ПУСТЬ НЕ УГАСАЮТ СВЕЧИ НАШЕЙ ПАМЯТИ,
посвященного передаче архива русской школы в Ницце (1925-1934 гг.)
30 октября 2015 года состоялся Вечер, посвященный передаче Дому Русского Зарубежья им. А. Солженицына архива русской школы «Александрино», созданной в Ницце в 1925 г. под покровительством великого князя Андрея Владимировича.
Ведущие вечера: член Союза журналистов РФ, член Общественного совета Общественного московского телевидения Асия Сафановна Хайретдиновна; писатель, поэт, литературовед, философ, художник, автор книг "В погоне за белым листом" (трагические гении ХХ века), "Дуэль в истории России" Александр Васильевич Кацура.
Выступали: вице-президент Клуба "Москвички" Елизавета Захарова Коздоба, член Союза писателей РФ Марианна Евгеньевна Соколова-Роговская, Лауреат бардовской песни, педагог-режиссер Лариса Чайка.
Архив принимал зам. директора Дома Русского Зарубежья им. А. Солженицына Игорь Владимирович Домнин.
ВЕДУЩИЙ: Сегодняшний наш сбор не совсем обычный: он посвящен торжественной минуте передачи нашему Дому архива русской школы в Ницце, существовавшей с 1925 по 1934 годы. Этот архив собирала Аделаида Яковлевна, помощница и жена директора школы Аркадия Николаевича Яхонтова*. Затем она передала его на хранение бывшей ученице Марине Юрьевне Бетулинской (в замужестве Катуар), после кончины которой её родная сестра, легендарная Анна Юрьевна Бетулинская-Смирнова-Марли отправила его в Россию.
Передаю микрофон журналисту Асие Сафановне Хайретдиновой - ей было доверено Анной Марли это важное собрание документов, фотографий, писем о жизни эмигрантов-детей, сохраненных для потомков...
АСИЯ:
А в памяти такая скрыта мощь,
Что возвышает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память-дождь
И память-снег летит и пасть не может…
Рассказ об архиве русской школы «Александрино» в Ницце не случайно начинается с пронзительных строк Давида Самойлова, которые давно не оставляют меня - с той поры, как в моих руках оказалось это собрание удивительных и волнующих документов - память о том времени и людях, мечтавших, волновавшихся, надеявшихся, любивших и учивших детей, которые в один миг лишились родителей и родины. Перебираю и перечитываю пожелтевшие от времени письма и официальные документы, вглядываюсь в лица взрослых и детей на фотографиях, и передо мной, будто из дымки, встают эти люди с своими заботами, упованием, радостями…Какие картины возникают перед глазами, какая охватывает гамма переживаний! Временами начинает казаться, что переношусь почти на целый век назад на Лазурный берег, приютивший тысячи изгнанников из России, будто рассеивается пелена прошедших лет, и возникают, как кадры старинной хроники - заседание Попечительского совета во дворике виллы Сен-Сир, снятой для школы; девочки и мальчики за партами, разыгрываемые ими сценки из спектаклей; директор Аркадий Николаевич Яхонтов в своем кабинете с думами об этих детях, судьбы которых поручены ему, и ему предстоит создать здесь для них островок России…
И коль у меня в руках этот архив пульсирующей жизни, посылающий сигналы из далеких 20-х годов прошлого века, понимаю, то это не случайно. Память об этой жизни не может быть стерта, она требует воскрешения – к этому взывает след, оставленный ставшими родными и полюбившиеся мне воспитанниками, воспитателями, попечителями – всем благородным духом «Александрино».
И бесконечна наша благодарность тем, кто сберег свидетельства того, как и чем жила русская эмиграция, как она сумела сохранить свою родину, свой язык, свою память, передать эту память своим детям и внукам, что является само по себе настоящим гражданским подвигом. Какая же должна быть внутренняя неразрывная связь, чтобы вдали от России изнутри проживать ее историю – не только настоящую, но и будущую. Эта связь не осталась лишь ностальгически печальной и воспоминательной. Она живая, она осязаемая, благодаря сохраненным и дошедшим до нас документам и свидетельствам того времени.
Возможно, это самый главный подвиг, который был совершен русской эмиграцией в течение всех лет изгнания. Это не пропадет, не исчезнет, не будет пылиться в запасниках, а будет рассказывать, особенно молодым людям, что же это такое – жить вдали от дома и жить этим домом. Это нужно нашему Отечеству, нужно молодым, следующим за нами поколениям…
Я передаю этот архив в надежные руки Дома Русского Зарубежья, носящего имя великого Александра Исаевича Солженицына, где историкам предстоит изучать его, анализировать, писать книги и познакомить широкие массы читателей с одной из малоизвестных страниц русской эмиграции первой волны. Но прежде давайте вместе посмотрим слайд-шоу, визуально увидим то, о ком и о чем пойдет речь сегодня вечером...
( слайд-шоу на фоне музыки «Молись, кунак» с комментариями А. С. Хайретдиновой – на экране фотографии открытия школы, её директора А. Н. Яхонтова и высокого покровителя великого князя Андрея Владимировича с супругой Матильдой Кшесинской,
Надпись на обр. стороне фотографии, сделанные Анной Юрьевной: Владыко Евлогий рядом Владыко Владимир Святый. Посередине – большой друг семьи граф. Екатерина Николаевна Коковцева. Посередине сбоку монашка Голахова, дочь генерала Мосолова (вышли его мемуары). Справа последний о. Александр Ельчанинов, наш духовник. Слева – Аркадий Николаевич Яхонтов… Надежда Плевицкая и фото Аделаиды, Марины Бетулинской, Асии и Анны Юрьевны).
ВЕДУЩИЙ: Прекрасная видео-память… А теперь, Асия, Вам предстоит ознакомить нас с этими документами....Выступить в роли архивариуса....
АРХИВАРИУС: Архив русской школы «Александрино» в Ницце - это довольно объемистое собрание официальных документов, автографов, отчетов, писем, воспоминаний, фотографий. Они свидетельствуют о стоявших перед её организаторами трудностях, когда всё приходилось делать с нуля – начиная с правового статуса школы, с её финансирования, составления учебных программ, подбора педагогических кадров до выбора и аренды помещения под классы и дортуары. В этом собрании отражен и психологический климат в среде представителей русской знати, научных и религиозных кругов, не опустивших руки в отчаянии, а веривших в возрождение России и усиленно работавших во имя этого.
В архиве – свыше 150 документов и более 30 фотографий. Здесь – письма великого князя Андрея Владимировича и его сестры великой княгини Елены Владимировны, банкира-мецената М. П. Рябушинского и его жены Татьяны Фоминишны, генерала Н. Н. Юденича, князей В. А. Гагарина, П. Л. Меликова, профессоров А. Н. Анциферова, П. П. Мигулина, Е. П. Ковалевского. Сохранились финансовые официальные документы, списки учащихся, отчеты директора за каждый учебный год, корреспонденция и воспоминания воспитанников, состав попечительского совета. Он стоит перечисления хотя бы некоторых имен некогда правящей элиты:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ.
ЧЛЕНЫ: Волжин А. Н.- чиновник Министерства внутренних дел. Обер-прокурор Священного Синода, бывший губернатор; Демидов П. А. –член Совмина, министерство народного образования; КОВАЛЕВСКИЙ Е. П.- член ученого комитета министерства народного просвещения, председатель комиссии по народному образованию; Кульнев Л. И. – потомок героя войны 1812 г. Я. Л. Кульнева; Лайминг Г. М. – воспитатель вел. кн. Дмитрия Павловича, Наумов А. Н. – министр земледелия в 1915-1916 гг., Щербачев Д. Г.- Генерал от инфантерии, генерал-адъютант, начальник Академии, в которой учился М. Д. Скобелев; Юденич Н. Н. – генерал А. Н. Анциферов – профессор, председатель Русской Академической группы в Париже. Преподаватель Русского отделения юридического факультета Парижского университета. (Журнал Офисиель, № 15, 19 января 1927 года).
ВЕДУЩИЙ: У нас есть возможность максимально приблизить день открытия школы в Ницце, прочитав письмо директора школы А. Н. Яхонтова М. П. Рябушинскому от 10 октября 1925 года:
АРХИВАРИУС: «День 3 октября удался на славу: было и торжественно и уютно и как-то бодряще. Собралась почти вся Ницца русская. По подсчету нас посетило около 200 человек во главе с нашим почетным руководителем в. к. Андреем Владимировичем с семьей. Молебен служил епископ Вениамин Севастопольский с большой простотою и задушевностью. Усадьба, наше новое устройство, наши старые, идущие преемственно из Александрина (имеется в виду царскосельский лицей. Примеч. автора) порядки и обычаи, вообще весь дух учреждения всем, видимо, понравились. Самый факт многолюдности гостей служит показателем интереса и сочувствия к нашему делу, которые подтверждают наплыв желающих поместить к нам своих детей различных возрастов».
ВЕДУЩИЙ: Аркадий Николаевич Яхонтов, сам выпускник Царскосельского лицея, написал слова Гимна школы, Его сейчас воспроизводит московский молодежный ансамбль «Вертински-бэнд». Музыку к гимну написала заслуженный работник культуры РФ, композитор Виктория Филатова.....
ИСПОЛНЯЕТСЯ ГИМН ШКОЛЫ
Судьбы решеньем на чужбине
Пока расти нам суждено.
Родных полей, родной святыни
Нам и увидеть не дано.
Но мы сплотимся воедино,
И душу русскую и речь
Поможет нам «Александрино»
Как дар Всевышнего сберечь!
И здесь мы все воспримем вскоре
Любви к отечеству урок,
И не зальет чужое море
Наш чисто русский островок.
Ведь среди чуждой нам стихии
У школьной нас хранят скамьи
И слуги Царственной России,
И отпрыск Царственной семьи!
ВЕДУЩИЙ: А на какие средства существовала школа? В архиве немало материалов, проливающих свет на характер финансирования школы в основном за счет пожертвований.
АРХИВАРИУС: Так, 19 июня 1925 г. банкир М. П. Рябушинский пишет из Лондона директору: «Школа будет существовать в том размере, в каком это позволяют собираемые средства. При сем препровождаю Вам чек в суме 100 фунтов стерлингов, каковые 100 франков за один фунт составляют эквивалент 10 000 франков. Прилагаем квитанцию в дубликате для Вашей подписи. Не откажите, пожалуйста, возвратить оба экземпляра».
Из письма А. Н. Яхонтова: «А. Н. Наумовым* внесено 1200 франков на выдачу частичной стипендии, для которой он избрал Александра Апухтина 7-ми лет. У Апухтиных в настоящее время положение исключительно тяжелое. Семья состоит из отца, к труду полуспособного (отрезана рука по плечо), из матери очень слабого здоровья и 4-х детей, младшему 8 месяцев. Конечно, Александра можно было посылать в коммунальную школу, но это мальчик слабенький, впечатлительный, нервный и болезненный, так что родители не могли решиться отдать его в такую школу, где ему не были обеспечены необходимые заботы, ласка и здоровый стол».
Сохранился в архиве и горестный список воспитанников, «полностью освобожденных от платы за обучение, ввиду их бедственного положения». Среди них – Лена (10 лет) и Татьяна (11,5 лет) Мельник – внучки доктора Боткина, «убиенного большевиками вместе с императором Николаем П и его семьей», княжна Елизавета Голицына, дочь офицера Императорской Гвардии, убитого большевиками, Марина Тутолмина, сирота, «дочь гвардейского офицера , погибшего за родину». Всего в этом списке более 20 фамилий.
ВЕДУЩИЙ: Душой и сердцем этого учебного заведения были директор Аркадий Николаевич Яхонтов (он преподавал во всех классах историю) «Что касается дисциплины и общего направления, будучи старым воспитанником Императорского Александровского лицея (Царскосельского – примеч. автора), я стараюсь проводить среди воспитанников те приемы, в которых я воспитывался сам и которые оправданы вековым опытом лицея».
АРХИВАРИУС: Из материалов архива узнаем, какие сложности возникали при комплектации педагогического состава школы и какими специалистами и личностями был представлен учительский коллектив. Инспектором и преподавателем физики и математики, а также учителем черчения и гимнастики был полковник Генерального Штаба М. И. Изергин. Законоучителями были и. о. протодиакона А. Победоносцев и А. Ельчанинов*. Выпускница Петербургского университета Н. А. Томилова вела в старших классах русскую литературу и словесность*. Русские предметы в младших классах, чистописание и рукоделие вела Э. П. Благообразова. Барон А. А. Черкасов - уроки по новой истории и природоведению. Композитор А. А. Страхов преподавал пение (организованный им школьный хор славился по всему Лазурному берегу), а бывшая звезда «Мариинки» Юлия Седова давала классы хореографии.
Жена директора Аркадия Николаевича Яхонтова, Аделаида Яковлевна, помимо хозяйственных и административных дел, вела курсы правил хорошего тона и основ домоводства, участвовала в подготовке каждого школьного праздника. В архиве, который, как уже говорилось, формировала неустанная Аделаида Яковлевна, бесценны программки этих школьных утренников (многие из них написаны от руки).
Узнаём, что дети читали басни Крылова, стихи Пушкина, Лермонтова, А. Толстого, Мея, Полонского, Фета, Тютчева, Апухтина. Школьный хор исполнял русские народные песни, а солистки – романсы, арии из русских опер. Часто воспитанники «Александрино» пели в храмах, давали и выездные концерты. Ставили инсценировки из пьес Островского, исполняли хореографические сценки на темы русских хороводов и плясок.
ВЕДУЩИЙ: Поблагодарим тех, кто составлял и сохранил программки этих выступлений «александринцев» в дни праздников, по случаю окончания учебного года, во время визитов высоких гостей.
Почти через 100-летие до нас доносятся голоса тех смешливых девочек и мальчиков, озорных, шаловливых, как и полагается нормальным школьникам. В архиве хранятся воспоминания баронессы Татьяны Черкасовой от 1970 года.
НАДЯ ВАСИЛЬЕВА: «Конечно, я многое помню. Здесь, в Аргентине, Ирина Александрова напомнила, как мы устраивали представления, в том числе как Марина Бетулинская, Вероника Михеева, Ирина Александрова и я пели квартетом из Фауста: «Les jours de dimanche et de fêtes…». Нам нацепили капюшоны и приделали на резинках бороды. Публике показывали только головы, туловища были за занавеской. И вот я открываю рот, и на первой ноте резинка соскакивает, и я давлюсь бородой. Страхов видит смятение и начинает снова свой prelude, а из меня снова лезут нечленораздельные звуки. Положение спасла Ирина, которая вытянула руку и выковыряла у меня изо рта бороду. Конечно, публика давилась от смеха, а я стояла красная, смущенная и чуть не плакала. Все же мы спели, и нам сильно аплодировали – вероятно, главным образом из-за эпизода с бородой».
ВЕДУЩИЙ: Ну что за прелесть! Таких пассажей, рассказов об учителях, о детских проделках и шалостях, шутливых прозвищах в письме-воспоминании Тани Черкасовой немало, и как они озаряют весь архив, оживляют самые сухие официальные документы, окуная в теплую атмосферу «Александрино», приближая её к сегодняшним нашим дням. Надеюсь, мы не откажем себе в удовольствии послушать ещё один эпизод из жизни юных воспитанниц, о котором пишет смешливая Таня Черкасова:
НАДЯ ВАСИЛЬЕВА: «Мы решили все же сами встретить католический Новый год в маленьком дортуаре. Все начальство, кроме Аделаиды Яковлевны, отсутствовало. Мы запаслись вином, закусками, а Ольга Тутолмина и я вывинтили пробки электричества на случай, если нас застанут врасплох. Вышло по полстакана вина на физиономию, что оказалось достаточным, чтобы привести нас в экстаз. Музыку заменял поставленный вверх дном ночной горшок, по которому мы выбивали какой-то дикий ритм. И вот в разгар веселья появляется в дверях белая фигура с папильотками на голове, это директриса, - «Заколдованная Бородавка» (получила у детей такое прозвище из-за большой бородавки на щеке) протягивает руку к выключателю и…света нет! Мы, конечно, врассыпную…Когда Аделаида Яковлевна вернулась со свечкой, то все «сладко спали».
ВЕДУЩИЙ: Пожелтевшие от времени письма и конверты будто ещё хранят тепло рук и сердец – так искренне и благодарно пишут воспитанники школы «Александрино» своим бывшим наставникам, вспоминая школьные годы.
АРХИВАРИУС: Олеся Волжина (внучка А. Н. Волжина, бывшего губернатора, обер-прокурора России): «Всегда вспоминаю годы, проведенные вместе с вами, которые мне принесли столько пользы. Это только благодаря вам я осталась (правда!) русской и знаю хорошо наш родной язык». 9 мая 1929 г. мать Ольги Мясоедовой пишет Аркадию Николаевичу Яхонтову: «Сколько забот и труда положили вы на наших детей! Судя по моей Ольге, результат оказался хороший. Сравнить её нельзя с тем, какою она была, когда поступила к вам. Теперь, кроме радости, она мне ничего не доставляет. Любит учиться, есть сознание долга, и очень разносторонне знания, чем она обязана, конечно, вам».
ВЕДУЩИЙ: На слайдах вы видели Надежду Плевицкую, посетившую школу «Александрино». И сегодня её песни напомнит режиссер-педагог, лауреат фестивалей бардовской песни, певица Лариса Чайка... Филарет Чернов «Замело тебя снегом, Россия...»
Замело тебя снегом, Россия,
Запуржило седою пургой
И печальные ветры степные
Панихиды поют над тобой.
Ни пути, ни следа по равнинам,
По равнинам безбрежных снегов.
Не добраться к родимым святыням,
Не услышать родных голосов.
Замела, замела, схоронила
Всё святое, родное пурга.
Ты, - слепая жестокая сила,
Вы, - как смерть, неживые снега.
Замело тебя снегом, Россия,
Запуржило седою пургой
И печальные ветры степные
Панихиды поют над тобой.
ВЕДУЩИЙ: Звучали на вечерах «александринцев» и стихи Алексея Апухтина «Памятник Екатерине П». Их сегодня читает заслуженный работник культуры РФ, актриса театра и кино Марина Лобышева-Ганчук... Одной из её ролей в театре была Великая Екатерина...
Бережно сохранено в архиве письмо генерала Н. Н. Юденича от 21 октября 1931 г., в котором он выражает директору школы глубокую благодарность за радушный прием в «Александрино».
АРХИВАРИУС: Цитируем его заключительные строки: «Пусть Господь поможет Вам и Вашим помощникам вести столь ответственное, трудное, но бесконечно важное для будущей России дело подготовки нового поколения русских людей, любящих и знающих свою далекую Родину, а учащейся молодежи даст силы, здоровья, знания и любовь к Родине для будущего служения последней».
ВЕДУЩИЙ: Есть в архиве «Александрино» особый «уголок»: это – афиши, газетные вырезки, пригласительные билеты на благотворительные обеды и балы, лотереи и концерты в лучших ресторанах и залах Ниццы и Монте-Карло. Они проводились усилиями покровителя «Александрино», великого князя Андрея Владимировича для оказания материальной помощи школе. Бережно сохраненные программки и газетные вырезки позволяют узнать имена именитых меценатов-благотворителей. В заметке русскоязычной газеты «Возрождение от 20 марта 1929 года читаем:
АРХИВАРИУС: «На-днях в «Отель де Пари» в Монте-Карло, под покровительством вел. князя Андрея Владимировича, состоялся благотворительный гала-обед. Присутствовали: шведский король Густав У, принц Иоахим Альбрехт Прусский, свита шведского короля, чета Вандебильт, герцогиня Ларошфуко, барон де Стерн (список приводится в сокращении – примеч. автора)… «Чистый сбор, составивший 50 тысяч франков, поступил в распоряжение попечительского совета школы, в которой обучаются дети неимущих родителей».
ВЕДУЩИЙ: Вот оно – доказательство того, что во все годы своей деятельности школа поддерживалась именно такими усилиями, в первую очередь, личными действиями великого князя Андрея Владимировича, отъезд которого в Париж в 1934 и стал одной из основных причин закрытия школы. О реакции на закрытие русской школы в Ницце мы узнаем из писем, составляющих 4-ю часть архива. Глубокой горечью пронизано письмо директора Яхонтова:
АРХИВАРИУС: «Испытываю горечь и остроту переживаний при виде неотвратимой гибели родного дела. Преемственность с прошлым и традициями Императорской России я неуклонного стремился поддерживать и закреплять в стенах руководимого мной учреждения. Больно собственными руками разрушать и распылять то, что было создано многолетним и, скажу без лишней скромности, одухотворенным трудом. Но надо следовать примиряющему призыву поэта: «Не говори с тоской – их нет, а с благодарностию – были». В далекое прошлое уходит «Александрино», и в мыслях о нем буду свято хранить память о том, как много людей служили лицейскому завету «Для общей пользы!». Моему же старому лицейскому сердцу особливо было отрадно, что я встретил признание полезности моего труда».
ВЕДУЩИЙ: Из письма бывшего члена Ученого комитета министерства народного просвещения, бывшего Председателя Комиссии по народному образованию Госдумы, члена попечительского совета «Александрино» Е. П. Ковалевского.
АРХИВАРИУС: «Как обидно и тяжело за русское дело! Погибло прекрасное заведение, сделавшее так много в вопросе национального воспитания и образования. Я могу засвидетельствовать, что Вы были на посту, как капитан на рубке корабля в бурю, - всё сделали, всё перепробовали, чтобы спасти национальные очаги, но силам человеческим есть предел, и его не перейдешь. Приношу Вам от имени Академической группы благодарность за Вашу выдающуюся педагогическую работу». 7 февраля 1934 года».
ВЕДУЩИЙ: Незамедлительно отозвались на закрытие своей «Alma mater» и воспитанники «Александрино». Баронесса Ольга Икскюль (в девичестве Мясоедова) пишет 9 марта 1934 года:
АРХИВАРИУС: «Я поняла, насколько я любила школу и как трудно смириться с тем, что её больше нет. Всё, что Вы сделали для нас, для всех учеников Ваших, не пропадет ни за что. Я уже давно замечала, что на всех на нас есть какой-то отпечаток и везде нас можно отличить от других. Значит, есть в нас нечто, что Вы вложили в наши сердца, и мы живем этим».
ВЕДУЩИЙ: Заботливая рука Аделаиды Яковлевны даже в скорбные минуты записала прощальные слова ученика Алика Игнатьева, сына графини Игнатьевой, урожд. Гагариной, фрейлины великой княгини Елены Владимировны. сказанные в 1939 году на похоронах директора А. Н. Яхонтова. Эти слова можно золотыми буквами вписать в историю школы...
АРХИВАРИУС: «Кто из нас может забыть Аркадия Николаевича? Благодаря ему около сотни молодых людей и барышень ныне живут русской жизнью. И, как мы можем видеть, устраивают по-русски свою семейную жизнь, и по-русски мыслят, и не забывают, «не опоганивают», как говорил Аркадий Николаевич, нашу родную, богатую, звучную речь. Помнят они российскую историю, знают очертания просторной отчизны нашей, знают по личным указаниям А.Н., что ответить на низкую клевету и на грубое невежество, которым стараются опорочить Россию. Рассеянные по свету, все они вспомнят могилу на чужедальней стороне, все они прошепчут: «Спасибо, Аркадий Николаевич! Вечная Ваша память!»*
Великий князь Андрей Владимирович из Парижа ответил 13 мая 1939 г. вдове Аделаиде Яковлевне Яхонтовой: «Жена и я искренне благодарим за слово памяти Аркадия Николаевича, сказанное Игнатьевым. Как просто сказано, а как глубоко, верно и трогательно. Это лучшее доказательство, как верно понимал детей Аркадий Николаевич. Он в их душу заронил золотое зерно, а зерно дало всходы…»
ВЕДУЩИЙ: Поистине чудом можно считать сохранение следов «Александрино» и появление из мглы лет фотографий, писем, документов, проливающих свет на работу и жизнь русской школы «Александрино» в Ницце. Этим чудом мы обязаны супруге и неутомимой помощнице директора школы Аделаиде Яковлевне Яхонтовой. Когда только она находила время копировать официальные бумаги и письма, перепечатывать большие отчеты, скрупулезно собирать и сберегать всё, что касалось жизни школы до мельчайшей бумажки? Хранила она и письма бывших воспитанников, писавших ей уже в США, где она жила в небольшой квартирке, которую делила с великой княжной Верой Константиновной, дочерью князя-поэта К.Р. Аделаида Яковлевна четко понимала важность собранного материала и верила в наступление времен, когда эти документы будут востребованы, помогут будущим исследователям жизни российской эмиграции на чужбине.
Благодарно помянем и двух воспитанниц «Александрино», сохранивших архив школы и переславших его в Россию, родных сестер – Марину Юрьевну Бетулинскую-Катуар и Анну Юрьевну Смирнову-Марли, легендарную Анну Марли - кавалера орденов Славы и двух Почетного Легиона от 21 октября 1931 г., автора гимна Сопротивления «Песнь партизан». Звучит её песня «Гори, моё сердце»...
(Исполнение на фоне слайд-шоу Анна Марли – предки, дворец Алфераки в Таганроге, Анна-малютка, беглянки в Финляндии, Аня в школе Ниццы, на благотворительном балу, первые шаги в балете, Анна поёт в «Шехерезаде», Париж, война, Англия, «Песнь партизан». Анна поёт в Вогезах на открытии памятника Неизвестному герою, орден Почетного Легиона, концерты в странах мира, дома с Юрием Александровичем, визит в Париж в 2000 г., и пр.).
А. С. Хайретдинова.
*СПРАВКА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ:
Аркадий Николаевич ЯХОНТОВ рождён 18 сентября 1876 года. Окончил Императорский Александровский Лицей в 1899 году, и как бывший воспитанник составил исторический очерк Пушкинского музея при Лицее. Служил на государственных должностях, был личным секретарём Петра Аркадьевича Столыпина, председателя Совета Министров. Чудом избежал гибели или тяжёлого ранения при покушении на жизнь П. А. Столыпина на даче на Аптекарском острове 12 августа 1906 г.
С 1914 по 1916 год Аркадий Николаевич был Помощником Управляющего Делами Совета Министров, вёл рукописные записи с секретных заседаний Совета Министров (июль 1914 г. – сентябрь 1915 г.), о чём позже составил воспоминания с богатым историческим содержанием «Тяжёлые дни», напечатанные и изданные в 1926 году в Берлине («Архив Русской Революции» Г.В. Гессена) и переизданные в журнале «Возрождение» в 1936 г. под названием «Первый год войны».
От 1916 до 1918 года Аркадий Николаевич был Директором Канцелярии Министерства и исполняющим обязанности Товарища Министра путей сообщения, а в 1918 - 20 годах был Начальником Части Общих Дел Управления Финансов Правительства Юга России. После эвакуации занимал некоторое время пост Финансового Представителя при Посольстве в Риме, а в 1921 году переехал в Ниццу. Скончался от сердечного припадка в 1938 году.
Его жизнь в эмиграции, в основном, была связана с Францией. Просветитель, энтузиаст и патриот Аркадий Николаевич возглавлял приют для малоимущих сирот русских беженцев в городке Йер на юге Франции, из которого со временем и «выросла» школа.
3 октября 1925 года в Ницце по его инициативе и под патронажем Великого Князя Андрея Владимировича была открыта русская школа для русских детей из дворянских семей под названием «Александрино» Большую финансовую и материальную поддержку оказывал школе меценат Михаил Павлович Рябушинский. При школе был создан Попечительский совет, в состав которого входила Екатерина Николаевна Коновницына, урожденная Бартенева, двоюродная бабушка Милицы Игоревны Бартеневой, проживающей в Петербурге (Бартеневы - потомки Светлейшего Князя М. И. Голенищева-Кутузова).
** Фото А. Хайретдиновой и С. Кузнецова.
Расскажи друзьям:
|