Мария ТИТЕНИЧ (Львов, Украина)
СПАСИТЕ ГАЛИЦКУЮ РУСЬ!
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО К ПРЕЗИДЕНТУ В. В. ПУТИНУ
Уважаемый Владимир Владимирович!
Американские аналитики отметили, что во всех Ваших выступлениях и действиях, касающихся Украины, присутствует нечто для них не объяснимое, что-то для Вас сугубо личное.
Это что-то сугубо личное и побудило меня, коренную галичанку, львовянку обратиться к Вам с этим письмом.
Галицкая земля была западной окраиной Русского мира, она граничила с католическими королевствами Польшей и Венгрией, которые постоянно покушались на русские земли. Впервые эти земли древних русских племен тиверцев, уличей и белых хорватов выделились в отдельное княжество в 1097 г. после съезда князей в Любиче. В 1099 г. Галицким княжеством завладел волынский князь Роман Мстиславович, который объединил оба княжества.
Захват Киева в 1202 г. сделал Киевское княжество зависимым от галицко-волынского князя. Своей победой над половцами (1202) князь усилил позиции Галицкой Руси в Северном Причерноморье. Современники воспринимали Романа Мстиславовича как главу всех русских земель и называли его не только Великим князем, но и «Самодержцем всея Руси». Роман Галицкий впервые в русской истории удостоился подобного титула. Киевский архимандрит Иннокентий Гизель (+1684) в «Киевском синопсисе» объясняет это тем, что Роман Мстиславович, князь Галицкий, престол киевского самодержавия перенес из Киева в Галич, в связи с тем и стал всей Руси самодержцем. В 1238 г. его сын Даниил Галицкий присоединяет к своим владениям Киевское княжество. Даниил стал последним владетелем Киева домонгольского периода. Он посадил в Киев наместником боярина Дмитра. К тому времени Киевское княжество не представляло серьезной политической силы и было объектом борьбы между владимиро-суздальским и смоленскими князьями.
В это время в русские земли вторгаются татаро-монголы. В 1237-1238 гг. они опустошили рязанские, владимирские и суздальские земли. В 1240 г., сломив ожесточенное сопротивление горожан во главе с Дмитром, они захватили Киев. Затем татаро-монгольские войска двинулись в Юго-Западную Русь. Даниил не только восстановил государственность, но сумел значительно расширить пределы своего княжества, хотя и потерял Северо-Западное Причерноморье. Он и его потомки активно участвовали в политической жизни соседних государств, поддерживая своих союзников. Татаро-монголы, считаясь с силой княжества, вынуждены были обращаться с галицкими правителями более корректно, чем с другими русскими князьями. К сожалению, Даниилу Галицкому не удалось, несмотря на постоянные попытки, освободить Русь от монголо-татарского ига.
Даниил пытался создать коалицию против татаро-монголов, но после разгрома в 1252 г. войска Великого князя Андрея Ярославича мог надеяться только на военную поддержку Запада. Приняв решение короноваться, Даниил отложил вопрос о соединении церквей, по свидетельству известного русского духовного писателя А.Н. Муравьева (1806-1874), до решения Вселенского собора. Однако, соглашение, оформленное в Дорогичине, так и не было выполнено: в 1253 г. Даниил известил курию о приближении татаро-монголов, но папа ни Швецию, ни Данию, ни Орден, ни немецкие земли в поход не призвал. Не татары в то время волновали папу, а вопросы церковной унии и восставшие племена пруссов. Поняв тщетность своих усилий во введении унии, папа в булле от 13 февраля 1257 г. грозит князю Даниилу церковными карами и «оружием верных». Но напрасными оказались увещевания и угрозы папы. Даниил до конца своей жизни остался в Православии.
Все его отношения с папой, продолжавшиеся около десяти лет, окончились для папы ничем. «Из всего хода дела видно, что главная цель при этих сношениях для нашего князя постоянно была одна: получить от папы достаточную помощь для освобождения своего народа из-под владычества монголов – цель вполне достойная истинного патриота!» - отмечает митрополит Московский и Коломенский Макарий. Даниил Галицкий «старался по возможности уврачевать раны отечества», стал восстанавливать многие города и церкви. Ему принадлежит инициатива создания Почаевской мужской лавры в честь Успения Пресвятой Богородицы. По преданию, она была основана иноками, ушедшими из Киева от татарского разгрома. В 1246 г. Даниил Галицкий послал Кирилла, своего ближайшего сподвижника, боярина, «печатника» (канцлера), в Никею для посвящения в сан митрополита Киевского и всея Руси. Никогда еще выбор пастыря не мог быть удачнее, считает А.М. Муравьев.
Начиная с конца XIII в. Даниловичи: Лев и его сын Юрий - прилагают много усилий, чтобы улучшить внутреннее положение страны. Именно в XIII в. впервые появляется название Малая Русь. В те времена Малой Русью называли Галицкую, Волынскую и Туровскую земли.
В 1303 г. Константинопольский Патриарх по настоянию Юрия I учреждает в Галиче митрополичью кафедру, называя нового прелата митрополитом Малой Руси. В 1308 г. Юрий, подобно великому деду, отправил галичанина Петра к Константинопольскому Патриарху для посвящения в митрополиты всея Руси. В связи с разорением и почти совершенным уничтожением монголо-татарами Киева святитель Петр сначала перевел свою кафедру во Владимир, а со временем окончательно переселился в Москву, тем самым положив начало митрополии Московской. По установленной традиции и по сей день при интронизации Патриарха Московского и всея Руси ему вручают посох святителя Петра.
Хотя после смерти прямых наследников Даниила большая часть его государства оказалась захваченной Польшей и Литвой, русинов не постигла участь ассимилированных немцами пруссов. Даже в составе других государств Галицко-Волынская Русь в XIII-XV вв. в той или иной мере продолжала жить по русскому праву. Литву-победительницу, по меткому выражению академика Б. Д. Грекова, взяла в плен побежденная Русь – победила более высокая культура Руси.
Только после образования Речи Посполитой (Люблинская уния, 1559) и навязывания церковной унии (Брест, 1596) начинается усиленная полонизация населения Западной Руси. Эта проводимая много столетий политика польских католических кругов со временем привела к размыванию национальных ценностей русинов.
В 30-х гг. XIX в. Франтишек Духинский вместе с другими деятелями польского движения Гордоном и Винницким начал вести среди населения Малороссии пропаганду, чтобы «напомнить Малой Руси о Польше». В своей книге «Основы истории Польши и других славянских стран, а также истории Москвы» Духинский проводил мысль о родстве украинцев с поляками, говоря об антагонизме между славянской польской и «финно-монгольской» московской культурами. Подстрекая иностранные державы к борьбе против России, Духинский уверял их, что Россия, несмотря на внешние признаки европейской цивилизации, остается азиатским, опасным для Европы государством.
Последователем Духинского был М. Грушевский, чьи историко-политические взгляды нашли отражение в его многотомной и не менее претенциозной «Истории Украины-Руси». Известно, что в начале ХХ века по заданию австрийских властей Грушевский работал над созданием «научного» украинского языка, причем действовал настолько беспринципно, заменяя русские слова польскими или выдуманными, что поругался со своим наставником И. Нечуем-Левицким, который полагал, что «языкотворчество» должно происходить хотя бы «на народной основ», опираясь на сельские говоры». Именно Грушевский предложил выбрать в качестве герба УНР «трезубец» Рюриковичей, сохранившийся и на теперешнем украинском гербе, отмечая, что «постоянного герба Украина никогда не имела», и лучшим символом, по его мнению, будет именно этот знак. Такой герб должен был подчеркивать идею «преемственности» Украины и Киевской Руси, которую Грушевский активно развивал.
Современный российский историк, автор ряда публикаций по истории Древней Руси Всеволод Меркулов утверждает, что нынешние украинцы не связаны с населением Киевской Руси, которое было почти полностью уничтожено монгло-татарами. По установленным археологическим данным погибли почти все населенные пункты, причем сейчас не известно даже, как назывались многие из них. Остатки русского населения переселялись в северные районы, в основном лесные, не возвращаясь обратно из-за постоянной угрозы набегов кочевников.
Киевщина надолго получила название «дикого поля». С XVI века здесь начали складываться исторические области нынешней Украины с новыми людьми и новыми традициями.
Выдающийся ученый Д. К. Зеленин доказал, что народы финно-угорской группы, которые действительно населяли некогда лесные северные районы европейской территории нынешней России, во времена образования здесь русских княжеств в XII-XIII вв. были вытеснены и до сих пор сохранились в районах Поволжья. Вопреки желанию отдельных украинистов представить русских потомками финно-угров, эти народы и по сей день сохраняют свою идентичность, отличную от русской.
Ни один из антропологических типов нынешней Украины (их состав достаточно четко подразделяется по границам исторических областей) не соответствует древнерусскому антропологическому типу, представленному в захоронениях эпохи Киевской Руси. В этом состоит одно из непреодолимых доказательств, опровергающих предположения о преемственности Украины и Древней Руси. Облик теперешнего населения Украины сформировался значительно позднее. Кстати, былины о Киевской Руси, о князе Владимире и богатырях были записаны на Русском Севере (преимущественно в Архангельской и Оленецкой областях-губерниях), а украинский фольклор Киевской Руси не знает и вообще не помнит о событиях ранее XVI века.
Кроме того, современная украинистика не учитывает важнейшего фактора, что существование карпатских русинов, отличных от украинского населения, сохранивших национальную русскую идентичность, - это яркое опровержение многочисленных измышлений и еще одно непреодолимое доказательство того, что Украина не является исторической преемницей Руси.
На территории Украины действительными носителями древнерусского культурного наследия являются именно русины. В исторических документах, например, в «Русской Правде» словом «русин» (Руси сын) обозначался просто русский человек. Знаменитый автор «Слова о законе и благодати» митрополит Илларион назывался «русином». Несмотря на многовековое существование в составе различных государств (особенно Австро-Венгрии), оторванность от России и украинизацию, русины сохранили русское этническое самосознание, русский язык и православную веру. В.М. Разгулов справедливо писал, что на протяжении многих столетий они «шли на неимоверные жертвы только за то, чтобы называться русскими».
С середины XIX века в Галичине и австрийской части Буковины начался процесс национального возрождения русинов. Он вызвал размежевание в русинской среде. Единые до того русины начали делиться на народовцев (украинофилов) и русинов-русофилов (москвофилов). Первоначально как народовцы, так и русофилы называли себя русинами, хотя понимали название своей национальной принадлежности по-разному.
К началу Первой мировой войны народовцы Галичины уже имели свою организацию «Головна Украiнська Рада», которая объявила Россию главным своим врагом и призвала всех своих сторонников воевать против России, которая в начале войны на галицком фронте воевала очень успешно. Война началась в начале августа 1914 г., а к октябрю этого же года русская армия уже заняла всю Галицию, австрийскую часть Буковины и занимала эти территории до середины 1915 г.
В свою очередь русины в 1914 г. создали в Киеве свою организацию под названием «Карпато-Русский освободительный комитет». Этот комитет выпустил брошюру под названием «Современная Галичина», в которой он представлял украинское движение как несерьезную штучную интригу украинской интеллигенции, которую поддерживала австрийская власть. Подавляющее большинство галицких, буковинских и угорских русинов, призванных в австрийскую армию и вынужденных участвовать в боевых действиях против России, с самого начала войны поголовно сдавались в плен русской армии. Это общеизвестный факт.
В то же время отсутствуют данные даже о единичных случаях перехода малороссов и русинов, воевавших в русской армии, на сторону немцев и австрийцев, даже несмотря на агитацию украинских националистов. Австрийское командование принимало драконовские меры, чтобы приостановить массовую сдачу в плен, заставить воевать галицких русинов (повальные аресты и ссылки в концлагеря, пытки, казни). Но ничего не помогало. Большинство населения встретило русскую армию доброжелательно, охотно сотрудничало с русской военной администрацией. При отступлении русской армии с ней ушло очень много русинского населения. Т. Гунчак определяет их количество в несколько десятков тысяч, но цифра эта явно занижена.
По возвращении австрийской армии в Галичину репрессии против русинского населения еще больше усилились, тюрьмы и концлагеря были переполнены. Расстрелы без суда и следствия, казнь через повешение под предлогом якобы шпионажа при наименьшем подозрении или через донос. А доносили украинские националисты, ненавидевшие все, что было связано с Россией. Власти арестовывали тысячи невинных людей, которые были вывезены в специальные лагеря в глубине Австрии, где их годами держали без суда и следствия в ужасных условиях. Особенно отличался своим жестоким режимом лагерь Талергоф в Штирии, где только от тифа погибло свыше тысячи человек.
И Мигович называет количество расстрелянных и погибших в тюрьмах: около 160 тыс. человек. Обращение австро-венгров с русинами было очень близко к гитлеровскому. Вероятно, тогда был получен первый опыт массового истребления людей. В период Первой мировой войны была уничтожена самая политически активная и национально сознательная часть русского населения. Памятники русинам – жертвам репрессий - установлены во Львове на Лычаковском кладбище и в г. Галиче Ивано-Франковской области.
В этом году в России, благодаря Вашей поддержке и содействию, будет установлен на Поклонной горе мемориал памяти героев Первой мировой войны. Было бы справедливо, чтобы там также были имена русинов Галичины, Закарпатья и других патриотов исконно русских земель, считавших себя вместе с северными братьями единым великим русским народом и отдавших за Святую Русь свои жизни.
Несмотря на страшные жертвы, тем не менее, галицкие русины смогли еще раз озадачить украинских историков. В ноябре 1918 г. в Галиции создается Западно-украинская Народная Республика – ЗУНР. Между Галицкой Республикой и Польшей начинается вооруженная борьба за Галичину. Польская армия превосходила галицкую примерно в 5 раз, была лучше вооружена, и поэтому быстро вытеснила ее на восток, за пределы Галиции, за реку Збруч. Там находилась армия Директории Петлюры – армия Украинской Народной Республики (УНР), которую большевики в свою очередь теснили на запад. Здесь обе армии встречаются и объединяются. Вскоре они начали вытеснять большевиков со всей правобережной Украины. 30 августа 1919 г. галицкая армия заняла Киев. Однако того же 30 августа передовые части армии Деникина вступили в город и столкнулись с галичанами. «Не зная, как реагировать на белых (западно-украинское правительство часто заявляло об отсутствии какого-нибудь конфликта между ним и Деникиным), галичане отступили к огромному сожалению Петлюры и восточных украинцев, которые из политических и символических соображений очень хотели занять Киев». Более того, вскоре галицкая армия перешла на сторону Деникина.
Некоторые современные украинские историки называют это событие необъяснимым, так как его с их позиций невозможно понять. Без признания того факта, что в галицких правительстве и армии были сильны русинские (прорусские) настроения, действительно, подобные действия объяснить невозможно. Действия галичан показали, что между ними и правительством Директории, руководимой украинскими националистами, социал-демократами С. Петлюрой и Винниченко, существовала огромная пропасть.
В 1939 г. Галиция вошла в состав СССР, и ее тоже коснулась политика украинизации. Воплощение целей и задач украинских националистов продолжили большевики. Исчез из публичного обращения этноним «русин», были изъяты труды Д. Зубрицкого, И. Наумовича, Я. Головацкого, И. Свентицкого и многих других, вся созданная русинами литература. Советская власть употребила все средства, чтобы стереть из народной памяти целый пласт исторического и культурного наследия. Мало что изменилось и сегодня. К тому же свои усилия здесь активно приложил еще и Ватикан, легализовав и возродив Греко-католическую церковь. Историография современной Украины, осуждая на словах тоталитарное прошлое, хорошо усвоила большевистские формы и методы работы, скрывая и дозируя информацию, интерпретируя исторические события в выгодном для себя духе. Это все очень сложно понять американским и европейским политикам, журналистам и разного рода аналитикам. Очевидно, не все можно и объяснить. Есть знания, которые хранятся в глубинной генетической памяти, накопленной столетиями.
Владимир Владимирович, спасибо Вам, что используете данную Вам Богом и людьми власть, чтобы защитить Святую Русь от попыток превратить ее в «дикое поле», не единожды повторявшихся в нашей многовековой истории.
Низкий Вам поклон!
Спаси и укрепи Вас Господи!
С уважением и любовью во Христе,
Мария Ивановна ТИТЕНИЧ,
г. Львов, Украина
На восьмом вечере Памяти Митрополита Лавра, который проходил в Москве, в галерее «Бронзовое чудо, игумен Кирилл (Сахаров) представил гостью изо Львова М. И. Титенич, которая рассказала о Галицкой Руси и о современной обстановке на Западной Украине. Она передала для сайта ОМТ свое письмо и попросила опубликовать его. Что мы и делаем.
Редакция ОМТ.
Расскажи друзьям:
|