Виктор Грибков-Майский
ИСТОРИЯ ОДНОЙ РУССКОЙ ФАМИЛИИ,
ИЛИ ГРИБКОВЫ НА ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ.
(Из книги В. Грибкова-Майского «На берегах Каменки и Медведицы. Из истории тверских семей).
Что касается Грибковых, то, несмотря на то, что это простая русская фамилия, она, почему-то, встречается не так часто. В тоже время, для Рамешковского района Тверской области – это не редкость. В далеки времена эта земля называлась Каменным станом Бежецкой пятины Новгородской феодально-вечевой республики и входила в административно – территориальное деление средневековой Руси под названием «Бежецкий Верх»,
Мой отец М. Е. Грибков родился в д. Якимково. В этой же деревне жили еще Грибковы, но были эти семьи в родственных отношениях или нет, не знали уже и мои родители. В книге «Рамешковский район, населенные пункты» в статье об этой деревне среди «старинных фамилий жителей» названы и Грибковы.
Но кроме Якимково, Грибковы также указаны среди исконных жителей еще нескольких деревень Рамешковского района: Хорошево, Цепелиха, Старово, Быково и Селютино.
Дополнительную информацию о расселении Грибковых в Рамешковском районе можно получить и в «Книге Памяти Тверской области», том 5 (Тверь, 1994), где среди погибших жителей района значится 14 Грибковых, которые были призваны в разные годы из следующих деревень: Заручье (Бакшинского с/с), Заручье (Заклинского с/с), Литиково, Казуриха, Исачиха, Власиха, Дуброво, Шуя, Савиха, Новое, Летнево, Чернево, Козикино, Большое Хорошево и еще д. Колдово.
Из д. Шеломец был расстрелянный в 1937 году Грибков Василий Матвеевич.
Были среди Грибковых-рамешковцев и свои герои – это Грибков Николай Николаевич, ставший полным кавалером ордена Славы, который родился в д. Козикино.
В соседних же районах Грибковых было на порядок меньше. Среди павших жителей Бежецкого, Краснохолмского и Максатихинского районов их было, соответственно: 1;5;1. А в Молоковском районе Грибковых в этих скорбных списках вообще не значится.
Еще одним источником нужной нам информации могут служить телефонные справочники Рамешковского района, где Грибковы указаны в уже названной деревне Власиха, а также в селах Замытье и Алексеевское. В д. Городок жила наша семья, а в д. Дмитровка – брат отца В.Е. Грибков. Были свои Грибковы и в д. Коростелево (Заклинского с/о).
Получается, что всего Грибковы проживали или проживают в 28 населенных пунктах Рамешковского района. И это только то, что удалось подтвердить документально. Можно лишь догадываться, сколько Грибковых было в этих краях в дореволюционные и довоенные годы.
Все вышесказанное говорит о том, что для Грибковых Рамешковский район был на протяжении долгого времени традиционным местом проживания. Подтверждение этому является и то, что все Грибковы, которых мне приходилось в Твери, были выходцами из Рамешковского района.
Но если это так, то почему в Рамешковском районе нет ни одного топонима, и в первую очередь среди населенных пунктов, в названии которых была бы отражена эта фамилия? Ведь были же в д. Соколово свои Соколовы, в д. Григорово – Григорьевы и т.д.
И здесь можно лишь предположить, что Грибковы пришли на Рамешковскую землю, когда она была уже довольно густо заселена представителями других крестьянских родов. И тогда сразу возникает вопрос – откуда?
Ориентиром в наших поисках могли бы послужить деревни и села с характерными названиями и, которые, скорее всего, могли бы находиться в сопредельных районах, ведь речь идет не о великом переселении народов, а о внутрирегиональной миграции отдельных групп населения. Справедливости ради, надо сказать, что деревни Грибково есть во Владимирской, Ленинградской, Вологодской областях.
В моих поисках, как это часто и бывает, помог случай. Работая над статьей о великом нашем соотечественнике Афанасии Никитине «Величие и трагедия Афанасия Никитина», совершившим в конце XV века свое знаменитое путешествие в Индию, помимо первоисточника – его книги «Хожение за три моря», я обратился к житию преподобного Макария Калязинского (Колязинского), так как именно этот выдающийся православный деятель благословил Никитина на его путешествие.
И здесь меня ждало маленькое открытие, которое вполне может стать отправной точкой. В житие говорилось следующее: «Макарий, преподобный, игумен Калязинский, в миру Матфей, был сыном неких Ирины и Василия, по прозванию Кожи, славного воина, бывшего в услужении у вел. Кн. Василия Василиевича. Родился преподобный в восьми верстах от города Кашина, в селе Грибкове, что ныне Кожино. Пришед в совершенный возраст, он сочетался, по воле родителей, браком с благородною девицею, Еленою Яхонтовою».
Будущий Преподобный родился в 1400 (по другим данным в 1402) году, причем село, где он родился, называют еще как Грибково, которое в то время принадлежало его отцу боярину Василию Кожи. Уже в житии указывается на то, что это было прозвище отца будущего святого, которое стало со временем их фамилией, и что впоследствии привело к изменению названия и села. Из чего вполне можно предположить, что предыдущие владельцы села, которыми вполне могли быть и родители боярина Василия, носили прозвище (фамилию) Грибковы.
Село Кожино сегодня находится в Кашинском районе Тверской области.
Из жития преподобного Макария Калязинского мы знаем, что после смерти родителей и смерти своей жены, будущий святой ушел в монастырь и можно предположить, что отпустил всех своих людей, которые и перебрались на сопредельную территорию.
На этом, казалось бы, можно было поставить точку, но дело в том, что ни в одном из словарей русских фамилий такая простая русская фамилия «Грибков» не попала. Еще больше путаницы внесла информация о том, что Грибковы были исконными жителями города Касимова Рязанской области. А этот город занимает совершенно особое место на карте Центральной России.
Все дело в том, что в середине XV века великий князь Московский Василий II (Темный) «пожаловал» город казанскому царевичу Касиму, сыну золотоордынского хана Улу-Мухаммеда. Так образовалось удельное «Касимовское ханство», находившееся в прямой зависимости от великого князя и простиравшееся на 200 верст вокруг Городца Мещерского. После смерти Касима, его сын Данияр, назвал город в честь отца городом Касима, впоследствии просто Касимов.
Кстати, из Касимова происходила семья художника С. И. Грибкова, чьи работы есть и в собрании Тверской областной картинной галереи, а в поселке Елатьма Касимовского района родился Н. И. Грибков (1908-1989), подполковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945)…
Многочисленные родственники нашей семьи проживали довольно компактно на территории одного района и, поэтому, чуть ли не в каждой соседней деревне был кто-то из своих: в д. Городок – Грибковы, Мурашовы, Ласточкины; в д. Якимково – Мурашевы; в д. Горолысово – Снежковы; в д. Дмитровка – Грибковы; в д. Леоново – Мурашовы, Беловы; в д. Святое (Медведица) – Ступины; в д. Соколово – Громовы; в д. Сидорово – Ионовы, Фроловы, Рыжовы, Юровы; в д. Прудово – Пулькины; в д. Селище – Пулькины; в д. Матренино – Торбины; в д. Дупля – Разгуляевы; в д. Алхимково – Корниловы, Беловы, в д. Ново-Михнево – Слепневы, а также в деревнях Плосково, Каменка и многих других.
В иные годы общая численность этого крестьянского клана вполне могла достигать тысячи человек…Сейчас во всем Рамешковском районе проживает менее 16 тыс. человек.
Вместо послесловия
Старый Бежецкий тракт
Старый Бежецкий тракт,
Едем точно на Север.
Старый Бежецкий тракт
В обрамленье лесов.
А в полях васильки,
Да ромашки, да клевер.
А в небесной дали
Птичий звон голосов.
Старый Бежецкий тракт –
Моя память и совесть.
Эту землю прошли
Мои предки не раз.
А теперь мой черед
Дописать свою повесть.
И по тракту вдвоем
Едем с сыном сейчас.
Старый Бежецкий тракт -
Боль потерь и утраты.
Боль за павшие храмы,
За измену и ложь.
И за это, за все.
Только мы виноваты,
А других виноватых -
Где теперь их возьмешь?
Старый Бежецкий тракт –
Млечный путь наш отныне.
Старый Бежецкий тракт –
Не свернуть, не сойти.
Мы родные места
Никогда не покинем.
И другую Россию
Нам нигде не найти.
Старый Бежецкий тракт.
Да, поможет нам Боже.
Мы осилим наш путь,
И закончим дела.
В край, что Бежецким Верхом
Называем мы все же
Не случайно дорога
Нас с тобой привела.
Расскажи друзьям:
|