Виктор Грибков-Майский, член Союза журналистов России
«ВОДНЫЕ ПУТИ РОССИИ:
Сердюков и его творение»
(литературно-историческая миниатюра)
Водные ресурсы Тверской области значительны и создают прекрасную базу для развития активных видов отдыха на воде и самых различных водных видов туризма.
Всего в области насчитывается 760 рек длиной более 10 км. Из них 21 река имеет длину боле 100 км. Это такие реки как: Тьма, Медведица, Тверца, Молога, Шоша и др. Но, конечно же, главной рекой не только Тверской земли, но и России остается Волга. А исток Волги, который является уникальным природным и историко-культурным памятником мирового значения, также находится в Тверской области, вблизи д. Волговерховье Осташковского района.
Волга пробегает по Тверской земле свои первые 685 км, принимая на своем пути 150 притоков. Более двух третей площади области относится к бассейну Волги.
В области насчитывается более 1700 озер с акваторией более 1 га, крупнейшим и самым известным из которых является жемчужина Центральной России - озеро Селигер.
Но кроме естественных водоемов на многих реках имеются водохранилища: Иваньковское, Рыбинское, Угличское на Волге; Вазузское на Вазузе; Вышневолоцкое на Цне. Последнее появилось в результате создания первой искусственной водной системы России – Вышневолоцкой, о которой наше сегодняшнее повествование…
История строительства водного пути началась 12 января 1703 года, когда Петр 1 подписал указ о строительстве канала между реками Цной и Тверцой. Руководство строительством было возложено на царского стольника, князя М. П. Гагариной. Все техническое руководство осуществляли несколько мастеров, приехавших из Голландии, во главе с Адрианом Гаутером. Строительство было закончено весной 1709 года. Сначала канал получил имя Гагаринского (в честь руководителя строительства князя М. П. Гагарина), а затем - Тверцкого.
Сегодня многие уже не помнят, но по сути это была первая дорога из Москвы в новую столицу. Потому, что строительство государевой дороги между двумя столицами по суше началось только в 1712 г.
Но вернемся к строительству водной системы. Как мы уже сказали, весной строительство было закончено,… а уже летом того же года стало ясно, что канал построен неправильно - воды для свободного хода судов не хватало, судоходство по новой системе было затруднено и вскоре и вовсе приостановилось.
Дальнейшая судьба Вышневолоцкой водной системы во многом связана с судьбой удивительного человека - Михаила Ивановича Сердюкова, о котором стоит рассказать более подробно. Не вызывает сомнения, что этот человек от рождения был одарен самыми различными талантами, главным из которых было трудолюбие. Но самое главное в том, что он оказался в нужное время в нужном месте. А мог бы и не оказаться. Судите сами.
По своему рождению он был, как тогда говорили, «мунгальского народу», и назвали его при рождении Бароно Имегенов сын. Сейчас уже известно, что на самом деле он был бурятом, родился в 1678 году на реке Селенге. Однажды во время стычки с казаками Бароно, которому в то время было тринадцать лет, попал в плен.
В Енисейске приказчик Иван Сердюков купил его за 10 рублей, крестил Михаилом, выучил грамоте, счёту, приобщил к торговому делу. Так Бароно Имегенов стал Михаилом Ивановичем Сердюковым. После кончины своего крёстного отца он переходит к купцу Матвею Григорьевичу Евреинову, а вскоре и сам становится купцом.
Петровские преобразования дали возможность реализоваться этому человеку не просто на сто, а, наверное, на двести процентов. В начале XVIII века он числился новгородским купцом, осуществлял поставки для казны и, видимо, с самого начала строительства водной системы был в курсе всего, что там происходило. А когда стало ясно, что голландским мастерам не удалось решить задачу, поставленную царем перед ними, Сердюков, в начале 1719 года, направляет Петру I свой собственный проект реконструкции канала. Ознакомившись с ним, царь вызывает гидротехника-самоучку в Санкт- Петербург и во время личной встречи убеждается насколько глубоко и всесторонне Сердюков продумал свое предложение.
В результате этой встречи 26 июня 1719 года Пётр I издал указ о передаче лично М. И. Сердюкову в содержание Вышневолоцкого судоходного пути. Вскоре Сердюковым был принят целый ряд мер - починка шлюзов, чистка канала, которые привели к желаемому результату.
В 1722 году был построен Цнинский канал длиной 1280 метров и шлюз, что позволило обойти опасный для судоходства рукав реки Цны. На Цне была выстроена плотина. Гениальная идея Сердюкова заключалась в том, что путем устройства на Цнинском и Тверецком каналах вторых шлюзовых ворот удалось их превратить в своеобразные длинные однокамерные шлюзы.
В 1740 году М. И. Сердюков создал Заводское водохранилище на Цне. Если бы только знал он, какую трагическую роль сыграет это водохранилище в судьбе его семьи! Но эти события произойдут спустя 20 лет, а пока Сердюков вместе со своим сыном Иваном, проводят значительные работы по устройству бечевника от Вышнего Волочка до Твери. Вырубались просеки, сооружались мосты и гати, расчищался и спрямлялся фарватер. Этот бечевник – дорога вымощенная камнем вдоль обоих берегов Тверцы, частично сохранилась до наших дней.
Труды Сердюкова на благо государства Российского не остались незамеченными. В 1743 году по указу императрицы Елизаветы ему было пожаловано потомственное дворянство. Так бывший раб и инородец был не только возведен в дворянское достоинство, но и получает гражданский чин VI класса коллежского советника, соответствующий воинскому званию полковника.
Свое родовое гнездо Сердюков строит на берегу водохранилища, созданного своими трудами. Это целый комплекс усадебных построек, возведенных в неголландском или петровском стиле. Ничего подобного больше на территории Тверской области нет.
В усадьбе, построенной в 1719 году, Сердюков жил вплоть да самой смерти в 1754 году. Сейчас эта усадьба находится прямо на берегу Вышневолоцкого водохранилища, примерно в 3-х километрах от Вышнего Волочка. В усадьбе сохранился хозяйский дом, конюшни, флигель, хозяйственные постройки, обелиск. Здесь несколько раз бывал Петр I. Сохранился куст барбариса, который по легенде был посажен собственноручно царем.
Все постройки усадьбы довольно хорошо сохранялись вплоть до недавнего времени, когда в результате несанкционированного строительного вмешательства они стали утрачивать свой первоначальный вид.
Кстати, о царе. С именем Петра I и семьи Сердюковых связана еще одна легенда. Бытует мнение, что дочь Михаила Ивановича Сердюкова – Елена Михайловна, в замужестве Храповицкая, была внебрачной дочерью самого императора. Дело в том, что на ее портрете нет никакого намека на азиатских предков. Не обнаруживается азиатских черт и в ее детях, которые достигли самых высоких государственных должностей и чинов. Так, один из ее сыновей, Александр, был статс-секретарем Екатерины II. Все это не может не показаться странным, особенно, если мы вспомним, что сам Сердюков обладал ярко выраженной монголоидной внешностью.
После Сердюкова - старшего водной системой руководил его сын Иван Михайлович (род. в 1722 г.). Это был хорошо образованный специалист и достойный продолжать семейной традиции. Умирая, Михаил Иванович был уверен, что оставлял дело своей жизни в надежных руках. К сожалению, Иван Михайлович утонул по нелепой случайности в том самом заводском водохранилище в 1761 г. Затем недолгое время системой руководил внук Сердюкова Михаил Иванович, но с возложенной на него миссией он явно не справился, и вскоре по прошению его матери Вышневолоцкая водная система была выкуплена государством у потомков М. И. Сердюкова за 176 тыс.рублей. Произошло это в 1774 году. Таким образом, в личном владении семьи Сердюковых Вышневолоцкая водная система находилась более полувека- 55 лет!
Сегодня об этом удивительном человеке в городе Вышний Волочек напоминает памятник, поставленный рядом с железнодорожным вокзалом, где Сердюков изображен вместе с Петром I, без встречи с которым он никогда бы не стал основоположником русской гидротехники.
На захоронении Михаила Ивановича на кладбище села Городолюбля в Вышневолоцком районе начертаны такие слова: «Здесь покоится прах строителя Вышневолоцкой водной системы судоходства Михаила Ивановича Сердюкова».
Основным средством передвижения по системе были специально для этого созданные плоскодонные судна – барки. Сегодня это транспортное средство можно увидеть на городском гербе Вышнего Волочка, дарованного Екатериной II 2 апреля 1772 года.
В 1785 году Екатерина II осмотрела Вышневолоцкую водную систему, которая произвела на неё сильное впечатление, и издала указ об ее улучшении. Предполагалось заменить часть деревянных конструкций каменными, что и было исполнено с 1790 по 1797 год.
В 1856 году А. Н. Островский пишет и о Твери и о Вышневолоцкой системе в своих дневниках: «Несколько свободных дней до прихода весеннего каравана, которую я провел в Твери по отплытии его, дали мне возможность ознакомиться с жизнью города, так красиво построенного и так счастливо поставленного на перекрестке путей железнодорожного и водного. Все местные условия, как кажется с первого взгляда, должны бы способствовать промышленному процветанию Твери: железная дорога соединяет ее с Петербургом и Москвой; верхние и нижние волжские караваны пристают под самым городом; Тверца, как начало Вышневолоцкой системы, представляет другой путь соединения с Петербургом – путь дешевый для тяжелых грузов. Но мне не довелось убедиться, что, несмотря на благоприятную местность, Тверь в промышленном отношении никак не может считаться городом процветающим. Разбирать подробно причины слабого промышленного развития, при таких счастливых условиях, я предоставляю специалистам; я скажу от себя только то, что видел и что удалось узнать…».
Вышневолоцкая система успешно существовала почти 150 лет, пока на замену ей не пришли Тихвинская и Мариинская водные системы, а затем и Николаевская (ныне Октябрьская) железная дорога. В дальнейшем Вышневолоцкая водная система использовалась только для местного движения и сплава леса (в том числе и до Петербурга). Но и сегодня Вышневолоцкая система продолжает приносить пользу и немалую. Около 10 % питьевой воды Москва получает из Вышневолоцкой водной системы.
Вышневолоцкая водная система- это огромное богатство, которое досталось нам от наших предков, которое в настоящее время в должной мере не используется и, как часто бывает, и не содержится. А жаль, ведь это очевидно, что такой ресурс вполне мог бы быть востребован в туристской сфере. Нельзя сказать, что в данном направлении ничего не предпринималось и предпринимается. С завидной регулярность по Вышневолоцкой водной системе стали проходить одна экспедиция за другой.
В конце мая 2001 года из Твери вверх по Тверце отправился караван катамаранов, переоборудованных под знаменитые вышневолоцкие купеческие барки; 28 апреля 2010 года по водной системе ушел в экспедицию крейсерский швертбот «Искатель», с небольшой осадкой 0,5 метра; в 2012-2013 году современное состояние системы решили исследовать и описать члены экспедиции газеты «Тверская Жизнь».
Остается надеяться, что вся эта работа приведет к тому, что когда –нибудь Вышневолоцкая водная система на всем ее протяжении будет вовлечена в активный туристский оборот, что в свою очередь приведет к созданию современной водной туристской инфраструктуры на ее берегах.
(При подготовке данного материала использованы исследования Евгения Ступкина, Дениса Ивлева, Тамары Ровенской).
Расскажи друзьям:
|