ОМТ ОМТ  ОМТ
ОМТ
ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ  ОМТ   ОМТ
OMT

Русское Зарубежье
Комитеты ОМТ
Журнал БВ
ОМТ-Форум

ОМТ

ОМТ


ГИМН ОМТ



Музыка Алексея ЗЫКОВА.
Слова Геннадия СУПОНЕЦКОГО.
Сост.клипа
Марина Рассказ
ова


ОМТ-партнер

Вход

Форма входа

Главная » 2016 » Октябрь » 29 » ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ.
11:03
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ.

Сергей Кузнецов.

ОСЕННИЙ ПРЕСС-ТУР 2016 года.

ПО СТЕПНЫМ ПРОСТОРАМ РОССИИ.

Москва – Михайловка – Волгоград – Волжский – Астрахань – Лагань (Калмыкия), Элиста (Калмыкия) – Волгодонск - Цимлянск - Миллерово – Павловск (Воронежская обл.) – Москва.

(2 часть).

                                                                     Астрахань.

А́страхань — город в России, административный центр Астраханской области. Старейший экономический и культурный центр Нижнего Поволжья и Прикаспия. Часто называется южным форпостом России, Южной Венецией и Каспийской столицей.

             Город располагается в верхней части дельты Волги, на 11 островах Прикаспийской низменности. Расстояние до Москвы по автодороге составляет 1411 км. Население города — 531 719 чел. (2016). Площадь города 208,7 км². Издавна город считался мультикультурным. Сегодня в Астрахани проживают представители более 100 национальностей, 14 религиозных конфессий, функционируют 17 обществ национальных культур.

          Предполагается, что город возник примерно во второй половине XIII века. Основание города произошло именно в это время, когда «правящая верхушка Золотой Орды приняла новую религию — ислам, и мусульманское духовенство стало получать от ханов различные привилегии».

             Согласно общепризнанной точке зрения, первое упоминание Хаджи-Тархана в письменных источниках встречается в записках арабского путешественника Ибн Баттуты, который посетил этот город вместе с Узбек-ханом в 1333 году. Средневековые карты помещают Хаджи-Тархан на западном берегу Волги, несколько выше центра нынешней Астрахани. Находясь на пересечении торговых путей, город достаточно быстро стал центром торговли Золотой Орды. В XIII—XIV веках Хаджи-Тархан был крупным узлом транзитной торговли на караванном пути Восток — Запад.  Город был выстроен из обожжённого и сырцового кирпича.

                 Зимой 1395 года город разрушили войска Тимура.

               Хаджи-Тархан был вновь отстроен и с образованием Астраханского ханства в 1459 году стал его столицей.

              В первой половине XVI века Астрахань в силу своего удачного географического положения начинает привлекать внимание Турции,  Крымского ханства, Ногайской Орды и является своеобразным «яблоком раздора» между ними. К 1533 году в Астрахани образовалась при дворе так называемая «русская партия», активно подкупаемая Московским правительством и служащая проводником московского влияния. В результате в 1533 году Астраханское ханство заключило с Московским государством торгово-политический договор о союзе и взаимопомощи.

             Иван Грозный весной 1556 года снова послал служивых людей в поход. На этот раз ханство было ликвидировано, территория его была включена в состав России, всё население принесло присягу русскому царю на верность. Так закончилась очередная эпоха в истории города.

             Астрахань в расхожем мнении приобрела значение «ключевого пункта на волжском пути», «оплота и наблюдательного пункта среди беспокойного кочевого населения».

Русская Астрахань стала для Московского царства не только мощным военным форпостом на юго-востоке, но и главными торговыми «воротами» в Азию. Под стены деревянной Астрахани уже в первое её десятилетие приходили из «коренной Руси» каждое лето «до 500 судов больших и малых» за природными богатствами Нижней Волги и Прикаспия — «минеральной солью и осетрами».

               Так в 1580 году появилось первое упоминание о гостиных дворах в Астрахани: «Там тезики или персидские купцы обыкновенно останавливаются со своими товарами».

             Архитектура этих сооружений несёт в себе восточную составляющую, являет древний композиционный тип караван-сарая. Их место в градостроительной системе городского центра связано с древнейшей традицией расположения сооружений такого назначения вне стен цитадели города, близ её главных ворот. Важно, что дошедшие до нас в относительно хорошем состоянии, они существуют сегодня в аутентичной архитектурно-градостроительной среде.

               В 1670 году жители Астрахани впустили в город Стеньку Разина и организовали народное самоуправление. Через год царский воевода осадил крепость, астраханцы сдали последний оплот народного восстания (бунта) через два с половиной месяца.

            Интенсивная колонизация астраханского края русскими началась с XVIII века. Указом Петра I от 22 ноября 1717 была образована Астраханская губерния, примерно совпадавшая с современными границами Приволжского федерального округа. Астрахань получила статус губернского города.

                                                    *         *          *

            Вот тут, у стен древнего астраханского Кремля, сидя на лавочке, я думал об истории нашей великой и бескрайней Державы. Проехав два дня только в одном направлении, увидав, как меняется климат, почва, этнический состав населения, погода, природа… я понял, отчего так зверствует и злобствует «мелкое буржуазное ворье из мировых притонов», как называл англосаксов профессор Вихров в своей знаменитой лекции о судьбах Русского леса (Л. Леонов. «Русский лес»).

            Напрочь лишенные широты русских лесов и степей, копошащиеся гномики – ганцы и джоны в своих гномичьих домиках с колокольчиками, экономящие воду (затыкают раковину при мытье посуды) и электричество (зимой не включают обогреватели и спят под пятью одеялами), человечки, гуляющие у пронумерованных деревьев по обстриженным 300 лет подряд лужайкам. Они завидуют нам, ненавидят нас, бояться нас.

                  А ведь мы к ним не лезем.

       Именно в Астрахани, где проживают (повторюсь!) 100 национальностей, 14 религиозных конфессий, видно, как и Российская Империя, и Советский Союз, и нынешняя Россия грамотно проводили и проводят национальную политику.

            Последние время некоторые украинские отморозки выдвинули очередную безумную идею, что, мол, они пошли от Великого Новгорода, а мы, русские – от орды. Смешно бы смотрелись лысые мужики с чубами в шароварах, топящих псов-рыцарей на Чудском озере. Сотни раз историческим неучам говорили, что настоящие генетические работы ученых могут рассказать о каждом человеке и о его предках, начиная со времен строительства первых пирамид, и даже раньше. Восточные славяне, чьей столицей сначала был Киев (Мать городов русских)  распространялись на север (Великий Новгород), на восток (Тверь, Москва, Владимир, Суздаль), позже – на юг (Царицын, Астрахань). В разных областях на них нападали разные соседи. На Новгород и Псков –  викинги, шведы, немцы… На Тверь, Москву, Владимир, Суздаль и другие города – орда, а до орды – многочисленные степняки, знакомые славянам еще по Киевской Руси: половцы, печенеги, хазары…

             В то время, как западные славяне попали под оккупацию и влияние англосаксов и поляков, принесших им униатство, фашизм, католицизм и прочие «блага» цивилизации и превратившиеся из добрых и честных русичей в злых, жестоких и коварных «западленцев», ненавидящих своих  братьев на востоке.

              На юге Московского царства русские, скинув татато-монгольское рабство, стали развивать торговлю, стоили крепости для охраны своих границ от степняков. Однако, они не уничтожали многочисленные народы и племена, а ассимилировали их в будущую Империю, защищая от  сильных и опасных противников, таких, как была в то время Османская империя.

                В итоге, отличие от индейцев, которых практически полностью уничтожили американцы и от австралийских аборигенов, истребленных подданными английских монархов, все нации и национальности, проживающие на юге России имеют свои национальные языки, культуру, свои национальные образования. Многие – свои столицы, республики и своих руководителей.

            Хочу сказать, что многие древнейшие истинно русские города средней полосы России, такие, как Тверь, Тула, Владимир, могут позавидовать финансированию столиц национальных образований, таких, как Грозный. Казань. Элиста, наконец, которую я опишу позже.

               Особый разговор про инфраструктуру. Ни орда, на другие степняки не оставили в прикаспийских степях ничего. Национальные меньшинства не имели даже своей письменности. Поэтому, уже в советское время, когда под эгидой Академии наук СССР составлялись словари народов, населяющих страну, многие словари печатались на кириллице. Создавались национальные театры, открывались музеи, проводились и проводятся многочисленные этно-фестивали. На них проводятся концерты народных песен, плясок, проходят национальные спортивные соревнования, кулинарные фестивали, ярмарки, где можно купить сувениры, одежду, местные товары и продукты, включая продажу овощей и фруктов со своих садов-огородов.

              А Вы можете представить себе в современном Киеве или Львове ярмарку славянских народов – где рядом торговали украинцы, русские, белорусы, поляки, сербы… Я – не могу.

 

                                               *         *          *

                Досконально рассмотреть астраханский Кремль и достопримечательности города мне в этот день не удалось. Поскольку по утвержденному плану, мы сразу же выезжали на базу отдыха «Бережок», которая находилась в дельте Волги километрах в 20 от города. Ехали довольно долго, поскольку дорога была довольно извилистая и блуждала между многочисленными заводями, протоками, ериками и озерцами, а также деревнями и поселками.

            Незнакомое для нас слово ерик попадалось всюду на юге России на дорожных указаниях. Например: «Ерик Поперечный» или «Ерик Сухая Табола». Так и хотелось сказать: «Бедный Ёрик»!

Ерик — относительно узкая протока, соединяющая озёра, заливы, протоки и рукава рек между собой, а также с морем. Также речная старица,  либо искусственный осушительный канал. Ерики бывают постоянные и временные (сухие старицы или ложбины). Они располагаются в поймах рек или между озёрами.

              Пришлось прокатиться через одну из рек и на пароме. Отстояв небольшую очередь, наша машина вместе с десятком других въехала на паром. Очень удивила плата за пользование паромом: 28 рублей с машины!

           По нашим московским меркам, где проезд одного человека на автобусе стоит 50 рублей, это очень смешные деньги!

             При въезде на базу отдыха с двух сторон от дороги высятся заросли камыша – 2-2,5 метровой высоты! Тут и там дорогу пересекали коровы. Иногда, как в Индии, приходилось по нескольку минут ждать, пока они не перейдут дорогу.

           База отдыха расположена прямо на берегу Старой Волги и представляет из себя: трехэтажный административный корпус, ресторан со столовой и летними кафе, а также расположенными вдоль реки одноэтажными домиками на 2-3 человек. Домик состоит из двух переделанных просторных вагончиков. В одном из них располагается спальня с тремя кроватями, в другом отдельный душ, туалет и кухня.

             На кухне: холодильник, телевизор, разделочный стол, раковина, кухонный стол со стульями, шкафы для посуды. В шкафах полный набор для хозяйки: кастрюли, тарелки, чашки, рюмки, столовые приборы…

          Отдыхающие могут выбирать: или столоваться в ресторане, или самим готовить себе еду, закупая ее в поселковом магазине. Кстати, времена, когда москвичи, выезжая в командировку или отпуск брали с собой запас провизии, спиртного, сигарет и т.д., прошли. Это раньше в местных магазинах либо совсем не было продуктов, кроме слипшихся леденцов и водки Александровского разлива и папирос «Казбек»  фабрики г. Кунгура, либо продукты были тухлые. В любой деревне или поселке теперь стоит сетевой супермаркет. Или простой магазин с полным московским набором продуктов и товаров.

        Самая главная достопримечательность базы отдыха река Волга. Правда, купаться можно только с дебаркадера – большой плавающей площадки, пришвартованной к берегу. В остальных местах спуск в реку затруднен (или крутые берега, или камыши и тина у берега).       

Дебарка́дер (фр. débarcadère, от débarquer — выгружать, высаживать на берег) — элемент транспортной или складской инфраструктуры, предназначенный для непосредственной перегрузки (выгрузки или погрузки) пассажиров и грузов, а также размещения специального оборудования и помещений, предназначенных для организации погрузочно-разгрузочных работ. Преимущественно применяется на железнодорожном, автомобильном и речном транспорте, а также в складской логистике. Наиболее часто представляет собой: плавучую пристань, причальное сооружение в виде судна или понтона, стационарно установленное (обычно в речном порту).

              На дебаркадере на нашей базе отдыха есть маленький бассейн-лягушатник для детей, спуск в реку, пляжные лежаки для загорающих. Руководит всем этим хозяйством местный егерь. Он же дает в аренду отдыхающим рыбные снасти, червей, а также катает на катерах по Волге и ее многочисленным протокам. Он свозил нас в одну из проток – показать цветущий лотос. Нам повезло – несмотря на сентябрь месяц – здесь еще цвел лотос! Егерь, угостив нас также водяным орехом, рассказал, что во время войны они  этот орех собирали и кормились всей семьей. Сушили, толкли в муку и пекли лепешки. (Моя мать рассказывала, что в Тульской области местные жители ели крапиву и лебеду, а также детишки собирали по полям «терунки» (замерзший, несобранный осенью картофель).

             Подумалось: пока одни англосаксы из-за океана высылали нам ленд-лизовскую тушенку, а другие всей Европой сжигали наши города и деревни, простые русские люди и на фронте, и в тылу приближали общую нашу победу. В любой войне мы, русские выживем, а те же американцы перемрут, когда в магазинах и кафе закончится бутилированная вода и гамбургеры.

                                                      *      *      *

                   На второй день  нашего пребывания на базе было решено сделать замариновать шашлык, а вечером устроить пир на берегу Волги. Стемнело, но великая река не спала. Они несла свои воды в Каспийское море. То тут, то там плескалась рыба, и еще кто-то таинственный плескался в темноте в протоках…

 А на утро мы покинули гостеприимный уголок и двинулись обратно в Астрахань. По плану была экскурсия по городу. Остановились в центральной гостинице с видом на Кремль. Побросали вещи, и пошли осматривать Кремль.

             К счастью, благодаря мужеству защитников Сталинграда, фашистам так и не удалось захватить Астрахань. А они очень хотели через Астрахань добраться до бакинской нефти. Было несколько попыток немцев прорваться в город через степные просторы, но они оказались неудачными.

Астраханский кремль — историко-архитектурный комплекс «Астраханский музей-заповедник», крепость в Астрахани, выстроенная там, куда в 1558 году Иван Грозный перенёс захваченный им город. Комплекс Астраханского кремля представляет

 собой целостный ансамбль памятников оборонного зодчества, культовой и гражданской архитектуры и включает в себя 22 объекта XVI — начала ХХ вв.

               Располагается Астраханский кремль на острове, омываемом водами Волги, Кутума, Царёва и ерика Казачий. На самом высоком холме острова — Заячьем бугре — стоит крепость (1580—1620; строители — Михаил Вельяминов, Дей Губастый) спускающаяся по левому берегу Волги почти до набережной.

        Объекты Астраханского кремля: Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы

  (1698—1710 гг.), Собор монастыря Троицы Живоначальной (конец XVI — начало XVII вв.), Кирилловская часовня (1677 г.), Пречи́стенские ворота с надвратной собо́рной колокольней, Артиллерийская (Пыточная) башня (XV—XVII вв.), Надвратный храм во имя святого Николая Чудотворца (XVII в.), Башня Красные ворота (XVI в.), Крымская башня (1582—1589 гг.), Житная башня (1582—1589 гг.), Пороховой погреб, Ворота Водяные (тайные), Казармы, Гауптвахта, Здание Воинского начальника, Цейхгауз, Духовная консистория.

             В первой половине XVII века в память об изгнании в 1614 году из Астрахани Марины Мнишек и атамана Ивана Заруцкого на главной восточной проездной башне была выстроена надвратная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. С тех пор главные ворота кремля стали называться Пречистенскими по одному из эпитетов Богородицы — Пречистой Девы.

             После возведения Успенского собора, в 1710 году на месте этой надвратной церкви была выстроена под руководством зодчего Дорофея Минеевича Мякишева первая соборная колокольня. На ней были установлены не только колокола, но и часы — большая новинка для города.

              В 1910 году фабрика часов Ф. Винтера (Санкт-Петербург) уведомила городскую управу о своей готовности соорудить башенные электрические часы. В 1912 году на колокольне появились часы с электромотором, с четырьмя стеклянными циферблатами, с механизмами и плоским колоколом для боя, выпущенные на фабрике Ф. Винтера. В настоящее время куранты два раза в день, в 12 и в 18 часов, играют мелодию «Славься» М. И. Глинки. Кроме того, отбивают каждую четверть часа и каждый час. В 30-е годы всё собрание колоколов было конфисковано как цветной металл в пользу государства. Был отправлен в переплавку и украшавший колокольню крест.

            В 1990 на колокольню Успенского кафедрального собора водрузили с помощью вертолёта 7-метровый крест, а в 1992 соборная Пречистенская колокольня была возвращена Астраханской епархии.

                                                   *         *          *

              Среди прочих достопримечательностей Астрахани: Городская набережная, скульптура «Дама с собачкой», Скульптура «Вобла-Кормилица», Памятник Петру I, Музыкальный фонтан, Кафедральный собор Святого князя Владимира, мост влюбленных, Дворец культуры Аркадия, Музей истории Астрахани, Планетарий, Дом-музей купца Тетюшинова, пирамида Голода, Памятник погибшим кораблям…

                  Прогулка по городской набережной Волги – это традиция в жизни горожан и гостей Астрахани. Это своеобразный московский Арбат и Тверская вместе взятые. Здесь назначают свидания, знакомятся, ловят рыбу, ходят в многочисленные ресторанчики, просто прогуливаются перед сном, фотографируются…

             В отличие от Волгограда, среди местного населения преобладают жители с азиатскими чертами лица – темноволосые, невысокого роста.

                                                        Лагань.

             Переночевав в Астрахани, мы двинулись на поиски приключений в калмыцкие степи и в калмыцкий город Лагань. Скажу прямо, что это было одно из самых авантюрных наших решений. Мы предполагали, что если в районе Астрахани и дельты Волги нет прямого выхода к Каспийскому морю, то за пределами дельты можно также, как в Геленджике или Сочи, подъехать к берегу моря на машине и искупаться. Выбрали небольшой прибрежный город Логань. И поехали. Сначала трасса шла по степи, и через несколько километров появлялись небольшие селения, придорожные магазинчики, заправки. Затем, когда мы уже въехали на территорию Калмыкии, таких поселков и магазинчиков стало все меньше.  На двери одного такого магазина мы увидели большой плакат, на котором был изображен Барак Обама на фоне американского флага, а над ним призыв: «Мы вам здесь не рады!» Подумалось: «Вот какие патриоты калмыки! Не то, что наши московские либерасты!»

               А степь все продолжалась. Поселения закончились. Стали появляться солончаки. Безлюдный пейзаж напоминал отрывок из американского боевика, где ковбои едут по трассе среди бескрайних прерий…

                Вдруг мы встретили группу дорожных рабочих, которые укрепляли мост над пересохшим ериком. Мы остановились и стали спрашивать: «Далеко ли до Лагани». По реакции рабочих поняли, что они нас не понимают. Тогда, подъехав к человеку, который по виду был похож на бригадира, повторили свой вопрос. Тот заулыбался. Услышав знакомое слово, он замахал руками, указывая, что мы должны двигаться вперед: «Там Лагань!»

              Поверив ему, мы продолжили наш путь. Через час асфальтовая дорога закончилась. Т. е, посреди последнего участка дороги стоял стенд с надписью «Конец дороги». А дальше вокруг была бескрайняя степь.

               Мы заметили, что есть накатанный съезд с дороги, который уходит вбок. «Вероятно, это и есть дорога в Лагань, решили мы. Проехав еще час по отвратительной дороге в степи со скоростью не более 30 км.час. (быстрее ехать было нельзя), мы стали понимать, что так можно ехать много дней. Наконец, вдали увидали силуэт котельной с высокой трубой. Мы обрадовались, предполагая, что там-то нам подскажут правильную дорогу.

     Подъехав к котельной, мы поняли, что люди покинули ее лет 15 назад. Полуразвалившееся здание, заржавевший остов трактора, сваленные в кучу покрышки… и не одного человека кругом. Захотелось крикнуть: «Люди!», как в фильме «Чародеи».

            На общем собрании решено было ехать обратно по той же колее, чтобы не заплутать. К счастью еще через час мы опять выехали на асфальтовую дорогу. В конце-концов, через несколько километров, выехав опять в степь, мы наткнулись на  деревню. Остановились на улице. Народу опять никого не было. Но тут залаяла собака, и к нам вышел старик. Он удивленно нас разглядывал: вероятно, сюда москвичи не заезжали со времен Ивана Грозного. «До развала СССР здесь был сохвоз-миллионер, - рассказал нам дед. – Пасли овец, растили сады, огороды… А потом все развалилось».

             Знакомая по средней полосе России история. Дед подсказал нам дорогу в Лагань. И буквально через полчаса мы подъехали к городу.

Лага́нь — город (с 1963) в России, административный центр Лаганского района  Республики Калмыкия. Расположен вблизи побережья Каспийского моря в 320 км к юго-востоку от города Элиста. Население — 13 170 человек (2016). Второй по численности населения город Калмыкии (после Элисты). Основан как село Лагань в 1871 году. Застройка города преимущественно одноэтажная. Жилой фонд повышенной этажности представлен только в центре и в северо-восточной части города, на территории микрорайона.

            Город возник как посёлок крестьян-переселенцев из центральной России на острове Лагань. Основание Лагани, как правило, относят к 1870—1873 годам.  Лагань упоминается в Списке населённых мест Астраханской губернии 1861 года. Согласно Списку в 1859 году в Лагани проживало 10 душ мужского и 5 женского пола. Поселение относилось к Астраханскому уезду Астраханской губернии.

       В 1873 году в Лагани был освящён христианский храм Николая Угодника — покровителя моряков. В 1885 году рыбопромышленником Эренбетовым был основан Лаганский рыбный промысел. В 1927 году Лагань включена в состав образованной в 1920 году Калмыцкой автономной области. С 1936 года Лагань — рабочий посёлок.

     Продолжают свою деятельность судоремонтная механическая станция, райпромбыткомбинат, нефте-газоразведочная экспедиции.

            Лагань расположена в 9 км от побережья Каспийского моря, на Прикаспийской низменности. Расстояние до г. Элисты — 315 км, г. Астрахани — 175 км. С Каспийским морем город соединен судоходным каналом протяженностью 10 км.

               Мы ожидали встретить приморский, курортный город с отдыхающими, фонтанами, кафешками и сувенирами… А на самом деле Логань представлял из себя небольшой промышленный городок типа Ногинска или Александрова. Никакого выхода к морю здесь не было! Переночевав в гостинице, мы решили срочно вернуться в Астрахань, тем более, что на нас уже были зарезервирован дом на базе отдыха «Нерестинка», славящейся славной рыбалкой.

(Продолжение следует).

Фото С. Кузнецова и И. Горностаева.

    


Расскажи друзьям:



Просмотров: 1273 | Добавил: omt | Теги: По степным просторам России, Элиста, волга, рыбалка, Дельта Волги. Общественное московск, Сергей Кузнецов, Пресс-тур, астрахань
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ОМТ


ОМТ


Связаться с нами


БЛОГ ОМТ

Мы в соц.сетях
  

Сергей Кузнецов
       

ОМТ
      

Реклама на телеканале ОМТ
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Телекомпания АВ-ТВ



    © Общественное Московское телевидение







    ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЕЩЕНИЕ
    html clocks часы для сайтов

    Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной прямой ссылки на наш сайт.
    По всем вопросам, связанным с работой сайта и размещением информации на сайте, свяжитесь с администрацией: omttv.ru@mail.ru
    © Общественное Московское телевидение

    Copyright MyCorp © 2024


    Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Союз образовательных сайтов http://всё-супер.рф/