Виктор Грибков-Майский.
Член Союза журналистов России
ЗВЕРИ И ПТИЦЫ: МИФОЛОГИЧЕСКИЙ МИР НАШИХ ПРЕДКОВ.
Грифоны, василиски, китоврасы, сирины, алконосты, сэнмурвы, двуглавый орел…целый мир мифологических птиц и животных, который на протяжении многих веков был неотъемлемой частью мировосприятия многих народов, включая и наших предков.
Что мы знаем об этом мире сегодня? Не очень много. Хотя время от времени, и появляется какое-нибудь удивительное создание на эмблеме той или иной организации. И самым популярным, почему-то, стал грифон…
Грифон – символ интернациональный. Хорошо известен был грифон в Древней Греции, знали его в Скифии, очевидно, именно отсюда он и попал в Древнюю Русь.
Грифон представляет собой существо с туловищем льва, головой и крыльями орла. Попав на Русь, это существо полюбилось нашим предкам, получив при распространении, скорее всего, положительное значение. Ведь его изображение можно увидеть на стенах древнерусских храмов, в русском народном декоративно-прикладном творчестве. Скорее всего, здесь грифон выступает в роли некоего оберега.
В 1850 году из Царского Села в собрание Эрмитажа поступил античный бюст «Голова Ареса», купленный графом И.И. Шуваловым в 1771 году в Риме. Шлем же этого древнегреческого бога войны украшают также изображения грифонов. Есть подобный пример и в древнерусской истории, некогда грифоны украшали шлем одного из сыновей Юрия Долгорукого, князя Мстислава.
Анализ изображений грифона на западных вратах собора Рождества Богородицы в Суздале, (расписанного в 1230 – 1233 г.г.) и грифона в технике белокаменной резьбы на стенах Дмитриевского собора г. Владимира (1196 г.) дает представление о наиболее характерном его изображении в Древней Руси.
В настоящее время все большее распространение находит грифон у банковских структур. Видимо, их привлекает то, что еще в древнегреческой мифологии грифонов еще называли «собаки Зевса», которые были самыми надежными хранителями золота…
О василиске говорит еще Плиний Старший. По его описанию василиск наделялся способностью убивать не только ядом, но и взглядом. А от его дыхания сохла трава, и растрескивались скалы.
В средние века верили, что василиск выходит из яйца, снесенного петухом и высиженного жабой. Классическим же изображением василиска является существо с головой петуха, туловищем жабы и хвостом змеи.
Есть предположение, что на Русь изображение василиска попало из Сербии. Насколько был распространен василиск в самой Древней Руси, сказать трудно. До наших дней дошли лишь фрагменты его изображения, такие, как фрагмент рельефа Дмитриевской церкви Московского Кремля (XIII в.) и вероятно еще более древнее изображение, найденное при раскопках во Владимирской области, которое, правда, без идентификации, воспроизведено в книге С.М. Голицына «Сказание о белых камнях».
Часто мифологические животные и птицы изображались на гербах и становились официальной эмблемой. Так произошло и с василиском, изображение которого можно увидеть на древнем гербе Казани. Иногда это изображение трактуется как изображение крылатого дракона. Но это не так, о чем и говорится в Государственном Указе 1666 года: «Печать Казанская, на ней в каруне Василиск, крылья золото, конец хвоста золот». (В. С. Драчук «Рассказывает геральдика» М. 1977). Постоянная путаница в трактовке происходит по двум причинам: от схожести образов василиска и дракона, и от того что сегодня мало кто знает, вообще, о существовании такого мифологического животного, как василиск.
Но на этом геральдическая история василиска не заканчивается. С герба Казани василиск в 1778 году попал на герб уездного города Каширы тогда еще Тульского наместничества, а затем и на герб Каширского района ныне Московской области. У этой истории есть свое объяснение, которое приводится в книге «Официальные символы Подмосковья» (М. 2003 г.), где в частности говорится о том, что в нижней части герба Каширы в серебряном поле помещен «черный с червлеными крыльями и увенчанный златым венцом дракон, представляющий герб Казанский», в напоминание, что Кашира была дана в удел «снизвержанному Царю Казанскому».
Китовраса очень часто путают с другим мифологическим животным – кентавром, причем, даже в специальной литературе. Так, С. К. Жегалова в книге «Русская народная живопись» пишет: «Полуконь – получеловек по имени китоврас или кентавр». (Иногда китоврас трактуется как получеловек-полулев – Здесь и далее примечания автора). А вот известный исследователь древнерусского искусства Г. К. Вагнер, в частности, отмечает, «что употребляющееся иногда в нашей литературе наименование новгородского кентавра-стрельца «китоврасом» – неверно» (речь идет об изображении с Магдебурских дверей Софийского собора в Новгороде).
Есть изображение китовраса и на стенах уже упоминаемого Дмитриевского собора во Владимире, правда, автор «Краткой истории искусств», известный искусствовед Н. А. Дмитриева называет его кентавром: «К центральной фигуре библейского царя Давида с обеих сторон тесными рядами идут всевозможные существа – и ангелы, и животные, и птицы, и языческие кентавры и грифоны». (Н. А. Дмитриева «Краткая история искусств» Выпуск 1, М. 1968 г.)
Кентавр почти всегда символизирует отрицательное начало: либо раздвоение души и тела, либо просто дьявола, преследующего христианина. В отличие от кентавра, китоврас изображается либо с крыльями, либо в короне и с мечом, либо с зайцем, как на рельефе Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, либо со всеми этими атрибутами одновременно. Под именем «полкана» этот образ нашел широкое распространение в русской народной глиняной игрушке.
Можно с большей долей уверенности утверждать, что китоврас был хорошо известен и на древней Тверской земле, причем как образ положительный, ведь его изображение можно увидеть на пуле (пул – медная монета) удельного княжества Городенского вместе с именем Великого Тверского князя Ивана Михайловича (1399-1425 г.г.).
Образ сирина восходит к древнегреческим сиренам. В русских духовных стихах Сирин, спускаясь на землю, зачаровывает людей своим пением. Образ алконоста восходит к греческому мифу об Алкине, жене фессалийского царя Кеика, бросившейся в море ипревращенной богами в зимородка.
На Руси сирин и алконост - райские птицы-девы трактовались, как покровители славян. Их изображения получили самое широкое распространение еще в древнерусском искусстве, наиболее древние, из которых относятся к IX-XIII векам: сирин с глиняного поливного блюда из г. Корсуни (IX-X века); золотой колт (колты - подвески или височные кольца – обязательная деталь древнерусского женского головного убора) с двумя сиринами (X-XIII века); алконост из Юрьевского Евангелия (XII век.).
Алконосты – это птицы радости, олицетворяющие души праведников, которыми населен Рай, подобно райским потицам.
Стоит отметить, что наибольшее распространение получила птица сирин, изображенная с распростертыми крыльями и исходящими от нее лучами, символизируя собой солнце. Есть даже изображения сирина с нимбом – знаком святости. Очень хорошо об этих птицах сказала известный исследователь древнерусского искусства З. П. Попова: «В образы сказочных птиц – символ прекрасного, – русский человек вложил свою собственную мечту о добре, красоте и счастье»…
Но к самым экзотическим мифологическим животным, вне всякого сомнения, можно отнести сэнмурва – крылатой собаки, хранителя древа жизни, которое было известно славянам под именами «семаргл» или «симаргл». Полное же название этого животного – сэнмурв-паскудж. И, скорее всего, попало оно к нам из древнего Ирана.
Изображение сэнмурва можно встретить в древнеславянских и древнерусских книгах, в частности, в сербском «Шестидневе» (1263 г.) и украинском Евангелие (1594 г.).
В древнеславянской традиции сэнмурвы часто изображаются вдвоем, повернутыми спиной друг к другу. (Т. Б. Ухова «К вопросу о сущности и генезисе славянской книжной тератологии чудовищного стиля», в книге «Средневековая Русь», М. 1976 г.).
Национальным символом России и историческим, и современным является также мифологическая птица – двуглавый орел. В 1472 году состоялся брак между Великим князем Иваном III и Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора и двуглавый орел попадает на Русь уже как официальный символ византийских императоров.
Но можно утверждать, что двуглавого орла знали у нас и прежде. Об этом говорит его изображение на «золотых дверях» Рождественского собора г. Суздаля, выполненных в технике «горячей золотой наводки на меди» и датируемых XII-XIII веками. В книге «Старинные гербы российских городов» Н.А. Соболева отмечает, что нечто похожее на двуглавого орла встречается на русских монетах XIV в., а именно, московских князей Василия II и Ивана III, а также на деньгах тверского князя Михаила Борисовича.
Очевидно, что изображение двуглавого орла – заимствованное. Но откуда? Где родина этой фантастической птицы? Пока что вопросов здесь больше, чем ответов. Одно лишь можно сказать – это очень древний символ, значительно древнее, чем принято считать. Ведь двуглавый орел был известен еще в эпоху хеттских царей. Столица Хеттского царства находилась в глубине Малой Азии в излучине реки Кызыл-Имрак (ныне территория Турции), где сохранилось наскальное изображение двуглавого орла, схватившего зайцев, датируемое XIII в. до н.э.
Процветший крест
(вместо эпилога)
Процветшие кресты широко известны в искусстве Византии и древней Руси. Для передачи значения Жизни Вечной, балки креста украшались растительным орнаментом и часто принимали на концах троичную форму крина (лилии) – древнего символа жизни, а теперь и Живоначальной Троицы. Нередко цветение изображалось не на концах балок креста, а в его основании, которое, превращаясь в растительные побеги, и раздваивалось. В этом случае крест приобретал форму, напоминающую раннехристианские изображения якоря или корабля, включая в себя их символику, и мог пониматься как образ духовно плодоносящей Христовой Церкви.
Изображение процветшего креста никогда не было официальной эмблемой на Руси, хотя известен этот символ на нашей земле издревле и повсеместно. Его можно увидеть и на Корсунских дверях Софийского собора в Новгороде (VIII-IX века); на саркофаге Ярослава Мудрого (XI век, Киев); на медальоне «суздальское оплечье» (XIII век, Владимирская губ.). Из более поздних изображений интересно «распятие с пышным орнаментальным обрамлением» из города Усолье.
Мотив «процветшего креста», из нижней части которого растут «ветви жизни», – символ интернациональный. Он был давно и хорошо известен в Византии, в христианизированном Закавказье, в средневековой Сербии. Большой популярностью изображение процветшего креста пользуется в Армении и до си пор. Здесь он получил название «хачкар».
Так, в сербских церквях это наиболее распространенное украшение у входа. Темно-красный, обычно восьмиконечный крест на ступенчатом возвышении, символизирующем Голгофу, со стилизованным растительным орнаментом изображался на белом фоне стены. Очевидно, по своему значению «процветший крест» восходит к понятию «мирового древа», которое в разные времена у различных народов означало и «древо познания», и «древо плодородия», и « «древо жизни».
Можно увидеть рельефное изображение процветшего креста в самых разных местах и на куполе Крестознаменской церкви в Кашине, и на колокольне одного из старейших тверских монастырей – Старицкого Свято-Успенского…
Сегодня же процветший крест мог бы символизировать возрождение веры и надежды, надежды на лучшее.
Открылось то, чего никак не ждал.
Сегодня чудо приключилось вдруг
со мною.
Я поднял голову и в небе увидал
Процветший крест, летящий
над землею.
Процветший крест над церковью
парил -
Как символ долгожданного спасенья.
И я под сению его могучих крыл
Смиренно преклонил свои колени.
(Виктор Грибков-Майский. Из сборника гражданской лирики «Процветший крест»
Расскажи друзьям:
|