Вячеслав Брагин.
ТЕЛЕПРОГРАММА «РУССКiЙ МiРЪ».
(2 часть).
ОДОБРЕНИЕ СО ВСЕЙ РОССИИ И ЗЛОБСТВОВАНИЕ
«СЕМЕЙНОЙ» ПРЕССЫ.
(Отрывок из книги «Правда замедленного действия»).
Сенсационные воспоминания бывшего Председателя РГТРК, б. Заместителя министра культуры, члена Учредительного Совета Общественного московского телевидения Вячеслава Ивановича Брагина о том, как уничтожали единственную русскую программу на центральном Российском телевидении.
… 18 марта 1993 года в 20 - 00 в эфир вышла первая передача «Русского Мiра».
Мы дали ей солидное телевизионное время - 40 - 45 минут и самое «смотрибельное» время.
Это стало сенсацией для «Останкино»!..
В первой передаче было два сюжета: «Загадочный Таганрог» и «Великий Устюг».
Словно свежий ветер с полей России долетел до главного экрана страны. Это можно было почувствовать по восторженным письмам, одобрительным звонкам с благодарностями за духовное исцеление, исходившее от передач «Русского Мiра»!..
- Низкий поклон Вам и благодарность за столь благое начинание. Как недостает нам сейчас исторического знания о России, способного восстановить наше национальное «Мы», включая и уважение к российской провинции. …
Ваш цикл, как мне кажется, делает честь передачам ТВ в целом.
Ирина Мартемьянова, г. Москва.
* * *
Хочу выразить глубокую благодарность всем, кто создал эту интересную, содержательную передачу. Побольше бы таких!.. Спасибо Вам!..
Н. А. Муравьева, г. Екатеринбург.
* * *
Давно не переживала такой радости и удовольствия!.. Особенно понравился сюжет о Великом Устюге и его людях…
К. П. Сухорукова, Татарстан.
* * *
Давно бы надо это все показывать. А то мы, русские, не знаем, как должно быть, свою страну. Пора, наконец, знать «хорошую», да и «плохую» правду о России.
Ю. П. Ощепков, Свердловская область, г. Полевской,
* * *
Пишу под впечатлением от передачи «Русский Мир». Какой же Вы молодец, Алешенька!.. Я считала Вас самым лучшим журналистом еще со времен «До и после полуночи».
Каждый Ваш репортаж был для меня, как встреча с прекрасным добрым человеком, умным и талантливым. Ваши передачи для нас, русских, как воздух, чтобы лучше дышалось, точнее сказать, как кислород, - чтобы не умереть…
В. Игнатьева, г. Алатырь.
* * *
С огромным удовольствием посмотрели «Русский Мир»!.. Большое спасибо!.. Передайте благодарность ведущим этой передачи Денисову и Костенко.
С какой же теплотой и любовью к России и ее народу сделана эта передача!..
Еще раз спасибо за глоток свежего воздуха!..
С нетерпением ждем новой встречи.
Семья Пеняевых, г. Москва.
* * *
Приведу еще одну мою дневниковую запись, связанную с А. Г. Денисовым и Б. И. Костенко, ставшими моими друзьями.
… 29 июля 1993 года.
20 - 00. Очередной выпуск программы «Русскiй Мiръ».
Сегодня А. Г. Денисов и Б. И. Костенко вынесли на суд телезрителей передачу о Севастополе и Верховном Правителе России адмирале Александре Васильевиче Колчаке.
… Первые кадры, на мой взгляд, были не совсем корректны в отношении независимой Украины. Не все, видимо, было приятно слышать и окружению Российского Президента…
Но затем пошли такие сюжеты и такие слова, которые наверняка заставили трепетать всякое истинно русское сердце!.. Передача вызывала высокое чувство поклонения подвигам наших дедов и прадедов.
С огромной болью было рассказано о преступлениях большевизма: осквернении могил выдающихся Российских флотоводцев, переплавке колоколов севастопольских церквей на памятник В.И. Ульянову (Ленину), разграблении ценностей Морского музея…
* * *
18 августа 1993 года.
Снова коммунистическая «Правда» делает нам подарок, да еще какой!.. Под названием:
«ТЕЛЕРЕНЕССАНС РУССКОЙ ТЕМЫ» - напечатана замечательная статья, посвященная телепрограмме «Русскiй Мiръ»!.. Не побоюсь сказать, она достойна самой программы. Ее автор - Елена Поздняк - режиссер телекомпании «Россия».
Я помещаю здесь без сокращений это яркое публицистическое произведение:
- Что испытывают наши телевизионные знатоки - судьи в то время, когда на экране идет «Русскiй мiръ», неведомо. Но то, что эта юная программа (прошло пять выпусков) манит их, и они не упускают случая услышать ее «необработанный голос», очевидно.
Передача постоянно фигурирует в рейтингах «Независимой газеты», и вообще мало какое издание обошло ее своим вниманием.
Вот только в отличие от тех, кто слушал Наташу Ростову, наши телекритики занимаются не профессиональным разбором, а в основном вешанием ярлыков. Типа: «программа грубая, поверхностная, тенденциозная». С их точек зрения, там все не так: и стратегии нет, и находок никаких, и режиссерская рука не чувствуется, а время «Р.М.» дали незаслуженно хорошее…
Беспрецедентно, но первый выпад в печати состоялся еще до мартовской премьеры. И допустили его «Московские Новости», в которых, судя по всему, поощряется отсутствие элементарной журналистской этики.
Сотрудница этого издания Е. Чекалова, использовав в своей заметке внутрителевизионные служебные документы, утверждала, что взялись за программу непрофессионалы. Да и недолгий руководитель «Останкино» г - н Малашенко, покидая оказавшееся для него негостеприимными стены, публично заявил, что не ждет ничего хорошего от «скороспелки» «Русскiй Мiръ». А может так оно и есть?..
Жажда справедливости заставила меня, телережиссера (причем работающего не на Первом, а на Втором канале), взяться за перо и сказать свое слово в поддержку авторов цикла Алексея Денисова и Бориса Костенко. Мы с ними из одного «гнезда» - международного отдела программы «Время». И хоть жизнь развела нас по разным телекомпаниям, независимо от этого я всегда готова оказать им помощь (как и было при подготовке дебютного выпуска «Р.М.»).
Готова, потому что в отличие от многих моих бывших коллег они в своей передаче не разрушают, а созидают восстанавливают порвавшуюся связь времен.
Они пробуждают в согражданах, уставших, злых, погрязших в тяжелой борьбе за выживание в рыночных условиях, добро, чувство национальной гордости, патриотизм.
Они возвратили на экран такие забытые понятия, как доблесть, честь, слава, любовь к Отечеству.
Эти понятия реально воплощены в героях «Р. М.» - и тех, что из далекого прошлого, и в наших современниках: будь то участники Курской битвы или веселые, неунывающие жители вологодской земли.
«Судьи - знатоки» бросают в адрес создателей программы упреки в «квасном патриотизме», шовинизме и «упертом национализме».
Но ни в одном материале (кроме телеобозрения в «Правде») не делалось попыток проанализировать выпуски.
Пусть жестко, нелицеприятно, но профессионально и аргументировано. А ведь поразмышлять есть над чем. Какая богатая портретная галерея предстала перед зрителями: цари, монахи, купцы, крестьяне, воины, мещане, казаки… Какая широта тем - от геральдики российских губерний, истории старинных русских городов до самых больных очагов нашей сегодняшней жизни: кровавое преступление в Оптиной Пустыни в день Светлой Пасхи. Сегодняшняя, третья по счету «осада» Севастополя.
Кстати, выпуск, посвященный этому городу - герою, я считаю самым удачным из прошедших в цикле, ибо там сочетались социально - политическая журналистика, репортажность, оперативность освещения последних событий и глубокий анализ исторического фона, на котором они происходят.
Невнятные кадры митингов с разными лозунгами и флагами, мелькавшие в «Новостях», «Вестях», естественно, не могли удовлетворить огромный общественный интерес к проблемам Севастополя и Черноморского флота. И вот, наконец - то, появилась полная и правдивая информация, основанная на хронике минувшего, объективной интерпретации фактов, реалий.
Обращаясь к острым вопросам современности, «Русскiй мiръ» пытается рассматривать их с привлечением очень редкого на сегодняшнем ТВ жанра - исторической публицистики.
А публицистика, как известно, высший пилотаж в журналистике. Денисов и Костенко стремятся овладеть им. Считаю, что передачей о Севастополе они успешно сдали экзамен на высокий телевизионный профессионализм.
Для меня, режиссера, придирчиво относящегося к «картинке» (видеоряду), очень важно, что в этой программе бережно, уважительно относятся к человеку в кадре.
Посмотрите, какие в «Р.М.» светлые русские лица!.. В последние годы во многих передачах народ предстает как толпа, серая, уродливая, потому что у создателей нет ни любви, ни сострадания к согражданам.
Да, много страшного, жестокого, грязного в нашей теперешней жизни. Но ведь не только из этого состоит она. И чем мне дорога работа Денисова - Костенко, так это тем, что в их программе чувствуется желание помочь людям выжить, выстоять, не согнуться в тяжелое время.
В некоторых рецензиях высказывалась мысль: что, мол, не найдена оригинальная форма подачи материала. Интересно, что имеют в виду уважаемые критики?.. Склейки по полсекунды, мелькание кадров, за которым не в состоянии уследить зрительский глаз, перевороты, вылеты, улеты и прочие выкрутасы с «картинкой»?..
Но «Р.М.» , с его незамутненным ерничеством и издевкой взглядом на окружающую жизнь, все это ни к чему. Да, в программе нет режиссера. А вот умный, точный монтаж есть. И делают его сами ребята. И хоть лично мне кажется, что порой передача забита текстом, что нужны эмоциональные паузы, смена ритма, но это только мое мнение. А их авторское, журналистское видение таково, каковым предстает на экране.
На телевидении я уже 23 года, и вроде бы ничем меня не удивишь. Однако всякий раз удивляюсь, видя подобранную для «Р.М.» хронику. Как правило, это редкие исторические кадры, дотоле неизвестные или показывавшиеся мало и давно. Чувствуется большая, серьезная работа с архивом, а также умение органично соединить кинодокументы с современными кадрами, что является одним из важных компонентов в выбранном создателями жанре исторической публицистики.
Да и многие другие компоненты - исконно русские, работают на подачу материала. Это и яркий золотой шрифт - кириллица; и используемые в «шапке» и отбивках фрагменты из Второго фортепианного концерта Чайковского; и сочетание сочного литературного языка самих ведущих с ядреной народной речью их героев …
На мой взгляд, «Русскiй Мiръ» собрал вокруг себя лучшие профессиональные силы, которыми располагает сегодняшнее ТВ. Это и звукорежиссер Вениамин Голубцов («Останкино»), и музыкальный редактор Елена Шепелева («Россия»), и операторы Андрей Квардаков, Юрий Моисеев и другие.
Сколько терпения нужно было, чтобы в сегодняшнем Ростове Великом найти те точки съемки, откуда были сделаны фотографии города конца XIX - начала ХХ века. И ювелирная работа телеоператоров дала нам представление о потерях, которые мы понесли за этот неласковый для России век. Отношение к делу не скроешь - экран все выявляет. Здесь же видно, что творческая группа увлечена тем, о чем рассказывает.
Собственно, все участвующие в создании «Р.М.» - единомышленники и трудятся ради любимого и страдающего сегодня Отечества.
Но их подвижничество могло остаться нереализованным, если бы не встретило понимания со стороны Председателя «Останкино» Вячеслава Брагина.
Именно он дал добро на выход в свет программы, задуманной еще при прежнем председателе полтора года назад. Но тогда дальше разговоров дело не пошло, что вполне понятно …
Брагин же горячо поддержал идею такой программы, которая обращалась бы к русским национальным истокам добра, мужества, терпения, таланта, которая бы воспитывала или пробуждала подлинный, глубокий патриотизм. Потому - то она и была поставлена в хорошее эфирное время.
Однако руководство ИТА, несмотря на указание главы компании, не нашло возможностей (ни технических, ни финансовых) обеспечить производство даже первого выпуска.
Свою технику им предложила студия «ИМИ - ТВ». И хоть членам творческой группы приходится ездить на монтаж из Останкино на Рублевское шоссе (студия базируется в Кардиоцентре), они благодарны за поддержку и сотрудничество.
Ну, а деньги на производство «Р.М.» предоставляет Мытищинский коммерческий банк - генеральный и единственный спонсор программы. Но ведет он себя не как спонсор, ждущий материальной отдачи от вложенного, а как истинный меценат, дающий средства ради высокой идеи - тоже исконно русская черта.
Обратите внимание: «Русскiй Мiръ» - чуть ли не единственная передача из публицистических программ на всех каналах ТВ, в которой нет рекламы!..
Да, тяжелый путь, не приносящий ни славы, ни особых доходов выбрали Алексей Денисов и Борис Костенко. А ведь перед ними, профессиональными - международниками, расстилалась иная дорога. Оба прошли долгосрочную стажировку на Си - Эн - Эн у Тэда Тернера, оба работали в разных странах. Их передачи показывались на ТВ США, Саудовской Аравии, Франции, Югославии… Алексей снял в Голливуде документальный фильм «Россия сегодня».
Его репортаж о царских архивах, сделанный для программы «До и после полуночи», получил специальный приз в Париже.
А фильм Б. Костенко «Остров Сербия» (У нас он еще не шел) отмечен на международном кинофестивале «Золотой витязь», Ребятам неоднократно делались выгодные предложения сотрудничать с иностранными телекомпаниями и, естественно, зарабатывать в твердой валюте.
Но нравственный выбор этих молодых людей 29 и 33 лет от роду - «Русскiй Мiръ». А главные темы - Отечество, Народ, Вера …
Так что оставим право светлым русским мальчикам – журналистам Алеше Денисову и Боре Костенко самим решать, что и как показывать и о чем рассказывать в их авторской программе.
Елена Поздняк.
Режиссер телекомпании «Россия».
P.S. Когда знакомые или соседи спрашивают меня как телевизионного человека о передаче «Русскiй Мiръ», я с радостью говорю, ее создатели - мои старые добрые товарищи по работе.
(«Правда», 18 августа 1993 г.)
* * *
С еще большей антипатией «семейная пресса» будет освистывать «Русскiй Мiръ» после того, как он приобретет авторитет у патриотической России. Она будет обзывать эту программу провинциальной, скороспелой, утверждать, что ей суждено скоро погибнуть!..
Записные русофобы будут изощряться в том, чтобы любым образом принизить программу «Русскiй Мiръ».
В. М. Вильчек - руководитель социологической службы «Останкино», не получившей доверия у общественного мнения:
…Уровень интереса к программам, посвященным специфически российским проблемам, оказался не очень высоким даже среди русской диаспоры. Потому неудивительно, что новая останкинская программа «Русскiй Мiръ», пользующаяся особым покровительством председателя компании Вячеслава Брагина, собирает всего около двух процентов аудитории…
(«Московские новости», 11 апреля 1993 г. )
Тот же В. М. Вильчек обзовет эту программу «экранной резервацией, доведя (возможно неосознанно) обозначение неприятия до этнического уровня» (?!.. В. Б.)
(«Кто есть кто в современном мире», 21. 07.1994.)
… Подобными высказываниями В.М. Вильчек разоблачает свой «уровень»!..
(Окончание следует).
*Брагин В. И. «Правда замедленного действия»
(о становлении СМИ в Новой России и, в частности, о сражении у телецентра "Останкино" 3 октября 1993 года) [Текст] / В.И. Брагин. - Тверь, 2013. - 1647, [1] с. : ил.
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Расскажи друзьям:
|