Виктор Грибков-Майский,
член Союза журналистов России
ПО СЛЕДАМ ПЕТРА ВЕЛИКОГО:
ТВЕРСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ.
Когда–нибудь тверскими краеведами будет произведен точный подсчет дням, проведенным Петром Первым на Тверской земле. Сегодня же мы остановимся лишь на самых значительных эпизодах в жизни Петра I, связанных с Тверским краем. И первое, куда мы должны отправиться, будет Вышний Волочек, потому что именно здесь, еще задолго до получения статуса города, по инициативе Петра I была начата работа по созданию первой искусственная водная система России – Вышневолоцкой.
История строительства водного пути началась 12 января 1703 года, когда Петр I подписал указ о строительстве канала между реками Цной и Тверцой. Бытует легенда, что царь сам отмерил шагами то место, где должен был появиться первый канал. Руководство строительством было возложено на царского стольника, князя М. П. Гагарина. Все техническое руководство осуществляли несколько мастеров, приехавших из Голландии, во главе с Адрианом Гаутером.
Строительство канала было закончено весной 1709 года, а уже летом того же года стало ясно, что канал построен неправильно - воды для свободного хода судов не хватало, судоходство по новой системе было затруднено и вскоре и вовсе приостановилось.
Дальнейшая судьба Вышневолоцкой водной системы во многом связана с Михаилом Ивановичем Сердюковым. Сердюков, в начале 1719 года, направляет Петру I свой собственный проект реконструкции канала. Ознакомившись с ним, царь вызывает гидротехника-самоучку в Санкт- Петербург и во время личной встречи убеждается насколько глубоко и всесторонне Сердюков продумал свое предложение. В результате этой встречи 26 июня 1719 года Пётр I принял решение о передаче лично М. И. Сердюкову в содержание Вышневолоцкого судоходного пути, что и было зафиксирована в соответствующем Указе Сената.
Вскоре Сердюковым был принят целый ряд мер - починка шлюзов, устройство водохранилища, прокладка и чистка канала, которые привели к желаемому результату – водная система могла работать даже при маловодье.
Свое родовое гнездо Сердюков построил на берегу водохранилища, созданного своими трудами. Это целый комплекс усадебных построек, возведенных в неголландском или петровском стиле. Ничего подобного больше на территории Тверской области нет. В усадьбе сохранился дом, конюшни, флигель, хозяйственные постройки, обелиск. Здесь несколько раз бывал Петр I. Сохранился куст барбариса, который по легенде был посажен собственноручно царем.
С Петром I и семьей Сердюковых связана еще одна легенда. Бытует мнение, что дочь Михаила Ивановича Сердюкова – Елена Михайловна, в замужестве Храповицкая, была внебрачной дочерью самого императора, которая была отдана на воспитание Сердюкову. Дело в том, что на ее портрете нет никакого намека на азиатских предков. Не обнаруживается азиатских черт и в ее детях, которые достигли самых высоких государственных должностей и чинов. Так, один из ее сыновей, Александр, был статс-секретарем Екатерины II.
Сегодня об этом удивительном человеке, М. И. Сердюкове, в городе Вышний Волочек напоминает памятник, поставленный 18 сентября 2006 года (скульптор Ю. В. Злотя) рядом с железнодорожным вокзалом, где Сердюков изображен вместе с Петром I. Еще одно скульптурное изображение императора в виде бюста, того же скульптора, установлено перед зданием городской администрации В. Волочка.
В 1743 году Указом императрицы Елизаветы Сердюкову было пожаловано потомственное дворянство. Жизнь Михаила Сердюкова - это удивительная история о том, как бывший раб, бурят Бароно Имегенов сын, благодаря петровским преобразованиям, стал потомственным русским дворянином и основоположником русской гидротехники…
Пётр неоднократно проезжал по «Государевой дороге» во время Северной войны в 1700-1721 гг. между Санкт-Петербургом и Москвой, посещая при этом и В. Волочек, и Тверь.
И наш следующий адрес – город Тверь, а именно, старый дом купца Арефьева, где сейчас располагается Музей тверского быта. В 1707 г. Петр I останавливался в доме Арефьева, скорее всего в деревянном доме, который был на месте современного каменного здания. В петровском зале музея представлены портрет царя, царские указы (в том числе относящиеся непосредственно к Тверской губернии), оружие и посуда XVIII в. Предание гласит, что Петр I пожаловал Арефьеву ковш. Подобный ковш, из серебра, с золоченым чеканным изображением двуглавого орла на дне - выставлен в музее.
Вот как рассказывает об этом событии в своей книге «Прошлое и настоящее города Твери» первый тверской историк Владимир Колосов:
«Остановился царь в доме именитого купца Алексея Григорьевича Арефьева. Тут государь изволил кушать и ночевать. А подавали за обедом его любимое кушанье – жареную утку с солеными лимонами и угощали взваром. Взвар этот приготовлялся так: брали пива, брусники, клюквы, клали туда же меду и стручок перцу, и потом все наливали в кандейки, запечатывали или замазывали да в печь ставили. Царю взвар очень понравился; кушал он его из серебряного своего ковша с орлами и с надписью вокруг, да после на память ковш-то и подарил Арефьеву. Алексей Григорьевич хороший был человек. Царь очень его жаловал, оттого и кушать у него изволил и ночевать, что уж очень тот был до народа хорош».
Сохранились исторические свидетельства о посещении Петром Алексеевичем г. Торопца. Петр I останавливался в городе 17 марта 1706 года, якобы в доме коменданта, о чем свидетельствует запись в «Походном и путевом журнале Петра I»: «Его Царское Величество из Минска путь свой изволил взять назад через Смоленск и Торопец...». В Вербное воскресенье в 1706 г. Пётр I присутствовал на службе в Корсунско-Богородицком соборе. Мы можем предположить, почему царь оказался именно в этом соборе. Дело в том, что Корсунско-Богородицкий собор был построен специально для иконы Косунско-Эффеской Богоматери, которую по преданию Святой евангелист Лука написал при жизни Богородицы.
В 1239 году князь новгородский и торопецкий Александр Невский венчался в Торопце с дочерью полоцкого князя Александрой Брячиславой, которая привезла с собой из Полоцка в Торопец эту икону. После венчания икона осталась в этом городе, являясь его главной святыней…
Но не только М. И. Сердюкова по праву можно считать одним из «птенцов гнезда Петрова». Это почетное звание вполне заслужил еще один наш земляк Леонтий Филиппович Телятин (Теляшин), ставший волею императора Магницким. Это удивительная история о том, как крестьянский сын стал математиком и педагогом, автором первого в России учебника по арифметике, одним из самых образованных людей петровского времени.
Родился Леоний Филлипович в патриаршей слободе города Осташкова, сам учился чтению и письму. В 1684 отправлен в Иосифо-Волоколамский монастырь как возчик для доставки рыбы и поразил всех своей грамотностью, поэтому был оставлен при обители чтецом. 1685—1694 гг. Леонтий обучался в Славяно-греко-латинской академии. Математика там не преподавалась, что говорит о том, что свои математические познания, он приобрёл путем самостоятельного изучения.
Знания Леонтия в области математики удивляли многих, при случайной личной встрече он произвёл на царя Петра I очень сильное впечатление своим умственным развитием и обширными познаниями. В знак признания его достоинств Пётр I жаловал ему фамилию Магницкий, «в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».
До конца жизни Магницкий был преподавателем математики в Школе математических и навигационных наук в Москве (с 1701 по 1739). Об отношении Петра к Магницкому говорит следующий факт. В 1707 г. возникла угроза продвижения войск Карла XII вглубь России. По указу Петра местные крестьяне построили под руководством «первого российского арифметика и геометра» Леонтия Магницкого новые укрепления Тверского кремля.
Его сын Иван служил в Тайной канцелярии в Петербурге и учителем латинского языка в Кадетском корпусе, в 1723 г. обучался бухгалтерии и тогда же занял должность бухгалтера Московской монетной конторы. Математик и латинист, как и отец, Магницкий- младший имел чин поручика, обеспечивший его потомству дворянское достоинство. А вот его внук Леонтий, названный в честь деда, стал прокурором московской Синодальной конторы и действительным статским советником. Михаил Леонтьевич, правнук, был общественным и государственным деятелем и публицистом. Михаил Михайлович, праправнук, - подполковник гвардейской кавалерии…
Сегодня в память об этом удивительном человеке в Осташкове установлена стела, его именем названа улица.
Есть свои «петровская» страничка и в истории города Калязина. В отроческом возрасте Петр I был в Калязине вместе с потешными войсками. Останавливался молодой царь в Троицком Макарьевском Калязинском монастыре, где для него были построены палаты. В Калязине сохранился дом князей Шехонских, два брата были подвижниками Петра. Тимофей и Иван находились в свите Петра Великого в первое его путешествие за границу и в 1698 году были отправлены в Амстердам «для изучения морской науки». Увы, но уже в конце XIX века этот древний и славный род пресекся.
«Одноэтажный просторный особняк в Заречной слободе Калязина был выстроен в смешанном стиле, с явным подражанием столичным образцам, но изящно. От классицизма дом взял свою строго симметричную композицию, фронтоны и пилястры, а вот окна зодчие украсили оригинальными завитками, сообразуясь с местными представлениями о стиле барокко. Высокий берег Жабни спас этот район от затопления, и до наших дней сохранился и этот интересный особняк, и не менее интересные каменные здания XVIII—XIX веков, стоящие по соседству».
*Фото В. Грибкова-Майского и О. Копьевой.
Расскажи друзьям:
|