Александр АФАНАСЬЕВ
DURA LEX (ЗАКОН СУРОВ). ЯВЛЕНИЕ НЕПРИКАСАЕМЫХ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ.
Российские либералы уже не могут жить нормально, без скандалов. В последнее время скандалы участились, прорываясь болезненными нарывами преимущественно в культурной сфере. Вот и новый скандал не заставил себя ждать, затронув культовую фигуру российского либерализма – режиссёра Кирилла Серебренникова. И всколыхнув едва ли не всю либеральную элиту.
А началось всё с того, что в связи с пропажей крупных бюджетных средств в автономной некоммерческой организации «Седьмая студия», учредителем и владельцем которой является Кирилл Серебренников и которая была зарегистрирована по адресу его проживания, следственные органы провели необходимые и правомерные, с их точки зрения, следственные действия. Всё бы ничего, но при этом была временно приостановлена работа «Гоголь-центра», произведён обыск в квартире режиссёра и был допрошен в качестве свидетеля сам Кирилл Серебренников.
Кому-то всё это очень не понравилось и этот кто-то, негласный, но, по-видимому, очень влиятельный человек, начал нажимать на все рычаги и дёргать за всевозможные ниточки. И мгновенно мощный защитно-агрессивный механизм был приведён в действие. Сначала, по отработанной схеме, был подготовлен соответствующий текст. Затем организован сбор подписей влиятельных лиц либерального толка. Потом прошла публичная манифестация. И, наконец, популярный актёр Евгений Миронов 23 мая 2017 года, воспользовавшись вручением ему правительственной награды в Кремле, передал либеральную петицию лично в руки президенту страны.
И не просто передал, а ещё и добавил кое-что от себя. В изложении Андрея Колесникова (спецкор «Коммерсанта»), Миронов сказал президенту буквально следующее: «Зачем? Ну, зачем это делать?! Вы же во Францию в понедельник летите! Вам-то это зачем?!». То есть всё та же нудная и заезженная либеральная песня: не стоит ссориться с Западом, а надо с ним дружить. И якобы в ответ на это Владимир Путин, не вступая с Мироновым в дискуссию, бросил коротко: «Да дураки», - взял письмо и удалился.
В письме и на словах защитники Серебренникова делают упор на двух моментах: на бесцеремонности, с их точки зрения, служителей Фемиды и на заведомой невиновности далёкого от прозы жизни «художника» Серебренникова. Владимир Урин, гендиректор Большого театра, в личном обращении к Владимиру Путину выразил эту позицию таким образом: «Я считаю, что то, как это было сделано в отношении режиссёра, это неправильно. Он художник, человек, не отвечающий, с моей точки зрения, … за финансовую составляющую». Ещё один аргумент, приводимый в пользу Серебренникова – это упор на то, что он «человек с мировым именем».
Начнём с «бесцеремонности» служителей Фемиды. Мудрые древние римляне изобрели формулу: «Dura lex, sed lex» («Закон суров, но это – закон»). Смысл этой формулы – в обязательности закона для всех граждан без исключения. Будучи апологетами правового государства, либералы-западники не могут выступать против сути этой формулы. Но в их интерпретации закон мог бы и должен был бы быть предельно деликатным в отношении таких лиц, как Кирилл Серебренников.
Евгений Миронов, по словам Андрея Колесникова, высказал эту мысль президенту вполне ясно и без обиняков. Он, по сути, попросил президента страны лично вмешаться в это рядовое процедурное дело и не допустить «экстраординарных мер». То есть следует понимать, что если даже Серебренников окажется виновным в растрате средств, соответствующие органы должны ограничиться условным внушением, избавив растратчика от реальной судебной ответственности. Попросту говоря, речь идёт о создании приказного прецедента в судебных делах, а ещё проще – о формировании в России касты неприкасаемых в лице представителей либеральной элиты.
Что касается «художника», то Урин и иже с ним, по сути, отсылают нас к утверждению Александра Пушкина о «несовместности» гения и злодейства. Но со времён Пушкина в России много воды утекло, особенно за 25 лет либеральной беспредельщины в культуре и искусстве. Сейчас у нас, если и остались Моцарты, то они задвинуты далеко на задний план. А на авансцене сегодня процветают одни Сальери, мысли, которых сосредоточены не столько на искусстве, сколько на том, как побольше «срубить бабла».
Руководимый Кириллом Серебренниковым с 2012 года нынешний «Гоголь-центр» - полный антипод прежнему Московскому драматическому театру имени Н. В. Гоголя. Прежний был, по сути, народным театром, исповедующим реалистическое искусство. От Н. В. Гоголя стараниями Серебренникова сегодня остался в Центре только «бренд», да и то какой-то опошленный и уже без инициалов великого писателя. «Художник» Серебренников превратил собственно театр в задворки Центра, а на первый план вывел дискуссионный клуб, «Гоголь-кино» (с прокатом «мировых шедевров»), медиатеку, концертный зал. По сути, «Гоголь-центр» ныне превращён в фешенебельный культурно-развлекательный центр с весьма заметной «финансовой составляющей».
Но и этого художнику Серебренникову показалось мало. Используя свои столичные связи и своё влияние в театральных и правительственных кругах, он учредил в 2012 году автономную некоммерческую организацию «Седьмая студия» и добился выделения ей крупных бюджетных средств «на развитие и популяризацию искусства». Разумеется, у этой «дочерней» организации были технический директор и главный бухгалтер, которые ныне арестованы. Но деньги-то выделялись не им, а «Студии» под личную ответственность её учредителя. И, по идее, кто-то за это должен реально отвечать. Причём, разумеется, не только «стрелочники».
Теперь о «мировом имени» Серебренникова. У нас в последнее время как-то странно получается с мировыми именами. Имена Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского и многих других создавались ими самими и, действительно, пользовались заслуженной мировой славой. И поныне ею пользуются, несмотря на их уничижение у себя на Родине. А имена Солженицына, Гайдара, Чубайса, Навального, Серебренникова, Богомолова и иже с ними сначала отбирались и утверждались некими «мировыми структурами», затем навязывались нам, а теперь берутся нашими же либералами-западниками под персональную опеку.
Либеральным борцам против «несправедливости» следственных органов, по сути, нет никакого дела до «мелких сошек». Их имена вовсе не фигурируют ни в письмах, ни на плакатах. Даже имя директора Российского академического молодёжного театра Софьи Апфельбаум, допрошенной одновременно с Серебренниковым, упоминается вскользь и как бы вынужденно. Вся сила давления на власть и общественность сошлась исключительно на Серебренникове.
И дело здесь, по-видимому, не только в личном страхе, хотя почва под ногами либералов начинает всё больше трещать. Главное состоит в том, что разглагольствуя о гуманизме, толерантности, западных ценностях, сами либералы уже ничего творческого и созидательного ни стране, ни людям дать не могут. В экономике – полный провал. Во внутренней политике – одни разговоры о панацее либерализма. В обществе – вопиющее неравенство. Причём все эти принципиальные изъяны либерализма слишком очевидны, и их уже невозможно ни отрицать, ни опровергать.
Другое дело – культура. Здесь ещё долго можно лгать, изворачиваться и изощряться в терминологических изысках, обвиняя оппонентов в невежестве и непрофессионализме. В силу этого культура ныне превращается в последнее прибежище и последний бастион российских либералов. Здесь они чувствуют себя менее уязвимыми, и здесь они намерены дать последний бой. Уже сегодня в культуре они разрушили всё, что могли разрушить, разбросав по пустырям ядовитые семена упадочничества. Если так пойдёт и дальше, то усилиями швыдких, серебренниковых и богомоловых, наша культура, в конечном счёте, может превратиться в огромную антикварную лавку, процветающую исключительно за счёт распродажи былых российских культурных ценностей.
Нынешняя скандальная ситуация примечательна ещё и тем, что она со всей очевидностью раскрывает ущербный моральный облик российских либералов. Представивший широкой публике содержание беседы Миронова с президентом журналист Андрей Колесников, разумеется, не присутствовал при их личном, с глазу на глаз, разговоре. Значит, Миронов всё это сам рассказал известному своими либеральными взглядами публицисту. Рассказал, бахвалясь и рисуясь: смотрите, какой я умный и смелый. Рассказал, прекрасно понимая, с кем имеет дело, и вполне сознавая, что подставляет тем самым президента, сталкивая его с работниками Следственного комитета РФ, подчинённого лично президенту.
В заключение вслед за Познером можно было бы с ехидцей сказать: «Вот такие у нас сегодня времена!». Но приходится вслед за древними римлянами с огорчением признавать: «Вот такие сегодня у нас нравы!». А именно - вороватые либеральные времена и подловатые либеральные нравы.
Расскажи друзьям:
|