Александр АФАНАСЬЕВ
ЧУБАЙС И РОССИЯ. ПРОЕКТ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ИМПЕРИИ.
Фантастические замыслы, умыслы и домыслы.
«Как скучно мы живём! В нас пропал дух авантюризма!». Так в порыве самобичевания 50 лет назад утверждал в «Иронии судьбы» отвергнутый Ипполит. Это было ещё в советское время, в момент прихода к власти Михаила Горбачёва. Сегодня к жертвам всепоглощающей скуки можно отнести, помимо авантюризма, также романтизм, мечтательность и многие другие благородные чувства. А самое главное – зажатые в тиски прозы жизни мы обрезали крылья фантазии. А без полёта фантазии мы вряд ли сможем реально разобраться в фантасмагорических нагромождениях и хитросплетениях современной жизни.
В начале июня 2017 года, в канун дня России, в нашей северной столице состоялся грандиозный Петербургский международный экономический форум. На нём присутствовало рекордное количество людей, в том числе самого высокого калибра. На Форуме блистал и имел фантастический успех наш президент. Благодаря интервью американской журналистке Мегин Келли и многосерийному документальному фильму Оливера Стоуна слава о восстающей из пепла России и её симпатичном лидере распространилась по всему миру.
А в это время в кулуарах Форума прошло почти никем не замеченное интервью Анатолия Чубайса, к которому, тем не менее, надо очень внимательно присмотреться и прислушаться из-за его идеологической и политической важности не только для России, но, возможно, и для всего мира. Мы как-то подзабыли, что в 2003 году, еще, будучи главой РАО «ЕЭС, России» и войдя в тройку лидеров Союза правых сил, Анатолий Чубайс выступил с фантастической идеей превращения России в либеральную империю. В то время эта идея наделала много шума. Были даже предположения, что Чубайс выдвинет свою кандидатуру на президентских выборах 2008 года, превратив либеральную идефикс в основу собственной политической программы.
В связи с чрезвычайной сложностью политической конъюнктуры накануне президентских выборов 2008 года Анатолий Чубайс выдвигать свою кандидатуру не стал. После 2012 года он вообще как-то по-тихому сошёл с политической арены. Идея либеральной империи в России была с политической повестки снята. И всем показалось, что она вообще умерла. Но ныне выяснилось, что сам Анатолий Борисович никогда ничего не забывает и способен с упорством латышских стрелков отстаивать свои убеждения бескомпромиссно и до конца. А правое дело вкупе с идеей либеральной империи он обозначил в 2003 году как «дело жизни»! Собственной жизни, разумеется, а не нашей с вами.
Что в своей сути представляли тогда чубайсовское правое дело и его идея либеральной империи? Судя по интервью журналу «Профиль» и его выступлению при присуждении звания почётного доктора Петербургского государственного инженерно-экономического университета (сентябрь 2003 года), дело и мысли Чубайса сводились к следующему. Правое дело он рассматривал как построение в России общества, основанного на свободе, правах человека, частной собственности, предприимчивости и ответственности. То есть речь шла о внедрении в России точной копии Соединённых Штатов Америки, а, возможно, даже о превращении нашей страны в один большой Штат – самый крупный из всех американских штатов.
Мы в то время жили трудно, и для кого-то «дело» присоединения совершенно обнищавшей России к процветающим Соединённым Штатам могло показаться весьма заманчивым. Но смущала одна неувязка. Чубайс ни слова не говорил о российской демократии, хотя все знали, что для самих США демократия всегда стояла на первом месте. Получалось, что Штаты должны были оставаться полноценно демократическими, а России отводилась какая-то усечённая роль. (Что-то наподобие Украины в рамках ЕС). Более того, неясен был механизм построения либерального общества в России: добровольно это должно было произойти или принудительно. И кто вообще должен был стать «гегемоном» - сам ли Чубайс, или кого-то должны были прислать ему в помощь из Америки?
С идеей либеральной империи тоже было не всё ладно. По словам Чубайса, Россия должна была «поддержать» базовые ценности свободы и демократии не только у себя, но и во всех государствах-соседях. При этом «демократия» была обозначена им не как российский принцип, а как политический штамп, привычное американское клише. Перед «имперским» российским государством ставилась задача всеми способами содействовать экспансии российского бизнеса «к соседям». Само понятие «соседей» не раскрывалось, но к будущим «великим демократиям XXI века» Чубайс отнёс только США, Европу, Японию и Россию. Не упомянутый им Китай, по-видимому, и должен был стать главной целью экспансии имперской России.
Российскую общественность смущали даже не принципиальные нестыковки внутреннего либерализма и внешней агрессивности России. Задевали надменность и неискренность политика, отдающие цинизмом и лукавством. Получалось, что во внутреннем плане наша страна должна была продемонстрировать полную покорность Америке, а во внешней политике её подталкивали бросить вызов набиравшему силу Китаю. По наущению США нас явно хотели стравить с лояльными по отношению к нам китайцами в угоду американским интересам. Более того, можно было даже заподозрить, что нашу страну при активном содействии Чубайса хотели просто угробить в этой совершенно неравной междоусобице.
На убийство России и своё собственное самоубийство российская политическая элита в 2008 году не решилась. Она обеспечила приход к власти в России Дмитрия Медведева - компромиссной фигуры с либеральными взглядами и известными внутрироссийскими обязательствами. Реализации губительных чубайсовских идей также жёстко воспрепятствовал Владимир Путин, возглавивший российское правительство и, по собственному признанию Оливеру Стоуну, «сделавший всё», чтобы государственное имущество «не уходило за бесценок» и чтобы «прекратилось действие тех, при которых была создана олигархия». Учитывая ключевую роль Чубайса в организации российской «прихватизации», смысл намёка, думается, был более чем ясен.
Однако сегодня, в ходе очередного витка президентских выборов, политическая ситуация в России вновь обостряется. Заметно активизируются и олигархи, и те, кто их создавал, и их политические креатуры, и даже ничего собой не представляющие мелкие сошки. Так, пошёл ва-банк пронырливый Алексей Навальный, бросающий в топку большой политики незрелую молодёжь и несведущих обывателей. Громко заговорил сановный Алексей Кудрин, настаивая на том, чтобы в ближайшие 7-8 лет государство полностью вышло из нефтяной сферы. Вскормленный российским государством банкир Греф, по сути, призвал к разрушению этой самой государственности путём приватизации всех предприятий вообще, включая, по-видимому, и оборонный комплекс страны. Под знамёнами швыдковской разрушительной культурной революции повели атаку на власть рупоры российской либеральной интеллигенции.
И именно в этот тревожный для власти и народа момент на политическом горизонте России вновь возник, словно зловещий призрак былых «святых» времён, либеральный империалист Анатолий Чубайс. В интервью РБК в кулуарах Форума он обозначил несколько принципиально значимых тезисов. Он выразил полное удовлетворение «действующей» политико-экономической системой, назвав её «по-своему гармоничной». Сдержанно оценив внешнеполитические успехи России, он сделал упор на том, что эти успехи стали возможными только благодаря либеральной внутренней политике. Намекнув на возможные «серьёзные риски», он предостерёг власти от попыток «преобразовать всерьёз» внутреннюю политику. В заключение он полностью поддержал либеральную программу Кудрина, призвав «продать» нефтяную отрасль и не исключив при этом иностранцев как потенциальных покупателей.
Даже в таком элегантном изложении политическая позиция Анатолия Чубайса выглядит весьма и весьма двусмысленной. Но Чубайс только прикидывается либералом. На самом деле он циник, и даже не скрывает этого, именуя свой цинизм политическим прагматизмом. Если рассмотреть слова Чубайса под цинично-прагматичным углом, то получается следующее. В отличие от Владимира Путина, прилагающего усилия к стабилизации обстановки в стране, Чубайс испытывает удовлетворение именно от нестабильности. Он даёт понять, что Запад терпит своеволие России во внешних делах только в расчёте на углубление либеральных процессов внутри страны. Он грозит властям серьёзными неприятностями, если они захотят навести порядок в стране. И, наконец, откровенно продавливает кандидатуру Кудрина на пост премьера, требуя при этом распродажи всей российской собственности иностранцам или их подставным лицам.
Как такую позицию называть? Если бы речь шла только об экономике, то Чубайса можно было бы назвать самым крупным лоббистом в России интересов иностранного капитала, - американского по преимуществу. Если ограничиться сугубо идеологической сферой, то можно было бы определить его роль в России как агента американского влияния. Но сам Чубайс обозначает свой интерес широко и комплексно, претендуя на контроль над всей «социально-экономико-политической системой» России. А это уже тянет на не менее, чем на полититико-организационную резидентуру. По сути, в своём интервью Чубайс выдаёт себя за фигуру, более значимую чем просто глава государственной корпорации «Роснано», намекая на роль некоего «серого кардинала» или «смотрящего» Запада за порядками в России.
Блефует ли сегодня Чубайс или, в самом деле, его роль в России сейчас так велика? Не подлежит сомнению одно: Чубайс по своей натуре игрок – игрок расчётливый, хладнокровный, безжалостный. Ему многие покерные комбинации уже удались, и он сорвал на них большие куши. Об этом свидетельствует тот факт, что он пришёл в политику практически нищим, а сейчас является одним из самых богатых людей в стране. Но сорвать банк в 2008 году ему так и не удалось, и на своём политическом блефе он тогда многое потерял. Сегодня он явно решил отыграться и поставил на кон всё – и высокую должность, и своё богатство, и политическое будущее России.
Героиня Ларисы Удовиченко в «Самой обаятельной и привлекательной» утверждала, что главным в браке является вовсе не любовь, а то, «чтобы расчёт был правильным». Анатолий Чубайс прекрасно знает, что его в России не любят и давно уже делает ставку только на расчёт. В чубайсовской России сейчас многие так думают и так делают, но только у редких единиц этот расчёт оборачивается счастьем. Причём вовсе не у тех, у кого расчёт был правильным, а, наоборот, у тех, кто, забыв о расчётах, смог раскрыть по-настоящему свои бескорыстные чувства.
Мы – большая Россия. Та, что не умеет хорошо считать, но отлично знает цену здравому смыслу и добрым сердечным качествам. И мы все дружно желаем, чтобы и на сей раз эгоистические расчёты Чубайса не только не оправдались, но чтобы его нынешняя фантастическая афёра в России обернулась полным провалом хитроумного антироссийского проекта его давних покровителей.
*Фото из интернета.
Расскажи друзьям:
|