Сергей Кузнецов.
ОСЕННИЙ ПРЕСС-ТУР 2016 года.
ПО СТЕПНЫМ ПРОСТОРАМ РОССИИ.
Москва – Михайловка – Волгоград – Волжский – Астрахань – Лагань (Калмыкия), Элиста (Калмыкия) – Волгодонск - Цимлянск - Миллерово – Павловск (Воронежская обл.) – Москва.
(4 часть. Окончание).
Уроки истории.
Калмыки в отличие от народов Кавказа, турок, татаро-монгол, ногайцев, хазар, печенегов и др. степных и нестепных народов, проживая бок о бок со славянами, никогда на русских не нападали. Они никогда не отличались воинственностью и злобой. Я предполагаю, что они попали под общую раздачу «отца народов» вместе с воинственными чеченцами и крымскими татарами. А уж факты дезертирства можно объяснить их верой. В буддизме запрещено воевать и убивать людей. Ведь сейчас умалчивается, что Сталин запретил призывать в армию во время Великой Отечественной войны северные народы: чукчей, эвенков, нанайцев; поскольку они в первом же бою бросали оружие и шли брататься с немцами, пытаясь тем объяснить, что жить нужно в мире.
А в наше время, когда подняли головы недобитки и их дети и внуки с Западной Украины и Прибалтики, встает закономерный вопрос: почему же тов. Сталин, отыгравшись на безобидных калмыках, не закончил справедливый суд над бендеровцами и зелеными братьями. Вот кого нужно было расстреливать и ссылать на север в бессрочную ссылку. И сразу же заселять освободившиеся районы русскими пересленцами, потерявшими в войну свои дома и квартиры, как происходило в Калининграде (бывш. Кенигсберге). Тогда бы у наших границ в Киеве, Львове, Таллинне, Вильнюсе, Риге не шагали фашисты…
* * *
Еще одна достопримечательность Элисты - Золотые ворота (калм. Алтн босх) — буддийское архитектурное сооружение, находящееся в Элисте, Калмыкия. Находится недалеко от площади Ленина на аллее парка Дружба. Золотые ворота были установлены в 1998 году. Автор — художник Н. Борисов. Высота сооружения составляет 15 метров. На Золотых воротах находятся 28 картин, иллюстрирующих прошлую и современную историю калмыцкого народа.
Нужно признать, что горожане очень вежливы и приветливы. Мы запарковались на центральной площади города и вышли из машины, чтобы посмотреть золотые ворота. Вернувшись обратно, поняли, что не заметили знака «Парковка запрещена». Каково же было наше удивление: несмотря на то, что недалеко от нас стояла полицейская машина, никто нас не оштрафовал. Вспомнилась родная Москва с эвакуаторами, хищными глазами полицейских, потирающих руки в предвкушении многотысячных штрафов за неправильную парковку на наших же улицах.
Вечер в Элисте мы решили провести в ресторане и отведать национальную кухню. Замечу – в качестве единственного минуса – нам пришлось поездить около часа – нигде рядом с нашей гостиницей (а это центр города) ресторанов не было. Вернее, табличек с названиями всевозможных закусочных заведений было много. Но помещения оказывались либо на ремонте, либо закрытыми на санитарный день…
Пришлось вернуться обратно к Золотым воротам, и недалеко от них мы нашли небольшой ресторанчик с национальной кухней. Мы заказали три или четыре вида блюд из баранины, которые были изумительного вкуса и очень сытные. А напоследок нас напоили национальным калмыцким чаем – с молоком и бараньим жиром. Чай тоже был очень вкусным.
Переночевав в гостинице, мы двинулись домой. Чтобы не возвращаться в Астрахань и сократить путь, мы выбрали кратчайшую дорогу - Элиста (Калмыкия) – Волгодонск - Цимлянск – Миллерово, а там уже по знакомой всем трассе М4 (Новороссийск-Москва) решено было ехать прямо до столицы нашей Родины.
Через несколько часов бескрайние калмыцкие степи стали переходить в лесо-степи, и мы очутились в Ростовской области.
Ода малым городам России.
Мы, москвичи, проживающие в 12-миллионном городе, считаем малыми городами и Волгодонск, насчитывающий 170 тысяч жителей, и Цымлянск с его 15 тысячами… Последние четыре города, которые мы проезжали по пути из Элисты в Москву, я приведу лишь сокращенные данные из википедии с небольшими вставками. Дело в том, что у нас уже не хватало времени на детальный осмотр этих городов. Мы их проезжали, зная, что каждый из них имеет потрясающую историю, что там много древних православных соборов, музеев, театров, памятников, зданий и сооружений.
Нужно знать историю своей страны не только по книжкам и атласам, но и вживую посмотреть и приобщиться к истории тех больших и малых городов России, что оставили для нас наши предки. Неразрывная цепь событий и явлений через наших предков связывает нас с Родиной. Чтобы каждому из нас родиться необходимо было тысячам россиян родиться, жениться, родить следующее поколение, для того, чтобы в конце-концов встретились наши родители, и мы появились на свет. Господь, даруя нам бессмертную душу, наделяет и разумом для того, чтобы мы берегли свою Родину, любили свою Россию.
Немецкие историки со времен Екатерины II занимались фальсификацией нашей истории, за что им бивал физиономии неоднократно наш великий ученый Михайло Ломоносов.
В смутные времена распада СССР и становления новой России всевозможные западные фонды и частные лица типа Сороса вновь покусились на нашу историю, выпуская книги по истории на русском языке, в которых наша история была переврата на 100%.
Слава Богу, последнее время появились свои, русские ученые, которые доказали древнейшее происхождение славян и их развитую дохристианскую цивилизацию, превосходящую тогдашних варваров – англосаксов. (Читайте книгу Анатолия Клёсова «Занимательная ДНК-генеалогия». С наукой не поспоришь:
«Поскольку принадлежность к гаплогруппе определяется совершенно конкретными, наследуемыми и практически необратимыми мутациями в определенных нуклеотидах Y-хромосомы, то можно сказать, что каждый из нас носит определенную метку ДНК. Члены рода R1 на Балканах, которые жили 10-9 тысяч лет назад, через двести с лишним поколений вышли на Восточно-Европейскую равнину, она же Русская равнина, где примерно 5 тысяч лет назад появился предок современных русских и украинцев рода R1. Еще через тысячу лет, 4 тясячи лет назад они, праславяне. Вышли на южный Урал, еще через 400 лет отправились в Индию…» (А. Клестов).
Раскопки древних курганов и сопок, нахождение многочисленных петроглифов и дольменов, превосходящих по возрасту египетские пирамиды, и, наконец, древнейшая Велесова книга с письменами славян - ведами, доказывающая, что у нас был свой алфавит, на основе которого Кирилл и Мефодий создали свой алфавит, так сказать, модернизировав его на общепринятый лад.
Вознесем же оду малым городам России, на которых держится наша Русь, которые, как многочисленные корневища дают общему нашему древу – России энергию для дальней жизни и возрождения.
В малых городах осталась прослойка местной интеллигенции, которая не заражена цинизмом капитализма, навязанного нам англосаксами. Учителя, библиотекари, музейные работники, артисты провинциальных театров несут России свет веры в возможность перемен к лучшему.
Вот города, которые мы проезжали на обратном пути. В гостинице Павловска мы остановились на последнюю в этом пресс-туре ночевку.
Волгодо́нск — город в Ростовской области России. Образует городской округ город Волгодонск. Население – 170 558 чел. (2016 год).
Один из самых молодых городов на юге страны, основан 27 июля 1950 года как посёлок эксплуатационников Цимлянского гидроузла. Крупный промышленный и научный центр юго-востока Ростовской области, географический и торгово-промышленный центр 12 сельских районов (8 из них относятся к Волгодонской системе расселения), энергетический центр юга России, одно из градообразующих предприятий — Ростовская (Волгодонская) АЭС. В городе находится ещё одно очень большое предприятие — «Атомма́ш» — крупнейшее в СССР, а впоследствии и в России, производственное объединение атомного энергетического машиностроения.
Волгодонск расположен в восточной части Ростовской области, между двумя городами-миллионниками — Ростовом-на-Дону и Волгоградом и в относительной близости от главных городов крупных субъектов Российской Федерации — Ставрополя, Краснодара и Элисты. Город раскинулся в Сальских степях, на левом берегу Цимлянского водохранилища (на реке Дон). Водными путями связан с пятью морями - Белым и Балтийским на севере, Каспийским на востоке, Азовским и Чёрным на юге. В Волгодонске начинается ирригационный Донской магистральный канал. Своим рождением Волгодонск обязан строительству Волго-Донского судоходного канала. Попытки соединить Волгу и Дон предпринимались в середине XVI и в конце XVII веков. В последующие столетия русские учёные не раз возвращались к вопросу о соединении Волги и Дона, как к насущной экономической проблеме.
Волгодонск — один из крупных культурных центров Ростовской области. Учреждения культуры города — это шесть школ искусств, два государственных музея, пять дворцов культуры и клубов, два парка культуры и отдыха, два кинотеатра и централизованная библиотечная система (18 библиотек).
Цимля́нск — город (с 1961) в Ростовской области России.
Административный центр Цимлянского района. Население — 15 028 человек (2010), самый маленький по населению город области. Город расположен на востоке Ростовской области, на западном берегу Цимлянского водохранилища на реках Дон и Кумшак, в 20 км от Волгодонска и 236 км от Ростова-на-Дону.
Цимлянск (до 1950 года — станица Цимлянская) основан донскими казаками как казачий городок Усть-Цимла. Точных сведений о дате основания городка нет. Впервые в исторических документах Усть-Цимла упоминается в 1672 году, однако некоторые историки считают, что Цимлянск гораздо старше. Станица Цимлянская была выстроена на месте хазарской крепости Саркел (позднее русской Белой Вежи), крепостные стены которой казаки разобрали для своих куреней.
Городок был назван по расположению в устье реки Цимлы. Версий происхождения слова «цимла» несколько. Одни считают его произошедшим от тюркских слов «чим» (тина, водоросли), «чым» (дёрн) или «сым» (памятник, могила). Другие полагают, что слово «Цимла» в переводе означает «подкова», так как между станицами Кумшацкой и Цимлянской Дон совершал изгиб, по форме напоминающий подкову.
Частые набеги татар и весенние разливы Дона заставляли первых поселенцев Цимлы часто переселяться. Из походного журнала Петра I видно, что в 1696 году Цимлянский городок находился на правой стороне Дона. Тёплый южный климат создавал хорошие условия для выращивания винограда, черенки которого завозились из Венгрии, Ирана, с берегов Рейна. К началу XIX века в станице росло уже около 30 тысяч кустов винограда.
Ми́ллерово — город в Ростовской области России. Административный центр Миллеровского района. Численность населения — 35 600 человек (2016).
Основан в 1786 году как хутор при имении войскового старшины немца Ивана Миллера, получившего пустующие земли при реке Глубокой на основании Указа императрицы Екатерины II от 14 февраля 1786 года. До революции входил в состав Донецкого округа Области Войска Донского.
В конце XIX века через Миллерово прошла Ростово-Воронежско-Козловская железная дорога, хутор становится важным железнодорожным узлом. Здесь хранилась и перерабатывалась значительная часть сельскохозяйственных продуктов, поступавших из районов верхнего Дона.
В годы Гражданской войны в районе Миллерово проходили ожесточённые бои. Весной 1919 года Миллерово стало одним из центров антибольшевистского восстания казачества. Советская власть установлена весной 1920 года. Закладываются первые каменные мостовые на главной Ленинской улице и на Базарной площади. Возводится окружной Дом казака и крестьянина. В 1926 году Миллерово получает статус города.
16 июля 1942 года город оккупирован германскими войсками. 17 января 1943 года освобождён войсками Юго-Западного фронта в ходе.
Миллерово — самый северный город Ростовской области, расположен в пределах Доно-Донецкой равнины, в верховьях реки Глубокая, являющейся левым притоком Северского Донца. По автомобильной дороге расстояние до города Ростова-на-Дону составляет 210 км, до ближайшего города Каменск-Шахтинского — 81 км.
Па́вловск (до 1711 — Осеред) — город в России, административный центр Павловского района Воронежской области. Город входит в список исторических городов России. Население — 25 188 чел. (2016).
Город расположен на левом берегу Дона, при впадении реки Осередь, в 156 км от Воронежа. Недалеко от города располагается корабельная роща Шипова дубрава. Автодорога М4 «Дон» проходит непосредственно через город.
Город основан в 1709 году Петром I как военная верфь (перенесена из Воронежа) и русская крепость. Крепость строилась шведами, пленёнными под Полтавой.
До 1711 года носил название Осеред. Осередская крепость была переименована в Новопавловскую указом царя после неудачного Прутского похода в память о уступленной туркам крепости Святого Павла на Азовском море. В том же году крепость получила статус города и стала называться Павловском. На Павловской верфи строились военные корабли, зарождался российский флот. Были построены пушечный и литейные заводы, открыты канатная и шерстяная фабрики. Город в то время именовали малым Санкт-Петербургом. В 1779 году Павловск получил статус уездного города…
В XVIII—XIX веках город постепенно утрачивал своё былое значение, однако, оставаясь одним из самых благоустроенных городов в Воронежской губернии. В конце XVIII века город был практически уничтожен четырьмя большими пожарами. После пожаров уцелели несколько каменных зданий и деревья посаженные Петром I. В 1861 году в городе проживало 5 тыс. человек.
В годы Великой Отечественной войны Павловск долгое время находился на линии фронта. С июля 1942 года по январь 1943 года немецкие войска пытались взять город. В Павловске находятся 43 памятника архитектуры из них 7 федерального значения.
* * *
И было утро, и была дорога в Москву. Проехали по объездной трассе Воронеж, затем Липецкую область. Кусочком задели Тульскую, затем вот она – Московская область и Москва.
Трасса М4 (Дон), конечно, намного превосходит трассу Москва-Каспий, однако по сравнению с прошлыми поездками по этой дороге, я заметил, что дорожные поборы (сборы) увеличились почти в два или три раза! Причем увеличилась не только стоимости проезда, но и количество пунктов поборов. Во много раз повысилась плата за грузовые перевозки (а это вместе с ежегодным транспортным налогом и введенной недавно незаконной дополнительной пошлиной ложится бременем на владельцев перевозимых товаров и продуктов, что сейчас же сказывается на ценах в магазинах).
В Тульской области заехали перекусить в придорожное кафе. Держали его кавказцы. Обед был хорошим, жаловаться не на что. Но когда я в буфете спросил: «А почему нет тульских пряников?», хозяйка мне ничего не смогла ответить вразумительного. Местные власти хоть бы провели ликбез с рестораторами из дальних краев, что тульский пряник – это символ области, и как правило, продается на трассе и пользуется большим успехом у проезжающих, поскольку арбузов, дынь, винограда и персиков в Тульской области, как впрочем, и в Московской не растет. Климат не тот.
Кстати, здесь же, в Тульской области пришлось переодеться – надеть теплые куртки и ботинки. Про шорты, сандалии и майки придется забыть до следующего лета.
Москва встречала нас серым небом, холодом и мелким, противным дождем.
Вот несколько вопросов, которые мне, как журналисту, пришли на ум в процессе данного пресс-тура. Некоторые из них решить просто, некоторые – сложнее. Но, мне кажется, что в рамках провозглашенного руководством страны развития внутреннего туризма и импортозамещения, рассмотреть их было бы полезно.
- Расширить трассу «Каспий», сделав ее хотя бы 4-х полосной.
- Продумать удобные подходы и подъезды к монументу «Родина-мать зовет. Продумать смотровые площадки, с которых была бы полностью видна скульптура из города, не подымаясь на Мамаев курган. Продумать эскалаторы на подъем-спуск с Мамаева кургана для ветеранов, пенсионеров, инвалидов, детей и всех желающих.
- Закончить долгострой – ремонт универмага на центральной аллее Волгограда, решив вопрос с собственником.
- На месте бывшей столицы Золотой орды Сарай-Берке создать небольшой музей, построить часовню или Храм, как символ победы над врагами. Наштамповать календарики, открытки, магнитики, сувениры… Возить экскурсии.
- Заставить сетевые магазины принимать от местного населения сельскохозяйственные товары (продукты) и продавать их но заниженным ценам.
- При наличие своих производителей запрещать сетевым и простым магазинам заключать контракты на поставку сельскохозяйственных товаров (продуктов) с другими регионами и странами.
- Заставить местных чиновников поощрять частных сельхозпроизводителей, а ставящих препоны снимать с занимаемой должности без права принятия на госслужбу пожизненно.
- Восстанавливать и строить заново минизаводы и цеха по консервированию и переработке сельхозпроукции в поселках, деревнях, на хуторах с разрешением продавать ее в местных магазинах и на ярмарках в городах по более низким ценам, чем в сетевых магазинах.
- Наладить промышленное разведение, отлов, первичную обработку и продажу свежей и копченой речной рыбы в дельте Волги без ущерба для экосистемы. Восстановить рыболовецкие совхозы. Восстановить продажу живой рыбы во всех крупных магазинах Москвы, Петербурга и др. крупных городов путем доставки в цисцернах «Живая рыба» на грузовых машинах. Построить во всех крупных магазинах аквариумы для живой речной рыбы. Без аквариумов лицензию на торговлю крупным магазинам не выдавать.
- Наладить турбизнес в Элисте. Направить экскурсионные маршруты их крупных городов, увеличив количество мест размещения и точек питания. В ресторанах, кафе и столовых акцент делать на национальных блюдах и напитках… Увеличить выпуск буклетов, путеводителей, открыток… Увеличить международный туризм за счет стран Востока.
- Счетной палате проверить соответствие увеличения дорожных сборов на трассе М4 (Дон).
- Продумать о свободном выходе к Каспийскому морю, как альтернативе Черноморскому побережью и Крыму. Необходимо на одном участке дельты в Астраханской области построить небольшую загородку из железно-бетонных плит шириной 3-4 км и высотой 2-3 метра. Со стороны моря построить волнорезы и засыпать место под пляжем галькой или песком. Со стороны Астрахани провести дорогу на сваях или использовать существующий проход для малых судов и катеров, которые возили отдыхающих на пляж. Соорудить инфраструктуру: кабинки для переодевания, душевые, киоски с прохладительными напитками, летние кафе…
Пляж можно также сделать в окрестностях города Логань (Калмыкия), только там потребуются затраты на дорогу через степь к Астрахани. А сам пляж возвести там значительно легче.
*При написании материала использовались статьи из Википедии.
** Фото С. Кузнецова и И. Горностаева.
Расскажи друзьям:
|