Сергей Кузнецов.
ОСЕННИЙ ПРЕСС-ТУР 2016 года.
ПО СТЕПНЫМ ПРОСТОРАМ РОССИИ.
Москва – Михайловка – Волгоград – Волжский – Астрахань – Лагань (Калмыкия), Элиста (Калмыкия) – Волгодонск - Цимлянск - Миллерово – Павловск (Воронежская обл.) – Москва.
(3 часть).
База отдыха «Нерестинка».
От Астрахани несколько часов по дорогам дельты Волги между заливами, притоками, ериками, на пароме… В деревнях народ живет не только ловлей рыбы, но и выращивает домашнюю скотину. Рядом с домами везде виднелись аккуратные копны и стога с сеном.
В одной из деревень мы въехали на площадку, принадлежащую базе отдыха «Нерестинка», перегрузили все свои вещи на катер, сели сами и поплыли с егерем на базу. Дальше наш путь проходил по притоку Волги. Оказывается, база отдыха, на котором нам придется прожить 3 дня, находится на острове!
Это база отдыха для настоящих рыбаков. Когда мы ступили с катера на палубу дебаркадера, нас встречало все руководство базы по-русскому обычаю: хлебом с солью и стопкой водки. Мы разместились в большом деревянном доме на втором этаже. На первом этаже был большой зал для отдыха. Ужинали мы в кафе на дебаркадере вместе с проживающими здесь уже несколько дней заядлыми рыбаками из Петербурга.
Уже через полчаса мы узнали преимущества рыбной ловли на блесну, чем отличается ловля рыбы в разные сезоны, какая рыба, где водится и ловится, кто поймал в каком году самою большую щуку на этом острове… В общем, разговоры касались только рыбалки. Прошедший день для наших новых друзей из Питера был более, чем удачным. Они (всемером) наловили вместе 70 кг. рыбы! Оказывается, рыбаки в машинах собирались повезти улов домой, проложив его льдом в багажниках. Питерцы уверяли нас из предыдущего опыта, что, несмотря на плюсовую погоду на улице, в багажниках у них лед почти не таял.
На следующий день мы, договорившись с егерем, выбрали спиннинги, купив блесна, поехали на катере на рыбалку. Признаюсь, что это была моя первая профессиональная рыбалка в жизни! В детстве я на даче ловил бычков на бамбуковую удочку-двухколенку. С того времени прошло много лет…
Наш егерь уверенно вел катер между проток, рукавов и островов великой русской реки Волги. Мы были в самом центре дельты Волги. На наш вопрос: «Далеко ли до Каспия?», егерь ответил: часа два на катере. Уже вечерело. Два часа туда, два – обратно… Мы поняли, что увидеть Каспий нам в этой поездке так и не суждено.
А вокруг стояла такая первозданная красота! На десятки километров никого кругом! «Тишина… Только чайки, как молнии…» - вспомнилась песня Высоцкого. Птиц, действительно, много. Чайки, утки, гуси, цапли, чомги… Все они питаются рыбой, вьют в камышах гнезда. Сухопутных хищников здесь практически нет. Может быть, пролетит какой-нибудь ястребок один два раза…
Такого количества рыбы в воде я не видел никогда. Заводи буквально кишат ею. Рыба плескается то тут, то там. Наш егерь, заглушив мотор катера и проведя «ликбез» по теме «юный рыбак», закидывает спиннинг на десятки метров вперед и начинает сматывать леску. Мы пытаемся сделать тоже. Без тренировки сначала получается плохо. Мы мешаем друг другу, запутывая леску с разных спиннингов. Однако потом все получается. Егерь вылавливает первую рыбу… Конечно, с первого раза, мы за нашими друзьями-питерцами угнаться не смогли. Но, скажем так – на троих поймали штук восемь отличных рыбин, среди которых была большая щука, которую поймал мой коллега.
Пора было возвращаться на базу. На обратном пути нас все время преследовала стая чаек – штук 20, если не более. Я думал, что они надеяться на нас: вдруг мы их подкормим хлебушком или «печенюшками»…
Однако егерь мне пояснил, что чайки на нас не надеяться, а летят за нами, выискивая мальков, которые подымает на поверхность реки наш катер.
Увидели мы потрясающий закат в дельте Волги. Сумерки, тишина, камыши… несколько
цапель стоят невдалеке… и красный диск солнца, садящийся за горизонт в бескрайние заросли камышей…
Похолодало. Хорошо, что мы взяли куртки. Осень постепенно входит в свои права и на юге России. Хотя тут и там продолжают появляться цветущие водяные поля лотоса, как в Африке. Кажется, что вот-вот покажется стая пеликанов или фламинго, а из заводей громко ухнет гиппопотам.
Подумалось: хорошо, что здесь нет крокодилов!
Выйдя с катера на дебаркадер, мы попросили девушек, работающих в кафе поджарить
нам нашу рыбу с картошкой на ужин. И это был царский ужин – свежайшая жареная рыбка с картошкой!
Надо сказать. Что нам еще повезло с комарами. Весной и ранним летом тут их довольно много.
Еще одна ночевка – и мы уже снова в пути. Пересаживаемся с катера на машину и вперед, на Элисту.
...........................................
ЭЛИСТА.
Последний крупный город, который мы намерены посетить это столица Калмыкии Элиста. Посмотрите на карту – до Москвы 1400 км. До Элисты – всего 350 км! Неужели есть такой журналист, тем более, пишущий о туризме, который не заедет по пути в новый для него город?
Если у любого москвича спросить: какие ассоциации со словом Элиста, он скажет: Калмыкия, Шахматный город, Илюмжинов.
Кирса́н Никола́евич Илюмжи́нов (кал. Үлүмҗин Кирсан, род. 5 апреля 1962, Элиста, Калмыцкая АССР, СССР) — Российский государственный деятель, первый президент Республики Калмыкия (1993—2005), первый глава Республики Калмыкия (2005—2010), предприниматель. Президент Международной шахматной федерации (с 1995).
Все правильно – бывший президент Калмыкии Илюмжинов очень много сделал для развития столицы Калмыкии и построил в степи знаменитый Шахматный город. Но нам хотелось побольше узнать об Элисте.
Несколько часов по хорошему шоссе из Астрахани по ставшей нам почти родной степи, и мы уже в Элисте. По пути практически нет никаких селений. Степь, степь, и вдруг – в степи город!
Элиста́ (от калм. Элст — песчаный; в 1944—1957 Степно́й) — город на юге Европейской части России, столица и крупнейший город Калмыкии.. Город расположен в балке реки Элиста в юго-восточной части возвышенности Ергени, в 1250 км к юго-востоку от Москвы.
Важнейший экономический, политический и культурный центр Калмыкии. Крупнейший научно-образовательный центр региона. Население — 104 005 чел. (2016), площадь — 92,36 км.
Основана как село Элиста в 1865 году, в 1930 году получила статус города.
В 1845 году российский император Николай I издал указ об обле́сении калмыцкой степи. Первые посадки были сделаны Лесным департаментом в 1853 году на юге Ергеней и в балке Элиста. Для увеличения площади лесных насаждений была необходима рабочая сила, поэтому Лесной департамент ходатайствовал перед Министерством государственных имуществ об организации поселения Элистинской лесной плантации. Кумо-Маныческая научная экспедиция под руководством учёного Костенкова наметила в 1859—1861 годы 15 мест для образования поселений вдоль Крымского тракта между станцией Крестовской и Астраханью, в том числе и в балке Элиста.
До образования первого поселения, в балке Элиста устраивали свои стоянки калмыки, кочевавшие по Манычу. Калмыки называли это место «Эльста» (калм. песчаный) за то, что весь левый северный склон балки представлял собой рыхлые пески. Это имя закрепилось и за возникшим здесь селом. Основателем Элисты считается бывший крепостной крестьянин Степан Прокопьевич Кийков, который по совету калмыка Болы весной 1862 года построил первую землянку в балке Элиста-Сала. К осени 1865 года в селении насчитывалось 15 дворов. Этот год считается годом основания Элисты. Широкую известность Элисте принесли ярмарки скота, самые крупные в калмыцкой степи.
Административно село Элиста относилось к Крестовской волости Черноярского уезда Астраханской губернии. Впоследствии стало центром Элистинской волости. В 1907 году Элиста становится центром Манычского улуса Калмыцкой степи Астраханской губернии.
В феврале 1918 года в Элисте была установлена Советская власть. 4 ноября 1920 года издаётся постановление о создании Автономной области калмыцкого народа. Временно органы власти и управления области были размещены в Астрахани.
В 1925 году V съезд Советов Калмыкии принимает решение о переносе центра области в Элисту. Строительство города началось в 1927 году.
12 августа 1942 года в ходе Великой Отечественной войны Элиста была оккупирована немецкими войсками. В городе во время оккупации действовало советское подполье, в окрестностях — два партизанских отряда. В это время возле города в балке Гашун оккупационные власти расстреливали мирных жителей и партизан. 31 декабря 1942 года Элиста была освобождена Красной Армией. Отступая немецкие войска, почти полностью сожгли город.
28 декабря 1943 года калмыцкий народ наряду со многими народами Кавказа был насильно депортирован в Сибирь, Северный Казахстан и Дальний Восток. В период с 1944 по 1957 год Калмыцкая АССР была упразднена. 25 мая 1944 года Указом № 129 Президиума Верховного Совета СССР Элиста была переименована в город Степной и стала центром Степновского района, который сначала входил в Астраханскую область, а с 1952 года — в Ставропольский край. После ликвидации Калмыцкой АССР и депортации калмыков город практически не восстанавливался, находясь в руинах. В результате, оставшиеся жители ютились главным образом на окраине города, в так называемом селе. 13 лет простоял разрушенным Дом Советов (ныне — главный корпус КГУ). В черте города функционировали колхоз им. Сталина, мельница и небольшой молочный завод.
Активное восстановление города началось только в 1957 году после развенчания культа Сталина, реабилитации калмыков и принятия решения о восстановлении калмыцкой автономии. 6 ноября 1969 году был открыт ЖД вокзал и введена в эксплуатацию железнодорожная ветка до станции Дивное, стали действовать завод железобетонных конструкций, заводы керамзитовый, крупнопанельного домостроения и силикатного кирпича.
В 1970—1980 гг. продолжается жилищное строительство, открываются культурные и образовательные учреждения. В эти годы автодороги Элиста — Астрахань и Элиста — Волгоград получают асфальтовое покрытие.
В 1990—2000 гг. начинается строительство памятников, зданий, которые отражают культурную традицию калмыцкого народа. Элиста становится одним из буддийских центров России.
В 1998 году в Элисте прошла 33-й Всемирная шахматная олимпиада. Для проведения олимпиады в Элисте был построен шахматный городок — Сити-Чесс. Сегодня в нём проводятся республиканские, общероссийские и международные соревнования по шахматам, а также деловые и культурные встречи.
Климат Элисты умеренный, резко-континентальный и отличается малым количеством осадков как летних (190—225 мм.), так и зимних (100—125 мм.), сухостью воздуха и высокими температурами. Каспийское море никакого воздействия на климат не оказывает. Элиста после Астрахани является вторым самым засушливым административным центром РФ. Тёплый период продолжается 240—275 дней.
Элиста — важный историко-культурный центр Калмыкии. В городе действуют 3 театра: театр юного зрителя «Джангар», Республиканский Русский театр драмы и комедии, Калмыцкий государственный театр им. Б. Басангова, расположен Государственный концертный зал Республики Калмыкия, функционируют Культурный центр «Родина», кинотеатр «Октябрь».
В Элисте расположена крупнейшая библиотека Калмыкии — Республиканская библиотека им. А. М. Амур-Санана. В Элисте действует несколько музеев: Республиканский краеведческий музей им. проф. Н. Н. Пальмова, его филиал — государственная картинная галерея, Музей истории буддизма, Тибетский дом-музей буддийской философии «Потала».
Самыми старыми зданиями в Элисте являются здание Крестовоздвиженской церкви (бывшая церковно-приходская школа, построенная в 1879 году) и здание Красной школы, построенное в 1907 году.
На высоком кургане в при северном въезде в город воздвигнут памятник в честь освободителей столицы Калмыкии — танкистов 6-й Гвардейской танковой бригады 28-й Армии. На площади Городовикова установлен открытый в 1976 году памятник герою Советского Союза генералу О. И. Городовикову.
В парке «Дружба» расположен Памятник, посвящённый сказителю джангарчи Ээлян Овла, воспевающего эпос «Джангар». Песни о Джангаре являются самыми излюбленными и самыми распространёнными в устном народном творчестве калмыков. В парке находится Аллея Героев.
В сквере возле культурного центра Родина располагается памятник А. С. Пушкину.
В 1996 году к очередной годовщине депортации калмыков в Сибирь на восточной окраине города был открыт мемориальный комплекс «Исход и Возвращение» (архитектор Сергей Курнеев, скульптор Эрнст Неизвестный).
Своеобразие городу придаёт размещённые на улицах города скульптурные композиции, связанные с историей, мифологией, культурой и религией калмыцкого народа. Среди них самыми известными являются скульптуры Белого старца, Эхо, Золотого всадника.
5 октября 1996 года на южной окраине города был открыт первый буддийский храм — Сякюсн-Сюме. Строительство храма продолжалось 4 года на пожертвования жителей республики и президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова. В 1997 году в центре города была установлена Ротонда с памятником Будды.
27 декабря 2005 года освящён расположенный на улице Клыкова крупнейший буддийский храм республики — новый центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» (калм. Бурхн Багшин алтн сүме), в котором расположена самая высокая в Европе статуя Будды. В здании имеются два молитвенных зала, конференц-зал, библиотека и резиденция Далай-ламы.
Храм возведён на месте старого завода железобетонных изделий по благословению главы школы гелуг тибетского буддизма Далай-ламы XIV, посетившего Элисту в 2004 году с пастырским визитом.
Храм является одной из главных достопримечательностей Элисты. Он представляет собой величественное здание, где совершаются молебны, ритуалы и праздничные богослужения.
По периметру здание «Золотой обители Будды Шакьямуни» обнесено оградой с чередующимися через каждые пять метров белоснежными ступами. Всего вокруг хурула 108 ступ. Здание хурула окружают 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда. Хурул состоит из 7 уровней. На первом расположены библиотека, музей и конференц-зал. Второй уровень — это молельный зал (дуган) с 9-метровой статуей Будды Шакьямуни.
Мы вошли внутрь храма. Службы не было, и нам разрешили войти в зал. В прихожей стояли полки, в которые посетители ставили снятую обувь. Внутрь храма в обуви ходить воспрещается.
* * *
В 2006 году была проведена реконструкция площади В. И. Ленина. Сейчас там находится памятник В. И. Ленину, «Пагода 7 дней», фонтан «Три лотоса» и шахматная доска размером примерно (5х5 м). Здесь любит собираться молодёжь для романтических встреч и свиданий.
Депортация калмыков.
Депортация калмыков — форма политических репрессий, операция НКВД, принудительная высылка из мест постоянного проживания этнических калмыков в 1943—1944 годах в районы Урала, Сибири и Средней Азии, признанная российским парламентом как акт геноцида (см. преамбулу и ст. 2 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов»). 17 марта 1956 года калмыки были реабилитированы, и им было разрешено вернуться на родину.
По данным Всесоюзной переписи населения СССР 1939 года, по состоянию на начало 1939 года в СССР проживало 134 402 калмыка.
После начала Великой Отечественной войны, в конце ноября 1941 года на территории Калмыцкой АССР началось формирование 110-й отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии РККА, среди бойцов и командиров которой было значительное количество военнослужащих калмыцкой национальности. После завершения подготовки, дивизия была включена в состав 51-й армии и в июне-июле 1942 года участвовала в оборонительных боях на Дону, у реки Маныч и на Северном Кавказе. В районе Ростова-на-Дону находившаяся на фронте 110-я калмыцкая кавалерийская дивизия проявила неустойчивость, в частях дивизии имело место массовое дезертирство. Дезертиры группами (в ряде случаев — вместе с командирами) возвращались домой, распространяя пораженческие слухи среди населения. На территории Калмыцкой АССР возникли крупные банды из дезертиров 110-й дивизии и лиц, уклонившихся от призыва в РККА, которые своими действиями сорвали эвакуацию скота из Калмыкии, начали расхищать и присваивать колхозный и совхозный скот (в дальнейшем, они передали часть скота немецкой армии). В результате на территории Калмыцкой АССР сложилась напряжённая обстановка.
В дальнейшем, в ходе летнего наступления 1942 года, немецко-румынские войска группы армий «A» оккупировали большую часть Калмыцкой АССР (пять улусов были оккупированы полностью, ещё три улуса — оккупированы частично).
Под немецким контролем на оккупированной территории Калмыцкой АССР началось создание гражданской администрации, вспомогательной полиции и иных вооружённых охранно-полицейских формирований из местных жителей. В целом, по мнению К. М. Александрова, в 1941—1945 годах военную службу на стороне Третьего Рейха несли примерно 5 тыс. калмыков; по оценке С. И. Дробязко — до 7 тыс. калмыков.
Сформированные из калмыков вооружённые формирования использовались немцами для охраны объектов, несения патрульной службы, охраны флангов немецких подразделений, ведения разведки и наблюдения, борьбы с советскими партизанами и
разведывательно-диверсионными группами.
Однако мнение, что большинство калмыцкого населения СССР являлось пособниками немцев, не соответствует действительности. Калмыки внесли вклад в победу СССР в Великой Отечественной войне, они воевали в Красной Армии, в составе партизанских отрядов и разведывательно-диверсионных групп.
27 декабря 1943 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР» о ликвидации Калмыцкой АССР.
В 1944 году Калмыцкая АССР была упразднена, её районы вошли в состав соседних областей и Ставропольского края. 9 марта 1944 года был упразднён Калмыцкий район Ростовской области,
Операция «Улусы».
28 декабря 1943 года вышло постановление СНК СССР № 1432/425сс «О выселении калмыков, проживающих в Калмыцкой АССР», которое устанавливало порядок выселения калмыков в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области и предоставление материалов для их обустройства на новом месте проживания.
Депортация калмыков рассматривалась как мера наказания за имевшее место массовое противодействие органам Советской власти, борьбу против Красной Армии, как средство урегулирования национального конфликта, возникшего с калмыками. Выселению были подвергнуты в первую очередь калмыки, проживавшие на территориях Калмыцкой АССР, Калмыцкого района Ростовской области, а также военнослужащие.
Операция по депортации калмыков проводилась 28 — 29 декабря 1943 года под кодовым названием «Улусы». В ней участвовали 2975 офицеров НКВД, а также 3-й мотострелковый полк НКВД, ранее выселявший карачаевцев. Руководил операцией начальник УНКВД по Ивановской области генерал-майор М. И. Маркеев.
В ходе первого этапа операции было сформировано 46 эшелонов, которыми было вывезено 93 139 человек (26 359 семей).
Существуют различные оценки потерь калмыцкого народа за период депортации: по данным «Книги памяти калмыцкого народа», общие потери населения калмыцкого народа составили более половины его общей численности. По данным Н. Л. Жуковской, «следствием насильственной депортации стала гибель свыше 1/3 части народа»..
По данным Всесоюзной переписи населения СССР 1959 года, по состоянию на начало 1959 года в СССР проживало 106 606 калмыков, в дальнейшем их численность увеличивалась.
17 сентября 1955 года был принят Указ Президиума ВС СССР «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.». 17 марта 1956 года калмыки были реабилитированы, им было разрешено вернуться на родину.
В феврале 1957 года Верховный Совет СССР утвердил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 года о создании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР. В 1958 году был восстановлен статус Калмыцкой АССР.
* * *
Вспоминаю рассказы внучки Л. Н. Толстого В. И. Толстой и интервью с директором Толстовского фонда К. Г. Воеводской. Они мне рассказывали, как любимая дочка Толстого Александра Львовна спасала калмыков. Несколько тысяч калмыков бежали от депортации в Европу. Но здесь с приходом Красной Армии их ждала незавидная участь. Многие из них бежали в США или Канаду. Тогдашний директор Толстовского фонда А. Л. Толстая пробила в Конгрессе США поправку в законе о перемещенных лицах – о предоставлении калмыкам убежища в США. Приезжающих калмыков расселяли в основном в Хоуэлле (штат Нью-Джероси), а также – в Филадельфии и Пенсильвании. Их бесплатно обучали английскому языку и подыскивали работу.
Подумалось: почему же американцы не проявляли такую же заботу о своих индейцах или эскимосах? Не говоря уже о неграх (афро-амерканцах). Заметьте, калмыки были обустроены в США в районе 1949 -51 годов. В это время в США оставались раздельные школы, транспорт, рестораны (только для белых)…
В Пенсильвании, например, по словам внучки Толстого Веры Ильиничны, есть поселение калмыков, которые сохранили свой образ жизни. Они пасут овец и живут в домах, похожих на юрты, но со всеми удобствами и электрическим обогревом. В каждом таком доме на месте иконы в красном углу висит портрет их спасительницы – А. Л. Толстой.
(Продолжение следует).
*Фото С. Кузнецова и И. Горностаева.
** Архивные фото калмыков и портрет А. Л. Толстой из интернета.
Расскажи друзьям:
|