному Гераклу и его лидера Си Цзиньпина. Но он на эту роль не подходит, хотя бы по той причине, что является всего лишь первым среди равных. Кроме того, у Китая как цивилизации имеется немало весьма уязвимых мест. Во-первых, его вечная отгороженность от мира, причём с трудно скрываемой долей надменности. Во-вторых, китайское лукавство не может не вызывать недоверия у прямодушных людей. И, в-третьих, приходится учитывать и культ невмешательства в ход мировых событий. Когда высшим проявлением силы, по Конфуцию, является её неприменение, трудно ожидать, что китайский Геракл возьмёт на себя решение общемировых проблем, да ещё и с возможным ущербом для себя.
Загадочная Индия так и грозит остаться мировой загадкой с её главенствующим принципом непротивления злу насилием. Европа реально превращается в общемировое либеральное болото, в толерантности которого угасают живые силы, и исчезает желание борьбы ради спасения самих себя, не говоря уже о человечестве. Арабский мир всё больше трансформирует присущие исламу принципы братства в культ вражды и священной войны против «неверных». Африка всё никак не выберется из-под навязчивой европейской, а теперь ещё и китайской опеки. Латинская Америка не может избавиться от гнетущего «лидерства» США. Во всех этих регионах не видно ни одной крупной позитивной личности, которая хотя бы отдалённо напоминала мифического Геракла.
Остаётся последняя надежда на Россию и её национального лидера Владимира Путина. Здесь есть над чем поразмышлять. Говоря о Дональде Трампе и Си Цзиньпине, следует признать, что мы имеем дело с личностями сложившимися и требующими принять их такими, каковы они есть. В этой их личностной завершённости – исток их силы, но в ней же - и их слабость. Они уже не способны расти и развиваться. А у Путина его личностный потенциал вовсе не исчерпан. Его личностное становление происходило публично, и сколько мы его знаем, он всё время рос и развивался. В итоге на наших глазах и на виду у всего мира он из подполковника КГБ, рядового, незаметного винтика в огромной государственной машине, превратился не просто в главу государства, а в признанного национального лидера.
Американский журнал «Форбс» в 2016 году вновь отдал Владимиру Путину пальму первенства в ряду самых влиятельных людей мира. За его усилия по урегулированию сирийского конфликта он выдвинут от нашей страны на Нобелевскую премию мира. Получится это или нет при нынешнем отношении Нобелевского комитета к России – это другой вопрос. Но сам факт выдвижения Путин реально заслужил. Особенно если сравнить его вклад в дело мира с разрушительной деятельностью авансированного премией президента США Барака Обаму, который только и делал после награждения, что стравливал народы и сеял конфликты по всему миру.
Мы радуемся за нашего лидера и гордимся им. Но при анализе ситуации в мире и стране сейчас речь идёт уже не об удовлетворении личного самолюбия, а о желании Владимира Путина идти дальше и его готовности взвалить на себя, подобно мифическому Гераклу, решение почти непосильных внутренних проблем России. За 25 лет зарубежного и собственного либерального владычества наша страна превратилась в сточное место всех мировых нечистот. В экономике стало привычно говорить о «дне», которого мы достигли и от которого «надо оттолкнуться». Но если посмотреть на страну «незамыленными» глазами, то мы обнаружим это пресловутое «дно» и в политике, и в социальной сфере, и в культуре, и в духовной жизни. Мы только и делаем, что безвольно сползаем в тёплую трясину, вопя и протестуя при малейшей попытке вызволения из неё.
Для замера глубины нашего погружения в гибельную трясину либерализма возьмём простой, но вполне правомерный критерий. Квинтэссенцией вышедшего на экраны в 1999 году фильма Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок» стала фраза – «Совесть потеряли!». Она прозвучала приговором не только «лихим девяностым», но и всей ельцинской эпохе, расплодившей торжествующих «засранцев». Спрашивается, нашли ли мы сегодня эту потерянную совесть и живём ли мы сейчас по совести? Ответ отрицательный: мы её не только не нашли, но даже не искали. Более того, она продолжает валяться у нас под ногами, а мы делаем вид, что не замечаем её повсеместного попрания.
Вековой юбилей Великой Октябрьской социалистической революции, который руководство страны вынуждено будет в ноябре 1917 года так или иначе отмечать, поставит перед Владимиром Путиным и всеми нами один весьма щекотливый вопрос. А ради чего совершалась эта революция, для чего проливали кровь убеждённые в своей правоте «белые» и «красные», во имя чего наш народ понёс неисчислимые потери, защищая Родину в Великую Отечественную войну? Только для того, чтобы в холе и сытости процветали люди, не совершившие ничего для общественного блага и заботящиеся исключительно о своём благополучии, своём узком мирке и своих незыблемых и нерушимых правах? Конечно, можно в ответ наговорить кучу коробов, но вопрос остаётся открытым, и его острота будет только нарастать.
Предполагается, что Владимир Путин выставит свою кандидатуру на президентских выборах 2018 года. Но сам он пока для себя (или для нас) это не решил. Зато вновь заговорили о своих президентских амбициях крупномасштабный Михаил Ходорковский и мелкотравчатый Алексей Навальный. К ним подключились левый радикал Сергей Удальцов и аферист Сергей Полонский. Всем им вместе взятым цена – грош. Но все они разыгрывают одну и ту же козырную карту – наведение порядка в стране. Конечно, они блефуют в надежде на то, что сам Путин не решится на радикальные меры, адекватные запросам времени. Час истины для России наступит не в 2018 году, а годом раньше, и именно в октябре-ноябре 2017 года. Думается, именно в эти дни будет спровоцирован российский Майдан.
У древних римлян существовала пословица – Hic Rhodus, hic salta («Здесь Родос, здесь и прыгай»). Она не признавала заслуг на стороне и требовала доказательств любых достоинств, говоря современным языком, исключительно «здесь и сейчас». Для любого российского деятеля сейчас нет ничего важнее самой России. В способностях Владимира Путина стать российским Гераклом сомневаются сегодня только откровенные недруги России. Её патриоты верят в Путина и надеются на то, что он сможет порвать свою родовую пуповину с недостойным российским прошлым и сам возглавит движение по духовному и здравомысленному возрождению России. Это станет ясно именно в наступающем, юбилейном 2017 году.
С наступающим Новым годом вас, дорогие друзья!
Расскажи друзьям:
|