Александр АФАНАСЬЕВ
ВЕЛИКИЙ ВСЕЛЕНСКИЙ РАСКОЛ: РОССИЯ И МИР В XXI ВЕКЕ
Времена бывают разные. Характеризуя контрастность времён, их парадоксальность и противоречивость, ветхозаветный Экклезиаст утверждал, что в мире «всему своё время, и время всякой вещи под небом» (3:1). Как-то так получилось, что нам досталось время великого раскола, в которое не собирают, а «разбрасывают камни», не обнимаются, а «уклоняются от объятий», не насаждают, а «вырывают посаженное», не врачуют, а «убивают» (3:2-5).
Вряд ли у кого-то существуют сомнения в расколе современного мира. Сейчас легче найти тех, кто враждует между собой, чем тех, кто спаян крепкой и нерушимой дружбой. Враждуют континенты, страны, народы, регионы, нации, дома и семьи. Не только мир, но и каждый человек расколот ныне духовно и физически. Он разрывается в кругу своих личных пристрастий, вожделений и интересов: мечется, суетится и не может найти покоя своей душе и опоры своему разуму. Ещё, казалось бы, вчера мы сетовали на застой и консервативность бытия, а сегодня почва уходит из-под наших ног. И мы цепляемся за двусмысленные посулы и лживые обещания, словно они, подобно соломинке, должны спасти нас …от самих себя.
В такие времена всегда достаётся «крайнему» - тому, кто не успел спрятаться за чужие спины, путается под ногами и имеет наглость идти против течения, призывая к миру и согласию. Ну и, естественно, «крайними», или по-другому «козлами отпущения», в расколотом мире оказались Россия, россияне и особенно русские. И это не случайно, ибо русские во все времена отличались высоким чувством неискоренимого внутреннего человеческого достоинства и нетерпимостью ко лжи, фальши, вражде и несправедливости. Подобный нынешнему остракизм за последнюю тысячу лет с нами уже не раз бывал, а потому сам по себе он вовсе не удивителен.
Удивительно и тяжко для нас сейчас другое. Всегда внешняя опасность действовала на нас отрезвляюще. Услышав церковный набат, мы мгновенно прекращали свои внутренние ссоры и распри, дружно смыкали свои ряды и выходили на бой с превосходящим по силам и в массе противником. Мы бились мужественно и непоколебимо, твёрдо веря в то, что наше дело правое, что Бог не в силе, а в правде и что победа обязательно будет за нами. Сейчас раскол вражды подступил не только к самому порогу нашего дома, но вероломно переступил через него, ворвался в дом и семью, парализовал наши разум и волю.
Нечто подобное мы уже пережили в середине XVII века. В ту годину испытаний раскол затронул сначала церковную сферу, а затем пошёл глубже и дальше, охватив общественные круги и государственные структуры. Тот раскол не был революцией, ибо знаменовал лишь реформацию сверху российского общества. Но крови при этом пролилось немало, и страсти разгорелись нешуточные. Нынешний раскол в России, раскол конца XX-го и начала XXI-го веков, тоже спровоцированный реформами сверху, пошёл в противоположном направлении. Начавшись с государственных структур, он потом охватил общественные круги, а теперь сотрясает основы и устои Русской православной церкви.
Раскол XVII века мы, в конечном счёте, худо-бедно пережили. Хотя, положа руку на сердце, следует признать, что проблема отколовшегося старообрядчества Русской православной церковью за 350 лет так до конца, и не решена. Нынешний наш раскол насчитывает «всего» 30 лет, но его потенциальный негативный ресурс вовсе не исчерпан. Более того, создаётся впечатление, что российский раскол только набирает обороты и что он грозит превратиться в эпохальный, всемирный и воистину вселенский Великий раскол. А всё потому, что его причины и движущие силы находятся вне России, методы борьбы с ним навязываются нам со стороны, превращая территорию нашей страны в зону нарастающей напряжённости и в эпицентр мирового раскола.
Не только у учёного сообщества, но и у простых людей всё больше складывается ощущение, что именно Россия кем-то, по каким-то неведомым причинам и непонятно с какой целью избрана в качестве главной мишени мирового раскола. И что сам раскол был задуман, начат и предназначен для того, чтобы сначала расколоть в пух и прах нашу страну и наше общество для последующего полного и окончательного уничтожения России, а потом и мира в целом. По всему видно, что этот «кто-то» не успокоится до той поры, пока Россия не будет стёрта с карты мира, а её твердыни не будут разрушены подобно древнему Карфагену.
Мы склонны винить во всех наших бедах в первую очередь США и, в конечном счёте, «коллективный» Запад. Разумеется, гегемонизма у США – хоть отбавляй. Да и амбиции правящих элит Великобритании, Германии и других влиятельных европейских государств тоже никуда не делись. Но, думается, что, с одной стороны, в определении всей массы исполнителей разного рода «злодейств» против нашей страны всё обстоит намного сложнее. Не следует забывать, что и у «коллективного» Востока к нам тоже имеется немало претензий. А, с другой стороны, истоки и причины, формирующие антироссийский заказ, лежат намного глубже поверхностных следствий. Причём их следует искать не в субъективно-личностной плоскости, а в объективной тенденции.
Считается, что социализм как социально-экономическая система не выдержал конкуренции с капитализмом, проиграл соревнование с ним и, тем самым, канул в Лету. С развалом Советского Союза в 1991 году апологеты капитализма поспешили объявить об окончательной и бесповоротной победе Капитала и сочли, что альтернативы капитализму в современном мире нет и не будет. Именно на этом основании руководители самой богатой мировой капиталистической державы не просто заявили о мировом лидерстве США, но объявили «конец истории» и стали иерархически выстраивать мир на основе эквивалентных величин странового, корпоративного и личного капитала.
Однако история и философия уже не единожды доказывали, что в земном мире ничего вечного не бывает. Не вечен и капитализм. В своём развитии он прошёл уже несколько стадий. Владимир Ленин в своё время, вслед за Марксом, назвал империализм «высшей стадией» капитализма. После этого новой «стадией» капитализма, уже, по-видимому, в его наклонной плоскости, стал агрессивный, паукообразный монополизм. На смену ему пришёл либерально-буржуазный глобализм, сеющий по миру цветные, сексуальные и гендерные революции и воплощающий в жизнь идею управляемого хаоса. Все эти свои «стадии» капитализм проходил вовсе не безболезненно, ибо каждая из них завершалась исчерпанием и провалом.
С приходом к власти в США Дональда Трампа мировая система капитализма вступила в свою новейшую стадию, которую можно назвать воинствующим эгоизмом. Это стадия конечного внутреннего разложения буржуазного общества, полной его деградации и предельного истощения присущего ему на ранней стадии позитивизма. Достаточно взглянуть трезвым взглядом на самого Трампа, чтобы понять высшую степень социальной деградации капитализма. В лице Трампа впервые в истории западного мира к власти в ведущей капиталистической державе пришёл циничный и одиозный Торгаш. Тот самый, который до сих пор тщательно маскировал свою хищническую сущность личинами просветительства, гуманизма, свободы, равенства и братства.
Нелепо выискивать в Трампе этакого рыцаря Дон Кихота, набравшегося мужества и вышедшего на смертельный бой с всесильным и непобедимым Deep State («глубинным государством»), сосущим кровь из чахнущего человечества. Чего уж нет, так нет! Трамп и есть облечённый высшими полномочиями видный представитель этого самого «глубинного государства», у которого лопнуло терпение сидеть в засаде и видеть провал за провалом своих вальяжных наймитов. Вот Deep State и решил направить во власть своего человека именно для того, чтобы показать «чинушам» и «бюрократам», как надо вести государственный бизнес.
Отмечено, что Дональд Трамп, в отличие от профессиональных политиков, является «договорником». Но договорником – весьма специфическим. Он наваливается всей массой на политического «партнёра», чтобы навязать его стране выгодный для США контракт. При этом в ход идут лесть, угроза, шантаж и подкуп. Трамп не скупится на посулы, внешние знаки внимания, или, наоборот, демонстрирует подчёркнутую грубость, а иногда и откровенное хамство. Если цель достигнута, партнёр осыпается похвалами, но потом полностью забывается. Если же результат признаётся элитой США невыгодным, обещания не выполняются и договор превращается в фикцию.
О предельном внутреннем разложении буржуазного общества говорит факт резкой смены имиджевых декораций капитализма. Напрочь забыв о былом гуманизме и социальном прогрессе, буржуазные социологи сегодня всё откровеннее и циничнее провозглашают в числе главных стимулов успешного развития капитализма такие личностные качества его носителей, как зависть, алчность, лживость, враждебность, склонность к насилию над слабыми и беззащитными, мстительная злобность. Любой профессиональный психолог, едва взглянув на этот «анамнез», определит, что речь идёт не просто о больном человеке, но о больном в высшей степени, находящемся на стадии маниакальности.
Именно на формирование подобной изуверской личности и нацелены апологеты воинствующего индивидуализма. Об этом, в частности, наглядно свидетельствуют чудовищный эксперимент США с ИГИЛ (запрещённой в России организацией), осознанная и целенаправленная фашизация Украины и ненавистническое натравливание на Россию населения Польши и прибалтийских государств. Вину за ИГИЛ Дональд Трамп возложил исключительно на администрацию Барака Обамы. По Украине попытки примирения его собственной администрации больше смахивают на ещё большее разжигание межнациональной розни. Ненависть к нашей стране поляков и прибалтов объясняется «прегрешениями» самой России.
Но есть ныне и нечто новое, присущее правлению именно Трампа и лежащее уже полностью на его совести. Это инспирирование внутренней вражды и явное подстрекательство к расколу вселенского православного мира. Не вникая в детали чисто церковной распри между РПЦ и «вселенским» патриархом Варфоломеем, следует обратить внимание на позицию США в этом вопросе. Сразу по окончании Второй мировой войны руководство США проявило пристальный интерес к Константинопольскому патриархату. Позже в это дело был втянут и Евросоюз, лидеры которого, вместе с американцами, стали требовать от Турции предоставления широких полномочий Фанарскому патриархату. Точки над «i» в этом деле поставил в сентябре сего года спецпредставитель США по вопросам международной религиозной свободы Сэмюэль Браунбек, заявивший на встрече с Виктором Порошенко о полной поддержке со стороны США права Украины иметь автокефальную церковь.
Судя по словам Браунбека, у истоков раскольной церковной интриги стоят именно США, которые втянули слабовольного и нуждающегося в деньгах патриарха Варфоломея в свои грязные политические игры, имеющие далеко идущие последствия. На первом плане в константинопольском варианте США стоит Украина, которую хотят оторвать от России, грубо обрывая духовную пуповину. Тем самым США, по сути, открыли «второй фронт» в поддержку терпящего военное и политическое фиаско марионеточного Киева. Но есть здесь второй, третий и другие планы по перестройке современного мира. Сама должность Браунбека нацелена на утверждение под эгидой США «международной религиозной свободы». То есть под прикрытием идей толерантности США хотят посеять в мире религиозный хаос, возвращающий человечество в мрачное Средневековье с его религиозными войнами и сожжениями еретиков.
Привычно играя на противоречиях между суннитами и шиитами в пассионарном исламском мире, США решили также обострить отношения уже не только между католиками, протестантами и православными в христианском мире, но и вторгнуться в твердыню православия, отличающегося наибольшей пассионарностью в христианском мире. Почувствовав вкус к грязной игре, США наверняка на этом не остановятся. Очень уж соблазнительно поиграть в «религиозную свободу», борясь с кастовыми «пережитками» в современной Индии или сея рознь между конфуцианцами, даоситами и буддистами, а также между верующими и коммунистами в современном Китае.
На фоне намеренного обострения США религиозного статус-кво, сложившегося в современном мире, уже не кажется странным и надуманным интерес американской научной элиты к мировым цивилизационным проблемам. Комментируя книгу Самюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций», покойный русофоб Збигнев Бжезинский обратил внимание на заманчивую перспективу «тектонических сдвигов» в таких базовых областях, как вера, культура и политика. За возвышением Константинопольского патриархата прослеживается попытка реанимирования таких исторических призраков, как Византия и Киевская Русь. Возвращением к жестоким законам Древнего мира нас явно хотят приучить к мысли - «или власть США, или все будут жить в джунглях».
Судя по углубляющемуся расколу мирового сообщества, создаётся впечатление, что мировая элита впавшего в воинствующий эгоизм капиталистического общества сегодня заинтересована не столько в решении проблем, сколько в их создании и придании им характера неразрешимости. В этих целях она последовательно разрушает все скрепы, цементирующие мировое сообщество – институциональные, правовые, политические, экономические, социальные, культурные и духовные. В центре мировой борьбы сейчас находятся уже не классовые или социальные интересы, а сугубо личностные ценности. Весь медийный ресурс, виртуальный мир интернета, огромная армия буржуазных лоббистов нацелены именно на формирование новой личности – исключительно эгоистичной, антисоциальной, циничной и негативистской по своему духу.
Атака на внутренний мир человека со стороны мировых элит приобрела сегодня небывалую мощь и воистину вселенский характер. Иногда кажется, что под этим массированным гнётом человеческая личность не выдержит, сломается, капитулирует перед всесильем Зла. Но смотришь вокруг и с удивлением обнаруживаешь, что люди в своём существе остаются теми же, что и были. Они в массе всё так же дружелюбны, коммуникабельны, любознательны и так же, как наши предки, жаждут мира, благополучия и добра. И это россияне, которые находятся буквально в центре мирового катаклизма. Приходит простая мысль: не всё в мире так уж плохо и однозначно, как того кому-то очень хочется.
Разумеется, время великого раскола есть время великих испытаний. Но это ещё и время формирования победоносного человеческого духа, накопления сил для собирания разбросанных камней, распахивания отдохнувших полей и взращивания доброго семени. Здесь многое зависит уже не столько от разрушителей, сколько от стойкости и воли к жизни всего человеческого сообщества. Вслед за разрушителями обязательно должны прийти миротворцы и сеятели. Время раскола не вечно, - даже такого великого, как нынешние разброд и смута. Разрушителей можно и нужно жёстко урезонить, передав народным волеизъявлением правление миротворцам. Засеять же развороченное и загаженное поле должна, по своему историческому призванию, именно русская интеллигенция. На неё сейчас взирает с великой надеждой «нищее духом» человечество.
Призыв русского поэта Николая Некрасова – «сейте разумное, доброе, вечное», - обращённый 140 лет назад к «сеятелям знанья на ниву народную», сейчас является чрезвычайно актуальным. Может быть, даже более, чем когда бы то ни было. А раз есть спрос, будет и предложение, причём обязательно равное спросу.
Расскажи друзьям:
|