Александр АФАНАСЬЕВ
ДРАКА НАЧАЛАСЬ. ЧЕГО НАМ ЖДАТЬ ОТ НАШИХ КАНДИДАТОВ В ПРЕЗИДЕНТЫ.
15 марта 2017 года в Государственной Думе РФ разразился самый крупный за последнее время скандал, в центре которого оказался лидер Либерально-демократической партии Владимир Жириновский. В ответ на дурашливую реплику журналистки Оксаны Пушкиной, представляющей в Думе единороссов Московской области, глава ЛДПР разразился гневной филиппикой. Не ограничившись нападками на саму Пушкину и депутатов от Московской области, Владимир Вольфович набросился на Единую Россию целиком, по сути, обвинив её руководство в торговле депутатскими мандатами. В заключение он пообещал «расстрелять» и «повесить» всех воров по «въезде» в Кремль в 2018 году.
Спикер Госдумы единоросс Володин, смягчая ситуацию, отнёс оскорбительные слова Жириновского к его излишней «эмоциональности», из-за которой он-де завтра будет переживать и раскаиваться в сказанном. Тем не менее, вслед за Оксаной Пушкиной публичных извинений от коллеги потребовали фракции ЕР, КПРФ и Справедливой России. Но Владимир Вольфович на следующий день лишь ограничился ссылкой на «фигуру речи». Официального извинения от него не последовало.
Как оценивать данный скандал и его последствия? Думцы, конечно, будут настаивать на извинениях, грозя разного рода процедурными карами. Геннадий Зюганов, по сути, потребовал вмешательства судебных органов, назвав слова Жириновского «чистой уголовщиной». Можно вообще раздуть скандал до небес, сделав из Жириновского экстремиста и маргинала и не допустив его к выборам. Но, думается, что не будет ни того, ни другого, ни третьего. Скандал постараются спустить на тормозах, пожурив Владимира Вольфовича и попеняв ему на неуравновешенность.
А всё потому, что большой скандал сейчас никому не нужен, кроме самого Жириновского. Ибо лидер ЛДПР таким вот экстравагантным способом открыл де факто президентскую кампанию в России. В опережающем темпе он буквально ворвался в неё, поспешно выбросив свои главные козыри и наметив главную мишень. Опытный политик, умело маскирующий своими шумными эскападами подлинные цели и истинные намерения, Владимир Жириновский воспользовался первым и, по сути, ничтожным случаем, чтобы эксцентрично заявить о своих президентских амбициях. И это по-своему верный ход, так как в современной России только скандалом и можно привлечь внимание к себе.
Если рассматривать вопрос не по форме и не в скандальной плоскости, а по существу и с точки зрения программных заявлений, то выпад лидера ЛДПР весьма примечателен. Сосредоточив внимание на Единой России, он, прежде всего, дал понять лидерам КПРФ и Справедливой России, что они ему сегодня не конкуренты. Слабым же местом правящей партии он обозначил коррупцию, семейственность и кумовство. А потому главной задачей текущего момента он назвал наведение порядка в стране и дал понять, что лично ему это сделать по силам.
Можно ли считать, что победа, действительно, у Жириновского в кармане? Конечно, нет. Но он действует по принципу - «кто смел, тот и съел». Наполеон, кстати, придавал началу кампании едва ли не решающее значение, ставя своей главной задачей «навязать» сражение противнику. Смелости, как известно, Владимиру Вольфовичу не занимать, а урон, даже если он и последует, судя по нынешним «толерантным» к скандалистам временам, будет самым ничтожным. Вот и пошёл Жириновский нахрапом, и это, по-видимому, будет фирменным стилем всей его президентской кампании.
Раз уж президентская кампания в России началась, да ещё таким брутальным способом, то и российской гражданской общественности не стоит дремать. Она тоже должна сказать своё веское слово, причём чётко, честно и вразумительно, невзирая на лица, чины и посты. Ибо все эти лица, чины и посты имеют значение только в межвыборное, стабильно-статичное время, а в ходе выборов в демократическом обществе ни у кого не может и не должно быть никакого преимущества и никакой индульгенции. Выборы – это большая общественная постирочно-помывочная баня, а в баню, как известно, все входят, извините за выражение, абсолютно голыми. Глядя на это политическое действо со стороны, мы можем многое увидеть и кое-что дельное подсказать.
Итак, чего нам сегодня ждать от наших реальных и потенциальных кандидатов в президенты и от выборов вообще? Начнём с КПРФ и её лидера Геннадия Зюганова. К сожалению, ничего серьёзного ни от некогда могущественной партии, ни от её громогласного лидера ожидать сегодня не приходится. Партия находится в полном застое. За последние годы никаких инициатив и новаций в партии не было, несмотря на хронические поражения её лидера на президентских выборах и полный провал её выдвиженцев на последних выборах в Госдуму РФ. Малейшие протестные выступления внутри партии гасятся на корню. С таким багажом идти Геннадию Андреевичу на президентские выборы равносильно политическому самоубийству, но никого другого в КПРФ, по сути, нет.
По сравнению с КПРФ, Справедливая Россия заметно активизировалась на последних депутатских выборах. Определённое количество политических баллов партия набрала на резком осуждении практики разрушения системы образования министром Ливановым и на осторожной критике экономического блока правительства. Но тактическая отставка Ливанова выбила главный козырь у Сергея Миронова и его соратников, а других козырей у СР не оказалось. Сейчас и ставки крупнее, и цели должны быть значительно выше. Решится ли Сергей Михайлович Миронов выставить свою кандидатуру и сыграть по-крупному, - это один из вопросов начинающейся президентской кампании.
Что касается рванувшейся вперёд «партии Жириновского», то здесь и вопрос должен быть поставлен по-другому, и задача у Владимира Вольфовича в президентской кампании видится совсем иной. Вряд ли он намерен всерьёз бороться за президентское кресло. Скорее всего, это всё те же эпатаж и шутовство, к которым мы давно привыкли. Ибо вряд ли Жириновский не сознаёт, что, критикуя ЕР, он бросает вызов действующему президенту страны и потенциальному влиятельнейшему кандидату в президенты. Разумеется, сознаёт, но делает вид, что ничего этого пока нет и, возможно, не будет. Смысл его игры на опережение заключается в том, что, пока президент официально не озвучил свои намерения и сам не обозначил свою связь с ЕР, ему, Жириновскому, де юре позволяется играть как бы на чистом поле и навязывать свои правила игры.
Хорошо известна способность Владимира Вольфовича, критикуя власть на словах, на деле неизменно демонстрировать ей полную лояльность. Думается, что и на сей раз он затеял хитрую политическую игру того же свойства. Намекая на реальную возможность прихода к власти весьма решительного человека в случае отсутствия порядка в стране, Жириновский как демократ советует возможному кандидату в президенты Владимиру Путину акцентировать внимание на пресечении воровства и наведении должного порядка в стране. Но, шутовски угрожая расстрелами, он уже как либерал предостерегает всех потенциальных претендентов (и Путина в том числе!) от слишком крутых мер. Тем самым, он не столько выступает против ЕР в поддержку народа, сколько склоняет либеральную часть общества, по сути, поддержать существующее статус-кво.
Несмотря на некоторые сложности тактического плана, с кандидатскими персоналиями ни у КПРФ, ни у СР, ни у ЛДПР никаких проблем нет. Лидеры этих партий выдвинут свои собственные кандидатуры, либо, из тактических соображений, в последний момент уступят место кому-то из своих коллег. Проблемы, причём очень серьёзные, есть сегодня только у одной партии, а именно - у партии правящей, партии лидирующей, партии, пользующейся поддержкой президента страны. Разного рода былыми политическими комбинациями «партия Медведева» поставлена в такое двусмысленное положение, из которого ей никак не выбраться без существенных потерь.
Даже если Владимир Путин решит отказаться от участия в президентских выборах (что маловероятно!), внутренних проблем ЕР не избежать. При наличии у партии официального лидера, занимающего к тому же пост председателя правительства и обладающего большим административным ресурсом, в мощном «резерве» у ЕР имеется ещё и весьма влиятельный неформальный лидер. Таковым является Вячеслав Володин, занимающий пост спикера Госдумы РФ и опирающийся на мощный актив партии, прошедший горнило испытаний в ходе недавних парламентских выборов. В случае схватки этих двух выдвиженцев Путина ЕР будет разодрана в клочья и будет вынуждена уступить лидерство любой из трёх других парламентских партий. И в этом случае вовсе не исключено, что тот же Владимир Вольфович будет иметь реальную возможность торжественно «въехать» в Кремль.
При варианте выдвижения Владимиром Путиным своей кандидатуры проблемы у ЕР не исчезают, а только видоизменяются. Идеальный вариант для партии в этом случае – пренебречь президентскими амбициями двух собственных партийных лидеров и «выдвинуть» от ЕР кандидатуру ныне действующего президента страны. Но в этом случае предполагается своего рода политический торг и заключение некоего тайного соглашения, ограничивающего права будущего президента и дающего серьёзные преференции выдвигающей его партии. Пойдёт ли на это всенародно избранный президент, у которого и личный рейтинг значительно выше рейтинга ЕР, да к тому же имеются обязательства перед другими политическими партиями и перед всем российским народом, - это большой вопрос.
Скорее всего, Владимир Путин выдвинет сою кандидатуру, причём не от партии, а как независимый кандидат. Для этого у него есть все возможности не только морального плана (высочайший рейтинг), но и структурного порядка. Имея в своём распоряжении наличный ресурс пропрезидентского Общероссийского народного фронта и располагая безусловной поддержкой силового блока правительства, Владимир Путин имеет сегодня редкую возможность идти на выборы самостоятельно, независимо от кого бы то ни было. В этом случае у ЕР не останется ничего другого, как поддержать кандидатуру ныне действующего президента страны, но уже на свой страх и риск и без всяких условий.
Владимиру Путину очень важно иметь для себя в предстоящей кампании полностью развязанные руки. Причём не только ради будущей независимости, но и для того, чтобы лучше сориентироваться в нынешней весьма непростой ситуации в стране и мире. По своему нынешнему политическому статусу Владимир Путин выступает единым в трёх лицах. Как ни странно это звучит, но он сегодня одновременно является и главным демократом, и главным либералом, и главным консерватором страны. Будучи не просто государственником, но государственником-охранителем, поборником непоколебимой и твёрдой российской государственности, Владимир Путин как государь до сих пор успешно лавировал между демократической Сциллой и либеральной Харибдой, гася назревающий бунт на корабле разного рода уступками либеральной элите ради общегосударственного и общенационального единства.
Но лавирование редко бывает бесконечным. В условиях, когда либеральная элита требует от власти всё больших уступок, наглея с каждым днём от собственной дерзости, а народные массы уже не в силах скрывать недовольство наглостью элиты, от кандидата в президенты все ждут предельной ясности и определительности. Вопросом вопросов нынешней президентской кампании является выяснение, на чью сторону окончательно встанет Владимир Путин – на сторону либеральной прозападной элиты или на сторону своего собственного народа.
Наша страна за последние 25 лет стремительно меняется. Не менее стремительно меняется и внешний мир. Менялся до сих пор вместе со страной и миром и Владимир Путин. В 2000-м году, после ельцинской либерально-демократической вакханалии, на высший пост в стране пришёл молодой честолюбивый государственник. Два президентских срока он неспешно, терпеливо и методично, шаг за шагом, выстраивал «вертикаль власти», то есть, по сути, восстанавливал власть с нуля. Это был «первый» Путин, Путин-государственник, Путин – собиратель распадающихся российских земель.
В 2012 году на смену этому Владимиру Путину пришёл «второй» Путин. Он был вроде бы внешне тот же самый, но сущностно – совсем другой. Почувствовав свою силу и ощутив огромный потенциал российской державы, второй Путин главное внимание сосредоточил на отстаивании суверенитета страны на её внешних рубежах и на утверждении достоинства России в мировом масштабе. Ради достижения этих серьёзных внешних целей он заключил мир (или перемирие?) с российской и международной либерально-демократической элитой. Это было проделано по-европейски изящно и элегантно. Во главе правительства был поставлен убеждённый либерал, на которого делала ставку правящая элита США и которому «на откуп» была отдана вся внутренняя политика. Более того, Путин и сам в решающие моменты демонстрировал собственную приверженность либерально-демократическим ценностям.
Но сегодня ситуация в стране и в мире не просто поменялась, а изменилась самым кардинальным образом. И дело не только в том, что к власти в США пришёл «традиционалист» Дональд Трамп и умер-таки мотор американского финансово-экономического тоталитарного либерализма «бессмертный» Джон Рокфеллер. Сам мировой и российский либерализм, по сути, выдохся, продемонстрировав свою практическую немощность и идейную бесперспективность. В этих условиях российская общественность выдвигает политический запрос на нового, «третьего» Путина. Того же требует и российский народ, проигнорировавший своим большинством последние парламентские выборы и выразивший тем самым своё «прохладное отношение» к либеральному курсу и к внутренней политике российского государства.
Крым не случайно в лице Сергея Аксёнова жёстко затребовал решительных политических перемен в России. В «континентальной» России слишком замылился глаз на текущие события. Мы свыклись с существующими порядками и боимся перемен. А из Крыма, продемонстрировавшего волю народа и дух подлинной независимости, всё видится несколько по-иному. И уж совсем другой взгляд на нынешнюю российскую действительность у бойцов Новороссии. Логика борьбы неизбежно выводит Крым и Донбасс на конфликт не только со своими олигархами, но и с российским олигархатом - тоже.
Российские (и не только) либералы в ельцинские времена активно ратовали за всемерное и всестороннее развитие в России гражданского общества. Сегодня это общество реально существует, и оно в своей массе настроено патриотически. Эта вполне зрелая российская патриотическая общественность хотела бы, чтобы именно Владимир Путин выдвинул свою кандидатуру. Но не от какой-то партии, а как независимый, общенародный кандидат, отстаивающий интересы всего народа, а не избалованной властью прозападной элиты. Общественность надеется также на то, что «третий» Путин продемонстрирует подлинный демократизм, ориентированный на утверждение российских традиционных ценностей. По её мнению, именно эта патриотическая составляющая выведет страну из либерального застоя.
Расскажи друзьям:
|