ЧТОБЫ ВОЛОДЯ ЖИЛ В ДВИЖЕНИИ,
В ВЕТРЕ, В ПАРУСЕ…
Интервью Сергея Кузнецова со Всеволодом Ханчиным
Известный российский журналист Александр Минкин недавно в «МК» опубликовал статью о Высоцком «Долгое сиротство». Он тоже, как и многие журналисты и писатели, утверждает, что при жизни у Высоцкого не было ни одного концерта с афишей! И ошибается. Всеволод Ханчин с друзьями организовали и провели два сольных концерта в Куйбышеве (ныне – Самаре)!
В. Ханчин был президентом Самарского Центра В. Высоцкого, мастером спорта СССР, общественным тренером ГУ ДФСК «Локомотив».
Он был знаком с В. Высоцким 13 лет – с 1967 по 1980 гг. Организатор выступлений Высоцкого в Куйбышеве (ныне – Самара), создатель музея Высоцкого в Самаре, учредитель кубка Высоцкого среди крейсерских яхт.
В. Ханчин с друзьями в рамках уже знаменитого Городского молодежного клуба (ГМК-62) организовал два концерта Высоцкого во Дворце спорта, на каждом из которых присутствовало по 5 тыс. зрителей! В 1997 году вышла книга воспоминаний В. Ханчина «Носил он совесть близко к сердцу».
К сожалению, в 2013 году Севы Ханчина не стало. Он был моим другом, который поддержал идею создания ОМТ и вошел в Общественный совет ОМТ.
Лет десять назад я взял интервью у Ханчина, которое вошло в мою книгу о Высоцком и было напечатано в Международном журнале Русского Зарубежья "Б. В.". Сегодня, в День рождения В. Высоцкого, 25 января 2015 года, я предлагаю посетителям сайта ОМТ прочесть это интервью, а зрителям ОМТ посмотреть документальный фильм Олега Васина "Поэт и клоун" о Владимире Высоцком и Леониде Енгибарове.
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ "ПОЭТ и КЛОУН".
* * *
«Кто бы мог подумать, что водноспортивная база ГУ ДФСК «Локомотив» соберет на Волге столько «морских волков». Поводом послужила первая гонка крейсерских яхт памяти Владимира Высоцкого. И в день памяти «всенародного Володи» берег у базы украсился разноцветными парусами».
Самарская газета 4 августа 2001 г.
«В том же 1967 году в конце ноября сын возвратился из Куйбышева возбужденный и радостный: выступал там в набитом до отказа дворце спорта. Вспомнил добрым словом Куйбышевский городской молодежный клуб, Севу Ханчина…, привез афишу с автографами, которая хранится сейчас в государственном Центре-музее В. С. Высоцкого в Москве. Она экспонируется на самом видном месте».
Н. М. Высоцкая. Октябрь 1997 года.
«Дорогой Сева! Здесь живет душа Владимира Высоцкого, здесь ей уютно и тепло, здесь ценят, понимают и любят ее. Спасибо за час общения с тем, кого мы обожаем и гордимся, что жили с ним в одно время, дышали одним воздухом и даже имели честь быть знакомы с ним».
Артист Театра на Таганке В. Золотухин. 15.09.86.
(Запись в книге отзывов музея В. Высоцкого в Самаре (Куйбышеве).
«Прекрасно, что память о нем живет, что люди, делая этот музей, выражали, помимо своих желаний, - думы многих и многих тысяч людей! Высоцкий завоевал любовь и уважение народа, которому честно и верно служил всю свою короткую жизнь. Спасибо, ребята, за то, что вы сделали и делаете. С уважением».
А. Розенбаум
А у дельфина
Взрезано брюхо винтом!
Выстрела в спину
Не ожидает никто.
На батарее
Нету снарядов уже
Надо быстрее
На вираже!
Парус! Порвали парус!
Каюсь! Каюсь! Каюсь!
В. Высоцкий «Парус»
Сергей Кузнецов: Расскажите, пожалуйста, о себе.
Всеволод Ханчин: Я родился в 1937 году в Киеве. Через 4 года – эвакуация. Первые дни войны. Ехали эшелонами, в теплушках. Так я оказался в Куйбышеве (Самаре).
В школе я увлекался разными видами спорта: бокс, гребля, плаванье, баскетбол, футбол. Как-то меня прокатили на яхте. И это стало всей моей жизнью. Я полупрофессионально занимался парусным спортом, поскольку окончил Политехнический институт и проработал на заводе Станкостроения 20 лет. За это время лет 5 я посвятил парусному спорту – меня отпускали на соревнования и сборы.
Я был в сборной России, выступал на международных соревнованиях, в первенствах России и СССР. В 1990 году мы организовали ассоциацию парусных катамаранов (олимпийский класс «Торнадо»). И вот 12 лет мы ведем в России этот класс. И на последних олимпиадах экипажи представляет наш участник из Тольятти. Я сам участвовал в Московской олимпиаде 1980-го года, потом представлял наши экипажи в 1992 году в Барселоне, в 1996 году – в Атланте, а в 2000-м году – в Сиднее.
С. К.: А при чем тут ваше увлечение авторской песней.
В. Х.: А где парус, там и песня. Парус и песня неотделимы. Поэтому, я был одним из организаторов Городского молодежного клуба ГМК-62. Клуб открылся в Куйбышеве, в 1962 году. Ему уже 40 лет! Организаторы клуба – передовые парни, которые окончили институт и пытались найти себя в чем-то интересном. Нам тогда было лет по тридцать.
Одним из направлений ГМК-62 была бардовская песня. Мы стояли у истоков бардовской песни в Советском Союзе. Мы одни из первых приглашали Женю Клячкина, Юрия Кукина, Бориса Полозкина, Валентина Вихарева, Александра Городницкого. У нас выступали: Юрий Визбор, Ада Якушева, Владимир Турканский.
Постепенно вышли на Высоцкого. И вот, в 1967 году мы пригласили в его в Куйбышев. Впервые мы встретились 24 мая 1967 года. Я встречал его у трапа самолета. Мы общались с ним 2 дня. И напоследок он подарил мне фотографию с автографом: «Неправда, что старый друг лучше новых двух. Спасибо, Сева!». Мы, видимо, сошлись характерами, запали, как говорят друг другу в душу. Мы с Володей были одногодками. (Я на 10 месяцев старше его).
До конца его жизни мы оставались друзьями. 13 лет мы с ним встречались в разных городах страны при разных обстоятельствах. Но самое знаменательное событие – это концерты Высоцкого в куйбышевском Дворце спорта 29 ноября 1967 года. В этом году исполняется 35 лет со дня проведения этих концертов. Мы будем отмечать этот юбилей. Я уже наметил пригласить актеров театра на Таганке: Анатолия Васильева, Валерия Золотухина, Дмитрия Межевича. Меня с ними познакомил в свое время Высоцкий, и мы продолжаем дружить. Я очень люблю Таганку.
Пять лет назад – 29 ноября 1997 года в Самаре во Дворце Спорта открыли мемориальную доску: «29 ноября 1967 года в этом зале выступал Владимир Высоцкий». Мы добились тогда этого. Подключили власти города, губернатора Константина Титова. Он в молодости помогал мне организовывать концерты.
У нас существует Самарский Центр Высоцкого. Я являюсь президентом этого центра. Мы добились также, что улицу в центре Самары назвали его именем. Это произошло 25 января 1998 года, в день 60-летия Володи. В этом помогли губернатор К. Титов и мэр города Г. Люманский. Мы вместе открывали эту улицу. И, хотя стоял сильный мороз, было очень много народу.
Я считаю, что жизнь прожил не напрасно: теперь в Самаре есть и мемориальная доска, и улица Высоцкого. Кстати, моему музею Высоцкого уже 17 лет!* (На момент взятия интервью).
С. К.: А с чего все начиналось?
В. Х.: Начали мы музей, как подпольный (андеграунд). Были две маленькие комнатки в полуподвале, где я работал. Мы старались, чтобы никто из властей об этом музее не знал. Понятно, что через какое-то время они узнали. КГБ и власти города стали предпринимать многочисленные попытки закрыть музей. Я выдержал. Музей не закрыли. Очень много в то время мне помогала Нина Максимовна, мать Высоцкого, письмами, советами. Она писала: «Осторожно, Сева, с такими людьми нужно осторожно». Она ведь знала, как доставалось Володе от всех этих людей. Ее советы помогли.
У Володи при жизни были только две официальные афиши. Они есть в моем музее.
С. К.: Расскажите поподробнее о тех двух знаменитых концертах Высоцкого во Дворце Спорта.
В. Х.: 29 ноября 1967 года прошли два выступления Володи во Дворце Спорта. Никогда в жизни у него не было сольных концертов при таком количестве зрителей. Раньше он выступал во Дворцах, но в «сборной солянке» с другими исполнителями. Пел по 2-3 песни.
Зал у нас просто ломился. Было 40 тысяч (!) заявок в ГМК. Мы сделали два концерта по 5 тысяч человек. Правда, Володя в своих воспоминаниях писал, что было 7 тысяч. Он об этом написал сразу же Игорю Кохановскому в Магадан.
Высоцкий мне потом говорил, что Дворец Спорта был трамплином в его жизни. Он надышался кислородом, и после этого уже больше ничего не боялся.
С. К.: А вы говорили, что до Дворца Спорта Высоцкий уже приезжал с концертами в Куйбышев.
В. Х.: 24 мая 1967 года мы вывесили афиши с именем Высоцкий. В массе своей жители Куйбышева тогда еще не знали Высоцкого. Народ тогда просто пошел на очередное мероприятие ГМК-62, а не на Высоцкого.
Уже к осени, после фильма «Вертикаль», популярность его неимоверно выросла.
Но когда во второй раз я предложил Володе петь во Дворце Спорта, он категорически отказался. Поэтому, поехав в Москву за Высоцким, я ничего ему больше о Дворце Спорта не говорил. Мы уже сели в поезд, проехали больше половины пути, а я так и не решился сказать ему правду. Но Володя простил меня за этот обман.
С. К.: А после концертов он вам не выговаривал?
В. Х.: Нет, не выговаривал. Потом, через несколько лет, он вспоминал, благодарил меня за эти гастроли: «Хоть ты меня тогда и обманул, но по-другому, я сам чувствую, ты бы не смог меня заставить там петь. Я бы не поехал в Куйбышев вообще!».
С. К.: Как власти разрешали вашему ГМК приглашать в Куйбышев дважды Высоцкого, а перед этим большое число других бардов, которые, мягко говоря, не внушали симпатии партии и правительства? Почему ваш клуб не закрыли?
В. Х.: Я думаю, что это произошло оттого, что власти города не смогли разобраться, что такое молодежный клуб. Наш ГКМ существовал при Горкоме комсомола. Может быть, поэтому нам было немного легче. Правда, еще до Высоцкого власти города запрещали нам проводить концерты Клячкина и Кукина в Филармонии. Тогда мы подключили Горком Партии и комсомол. Власти дали добро. В комсомоле работали наши единомышленники, наши ровесники, может, поэтому было легче.
Кстати, на концерты Высоцкого во Дворце Спорта был наложен полный запрет из Управления Культуры и КГБ. И нам пришлось выйти на Первого Секретаря обкома партии В. П. Орлова. И он дал добро. Решалось все в последние дни перед концертами. Володя об этом ничего не знал.
С. К.: Выходит, вам в Куйбышеве повезло с партийно-комсомольской элитой.
В. Х.: Выходит, так. Спустя 5 лет после смерти Высоцкого (в 1985 году) я делал первое выступление в Куйбышеве Александра Розенбаума. Я с ним дружу уже 17 лет. Был тоже полный запрет по всему городу. Мы его возили по всяческим залам, домам отдыха. Все втихую от властей. Повторялась судьба Володи… Кстати, одним из первых посетителей моего музея Высоцкого в Самаре был Александр Розенбаум.
С. К.: В вашей книге много места уделено разбору песен Высоцкого о море, моряках. Как вы думаете, может быть, какие-то его песни навеяны вашими рассказами о походах на яхтах?
В. Х.: Я думаю, что да. Высоцкий со мной ходил на яхте. Я много ему рассказывал об этом спорте. Думаю, что знакомство со мной и моей любимой темой – яхтами и морем - не прошло мимо него. Он с удовольствием слушал мои рассказы.
Кстати, недавно известный исследователь творчества Высоцкого, Сергей Жильцов, мне сказал, что у Высоцкого есть рассказ «Парус», напечатанный в тульском пятитомнике. Он полностью навеян нашим походом на яхте. В этом рассказе все про яхту.
С. К.: У Высоцкого есть еще знаменитая песня: «Порвали парус».
В. Х.: Это песня, скорее песня –отчаянье, но она все равно – о парусе.
С. К.: Вы были знакомы с Высоцким 13 лет. И не просто знакомы – вы дружили. Высоцкий ведь за эти годы изменялся. В первый свой приезд его в Куйбышеве почти никто не знал. А потом он стал известен не только в Куйбышеве, но и по всему Советскому Союзу. Не изменилось ли за эти годы его отношение к вам?
В. Х.: Я чувствовал изменения в жизни Высоцкого, его все увеличивающуюся популярность, всенародную любовь. Но, как ни странно, наши отношения с ним оставались на том же уровне. Он ведь был очень умный. Может быть, он чувствовал, что получил от меня в самом начале своего пути поддержку. Он знал, что я на все сборы и соревнования брал магнитофон и заводил песни Высоцкого. Я-то слушал его для своего удовольствия. А он потом мне говорил: «Как ты меня пропагандировал, когда нельзя было…»
Я распространял творчество Высоцкого по всем городам России, давал переписывать пленки с его песнями.
У меня с ним до самого конца остались ровные, очень хорошие отношения.
С. К.: А вот тогда, в 1967 году, вы предполагали, что слава Высоцкого будет всенародной, и он еще при жизни станет легендой?
В. Х.: Я, конечно, не предполагал, что Высоцкий станет впоследствии таким «богом». Но вот такая штука. Через наш самарский молодежный клуб прошли все барды Советского Союза. Но почему-то я сохранил больше всего фотографий (67, где мы с ним вместе!), все программки его спектаклей, афиши его выступлений. Сохранились все пять автографов Высоцкого, написанных мне лично. Вероятно, я подсознательно понимал, что Высоцкий – великий человек!
Кстати, в 1985 году кто знал Розенбаума? Значит, я тоже как-то почувствовал. А сейчас, посмотрите, в Москве на афиши. Вечер-шансон. Много знаменитых певцов. А первой строчкой – Александр Розенбаум!
С. К.: Недавно вышли дневники Золотухина – воспоминания о внутренней жизни Таганки. Некоторые говорят, что это нельзя было печатать. Как вам кажется?
В. Х.: Я думаю, что Валера мог и повременить. Не обязательно было их сейчас опубликовывать. Рановато.
С. К.: А ваше отношение к давно уже вышедшей книге Марины Влади «Высоцкий, или прерванный полет».
В. Х.: Отношение к этой книге отрицательное. Я знал Владимира много лет. Многое, что написано у Марины, это, мягко говоря, неправда. Я считаю, что много надумано. Вот конкретный пример. Она пишет: «Володя мог выпить 5 бутылок водки». Это глупо! Лошадь от такой дозы умирает! Я был, кстати, в этот день, 25 января, в издательстве «Прогресс». Шла пресс-конференция. Весь зал был против Марины. И Нина Максимовна, и Аркадий, и Никита выступили против. И было просто жалко смотреть на нее, поскольку она пыталась отвечать на вопросы.
Я давно знаком с Мариной. У меня есть эта книга с ее дарственной надписью. Я ей тоже высказал в лицо свое мнение. Так что, у меня отрицательное отношение к этой книге.
С. К.: Но ведь нельзя забывать того, что сделала Марина Влади для Высоцкого в последние годы его жизни…
В. Х.: Конечно! Если бы ни она, Володя не увидел бы мира. Ведь его не хотели выпускать за границу.
С. К.: Увлекается ли сейчас самарская молодежь творчеством Высоцкого? Есть ли молодые люди, родившиеся уже после его смерти, которые хотят побольше узнать про него?
В. Х.: Такие люди есть, но, честно говоря, их мало. У современной молодежи свои кумиры. Но чтобы люди помнили Высоцкого, чтобы Володя жил в движении, в ветре, в парусе, я придумал и учредил Кубок Высоцкого по парусному спорту.
Он проводится в рамках чемпионата города весь сезон. В городе висят афиши, радио, телевиденье сообщает о Кубке. В конце года кубок вручается лучшему яхт-клубу. Мы вручали его уже дважды: яхт-клубу «Волга» и яхт-клубу «Румб». Кубок очень красивый. Изготовлен кубок в одном экземпляре, т. к. он переходящий. Там изображен и парус и гитара. А сделали этот кубок на московской фирме «Диалог-Конверсия» (она специализируется по спортивной атрибутике).
Кстати, когда заходишь в музей Высоцкого в Москве, то при входе висит наша, куйбышевская афиша. На ней много лет назад мы, пятеро устроителей гастролей Высоцкого подписали эту афишу ему на память. А он ее сохранил! Вот до чего важны были для него наши куйбышевские концерты. Иначе сохранил бы он эту афишу, переезжая из квартиры на квартиру в Москве? Афиша, в конце концов, оказалась у Нины Максимовны, а она уже передала ее в дар музею.
С. К.: Я хочу поблагодарить вас за то, что вы сделали для увековечения памяти Высоцкого и за интересное интервью.
Расскажи друзьям:
|