Виктор Грибков-Майский.
СТАТИСТИКА В ТУРИЗМЕ, ИЛИ КАК ПОДСЧИТАТЬ ТУРПОТОК.
Очень часто приходится слышать, причем, из самых разных источников, что сейчас довольно сложно корректно посчитать ключевой показать в туризме - туристический поток. При этом все, как правило, ссылаются на несовершенство статистики в туризме.
Попробуем вместе разобраться, почему подобный стереотип сложился в нашем обществе. Для этого нам придется вспомнить определение понятия «турист», как его трактует Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. №132 – ФЗ, ведь туристический поток - это ни что иное, как количество туристов. Итак, «турист – (путешественник, отдыхающий) лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания». (Здесь и далее определения приводятся по «Словарю туристских терминов и сокращений», Тверь, 2011 г.,3-изд., автор-составитель В. Грибков-Майский).
Как видно из определения, главным отличительным признаком «туриста» от «экскурсанта» является факт совершения хотя бы одной ночевки в месте временного пребывания, которое принято называть дестинацией. Дестинацией может быть все, что угодно - страна, отдельно взятый регион, город, или любое другое место, куда захотел приехать турист.
Среди наиболее удачных определений дестинации приведет следующее: «дестинация – место (страна, регион, город), выбранное туристом для посещения. Это совокупность возможностей, достопримечательностей и транспортировки. Компоненты дестинации: достопримечательности, удобства, размещение и питание, розничная торговля, вспомогательные службы; комплекс взаимосвязанных элементов, включающих привлекательные факторы, услуги, инфраструктуру, транспорт и гостеприимство».
Логично предположить, что наибольшая часть туристов, которая пребывает в ту или иную дестинацию должна воспользоваться гостиничными услугами. Это тот самый турпоток, который принято называть организованным и который приносит максимальные поступления в бюджеты всех уровней. Поэтому для количественного определения нам нужно знать несколько ключевых цифр, а именно: количество мест номерного фонда коллективных средств размещения, средний процент загрузки объектов размещения в год и количество ночевок в одном прибытие, которые совершает турист.
При этом: «коллективные средства размещения – это помещения, имеющие не менее 5 номеров и используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для временного проживания туриста; предприятия различных организационно – правовых форм и индивидуальные предприниматели, занимающиеся размещением туристов и имеющие не менее 5 номеров: гостиницы, мотели, молодежные гостиницы (хостелы), дома отдыха, пансионаты, гостиницы с оказанием лечебно – оздоровительных услуг»;
«загрузка (уровень) – соотношение проданных номеров к общему количеству номерного фонда помноженное на 100%; показатель реализации гостиничных номеров».
Что касается понятия «прибытие», то оно является синонимом слова «турист», ведь каждый турист может пробыть в дестиниции самое различное количество дней. Это количество может меняться в зависимости от целей и сезона. Общеизвестно, что туристы, приезжающие в Рождественские каникулы совершают больше ночевок, чем туристы, которые едут по турмаршруту с культурно-познавательными целями.
Основной сложностью в данных подсчетах, как показала практика, является то, что официальные государственные органы статистики не располагают, в силу целого ряда причин, точными данными о количестве объектов размещения в субъектах России, а значит и не могут определить количество мест номерного фонда. Единственным выходом в данной ситуации является ведение реестра коллективных средств размещения туристской администраций того или иного региона - государственным органом, который уполномочен заниматься государственным регулированием на региональном уровне.
Итак, имея все необходимые данные, несложно узнать, каким реальным турпотоком внутреннего туризма располагает та или иная дестинация. Вспомним определение внутреннего туризма: «внутренний туризм – туризм в пределах территории одной страны лиц, постоянно проживающих в данной стране; миграционные потоки людей с туристскими целями в пределах страны постоянного жительства; путешествия жителей какой - либо страны по собственной стране».
Предположим, что в регионе имеется 185 объектов размещения на 18 730 мест, а среднегодовая загрузка данных объектов составляет 45%. Если мы 18 730 помножим 365 (дней), то получим количество ночевок при 100 % загрузке. Поэтому полученную цифру нам нужно будет умножить на 45 и разделить на 100. Тогда мы получим общее количество ночевок, совершенных в коллективных средствах размещения на территории дестинации. Как правило, во время одного прибытия совершается две ночевки. Это значит, что полученное количество ночевок при загрузке в 45% нам необходимо разделить на два. Именно столько организованных туристов побывало в данной дестинации.
При этом нам важно знать именно количество мест, а не номеров. А вернее единовременную вместимость средств размещения, которая определяется по числу установленных постоянных кроватей во всех номерах.
Однако есть одно небольшое «но». Если мы вспомним вышеприведенное определение «туриста», то заметим, что турист может приехать с самыми различными целями, «без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания».
В каждой дестинации, количество подобных постояльцев местных гостиничных объектов будет разным, но, как правило, минимальным по отношению к общему турпотоку.
Возвращаясь же к приведенному примеру, с учетом вышеназванной категории, мы можем с большой долей уверенности утверждать, что турпоток в данном регионе составил 1 400 тыс. человек. Причем без учета экскурсантов, которые посещают регион транзитом или во время однодневных поездок. Это ключевая цифра, которая дает нам возможность продолжить наши последующие подсчеты.
Так, если мы знаем, сколько денег в среднем тратит турист на проживание, питание, сувениры, развлечения и экскурсионные услуги за время своего пребывания – то можем обосновать сумму, на которую происходит увеличение денежной массы в данной дестинации за год, благодаря развитию внутреннего туризма. Для нашего примера получится следующее - примерно 7 тыс. руб. нужно умножить на 1 400 тыс. человек.
И это еще не все. В туризме есть один из ключевых показателей – это туристский баланс. «Туристский баланс страны – это отношение между стоимостью туристских товаров и услуг, реализованных иностранцам в принимающей стране, и стоимостью товаров и услуг, реализованных гражданам данной страны за рубежом». По аналогии, мы можем подсчитать туристский баланс или сальдо и на уровне дестинации. Какие средства ввозятся, мы можем подсчитать, и от этой суммы нужно отнять средства вывозимые жителями из данного региона в туристских целях за пределы региона. Как и в любом другом случае – сальдо может быть как положительным, так и отрицательным.
Все о чем шла речь выше имеет свое собственное название – вспомогательный счет в туризме. «Вспомогательный счет в туризме – инструмент получения последовательной и сопоставимой статистики, которая позволяет измерять экономический вклад туризма в национальную и международную экономику».
Расскажи друзьям:
|