Александр АФАНАСЬЕВ
МОСКВА - ЧЕБОКСАРЫ. РАЗВИТИЕ ДУХОВНЫХ СВЯЗЕЙ.
11 апреля 2017 года в Москве, в Центральной библиотеке имени А. С. Пушкина состоялась презентация сразу двух моих книг – «Россия в современном мире. Опыт практической политологии» (Москва, 2016) и «Россия и мир в XXI веке. Беседы о самом насущном» (Чебоксары, 2017). По сути, это была как бы одна общая книга, да к тому же ещё и не совсем полная. Ибо и та, и другая книги представляют собой сборники части моих статей, опубликованных на сайте Общественного московского телевидения с октября 2013 года по настоящее время в количестве 67 публикаций.
При этом первая книга («Россия в современном мире»), изданная Академией МНЭПУ (Международный независимый эколого-политологический университет), содержит 50 статей, взятых в хронологическом порядке с октября 2013 года по май 2016 года. Вторая книга («Россия и мир в XXI веке»), опубликованная Чувашским государственным университетом, включает в себя 30 избранных статей с добавлением 3 статей, опубликованных в самом конце 2016 года. Это было условие инициаторов публикации, которые хотели уделить этим статьям особое внимание.
Московская презентация обеих книг получилась не очень массовой (присутствовали около 50 человек), но весьма солидной и представительной. Достаточно сказать, что открыли презентацию предводитель Союза дворян князь В. А. Голицын и главный редактор Общественного московского телевидения С. Л. Кузнецов. Среди выступивших были ректор Академии МНЭПУ С. С. Степанов, известный русский писатель Л. М. Анисов, исполнительный директор Союза дворян О. С. Константинова, поэт-бард Е. Е. Данилов, отец Александр (Егоров), чрезвычайный и полномочный посланник 2 класса МИД РФ (в отставке) Л. В. Зацепин, граф А. Н. Каменский, сотрудники Московского Дома соотечественника и другие.
Обсуждение книг и, по сути, всего моего творчества вылилось в серьёзный разговор о нашем непростом времени и личной ответственности каждого из нас за судьбу Отечества. Отмечая своеобразие моих статей и не соглашаясь с какими-то отдельными тезисами, выступавшие подчёркивали право каждого человека иметь свою собственную точку зрения на события наших дней. Но одновременно отмечали необходимость слушать друг друга, считаться и уважать чужое мнение. Корень наших сегодняшних проблем представлялся некоторым участникам презентации именно в неумении и нежелании прислушаться к чужим словам и учесть иной опыт.
На московской презентации не присутствовали представители Чувашии. Но, во-первых, организация их приезда – дело довольно дорогое и хлопотное, а, во-вторых, аналогичная презентация прошла накануне, 7 апреля, в самой Республике Чувашия. При этом для участия в ней были специально приглашены из Москвы я и писатель Лев Анисов. Чувашская презентация состоялась в конференц-зале Центральной библиотеки Республики Чувашия при активном участии видных местных представителей науки, культуры и народного образования. Вёл презентацию директор АНО «Публичная школа социального знания и общественной практики», кандидат социологических наук А. П. Карпов.
Помимо этого, организаторы публикации книги «Россия и мир в XXI веке», по согласованию с руководством Чувашского государственного университета, решили максимально использовать в местных интересах культурно-просветительский потенциал московских гостей. В течение 3 дней (5, 6 и 7 апреля) были организованы по три полуторачасовых публичных лекции для преподавателей и студентов ЧГУ. Я выступил по темам «Государство и общество», «Фальсификация российской истории» и «Государство и право». Лев Анисов, соответственно, рассказал о культурном подвижничестве П. М. Третьякова и проанализировал творчество художников Н. А. Неврева, И. С. Горюшкина-Сорокопудова, И. С. Остроухова и Н. П. Богданова-Бельского.
Следует отметить и такой важный момент, как особый характер нашего бытового проживания в г. Чебоксары. В знак особого расположения ко Льву Анисову, дед которого был священником и позднее творчество которого тесно связано именно с церковной тематикой, нам было предложено поселиться в Чебоксарском Троицком мужском монастыре Святой Живоначальной Троицы. В течение трёх дней мы имели возможность, в рамках страстной недели, причаститься к жизни святой обители и монашеской братии – с её ранней побудкой, скромной трапезой, обильными молениями и непрерывными послушническими хлопотами.
Особо надо сказать о ежевечерних неспешных беседах с настоятелем монастыря архимандритом Василием. Отец Василий (Паскье) – человек уникальной судьбы и большой силы убеждения. Коренной француз, уроженец мятежной роялистской Вандеи, католик по вере, он рано проявил интерес к православию. Восхитившись же им, он твёрдо и убеждённо принял православную веру. Скромничая, отец Василий, именует себя «фермером». Но при этом обладает большой начитанностью и широкими разносторонними знаниями. Мысли его просты, образны, но по-русски глубинны и всеохватны.
Лично меня восхитила оценка отцом Василием Русской революции, столетие которой мы будем отмечать сначала в феврале, а затем в ноябре 2017 года. На одном из научных форумов, посвящённых этому событию, его попросили высказать своё мнение. Он был немногословен, но точен. Сначала он сказал, что революция «широко разлилась». На просьбу сказать что-то ещё, он с присущим ему юмором добавил: «Всё дерьмо поднялось наверх и растеклось по всей России». Всем любителям переворотов надо не забывать эту простую истину: все революции, прежде всего, выпускают на волю джинна Зла, которое, торжествуя, отыгрывается на Добре и его носителях. И загнать его обратно, очистить Россию от «дерьма» (в том числе либерального) бывает очень и очень трудно.
Помимо величаво «простецкого» отца Василия, во время пребывания в Чебоксарах на меня сильное впечатление произвёл иеромонах отец Игнатий Суранов. Выпускник факультета журналистики ЧГУ, он почти сразу после окончания университета принял постриг и в качестве монашеского послушания был направлен на священническое служение в храм деревни Большой Сундырь, в котором долгие годы служил священником дед Льва Анисова. Скромный, тихий, откровенный и искренний, он сразу полюбился местному населению. Проповеди он читает на чувашском языке, а жизнь ведёт по русскому сельскому священническому обычаю, ухаживая за коровой и обеспечивая себя всем необходимым.
Общее впечатление от пребывания на Чувашской земле осталось в целом благодарное, но одновременно душевно смущённое. Судя по Республике Чувашия, надо прямо сказать, что российская провинция, и особенно российская глубинка, живут не просто трудно, но на грани своих возможностей. Какой бы стороны мы ни касались, - бизнеса, социальных вопросов, культуры, духовной жизни, - всё здесь не просто далеко от процветания, но находится на грани выживания и существует за счёт подвижничества простых жителей республики.
Кризис особенно сильно ударил по местному бизнесу. А это в свою очередь сказалось на жизненном уровне людей, на уровне культуры, образования и даже на церковных делах. И, тем не менее, местные предприниматели стараются помогать, в силу своих скромных возможностей, и местным учреждениям культуры, и органам образования, и церковным учреждениям. Достаточно сказать, что наиболее общественно значимые научно-практические мероприятия в республике проводятся почти исключительно за счёт спонсорских средств. Получается, что Центр, исправно получая из провинции налоговые поступления, фактически предоставляет её жителей самим себе и заставляет их выкручиваться из трудных ситуаций собственными силами.
По всему было видно, что республика остро нуждается в помощи извне, особенно в культурной сфере. Мой и Льва Анисова вклад в удовлетворение этой нужды – капля в море. Но создаётся впечатление, что ни местному общественному активу, ни нам, представителям московской общественности, рассчитывать в этом плане больше не на кого. Остаётся единственный путь – укреплять и расширять наши духовные связи и по мере возможностей поддерживать друг друга.
Фото: С. Кузнецова и Е. Данилова.
Расскажи друзьям:
|