Виктор Михайлович Грибков.
О ТУРИСТСКОМ БРЕНДЕ И ТУРИСТСКОМ РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ СУВЕНИРЕ.
Что касается Тверской области, то попытки решить проблему туристского брендирования предпринимались и предпринимаются постоянно. Бренд – это знак знаков, гарантия стабильности продаж и доходов. Это легенда или миф определенного товара или услуги. Инструмент бренда – это его значения. Считается, что создать бренд – значит предложить клиенту некую роль, которую он захочет играть при покупке товара, в нашем случае туристского сувенира. После того как определено значение бренда, формируется стратегия бренда, «бизнес-идея» и в конечном итоге создается новый.
Так, предлагалось создать для Тверской области бренд на основе архетипа «Искатель». Считается, что «бренд Искателя» обладает высоким рыночным потенциалом. Авторы утверждают, что этот архетип может включать в себя такие слоганы как: «Тверь – это нефасадная, настоящая, подлинная Россия»; «путешествие в Тверь - путешествие в неизвестность» и т.д.
Были предложения сделать брендом Тверской области слоган:
«Тверская область - исконно русская земля и исток загадочной русской души», который подразумевает наполнение его двумя проектами:
- Путь из варяг в арабы.
- Путешествие из Петербурга в Москву.
Известно и еще одно предложение для бренда Тверской области, который выражен слоганом «отдых совсем рядом».
Но наиболее удачным является бренд, выраженный слоганом «Тверская область - земля истока» и один из его персонифицированных вариантов - «Тверская область - здесь рождается Волга».
Напомним, что именно в Тверской области берут начало две великие реки - Волга (Осташковский район) и Западная Двина (Даугава) (Пеновский район). Исток Днепра также находится в непосредственной близости на границе со Смоленской областью.
Ежегодно 29 мая в деревне Волговерховье проходит обряд освящения истока иерархами Русской Православной церкви.
Очевидно, что понятия туристского бренда и туристского сувенира тесно взаимосвязаны. И это хорошо, когда вопрос с созданием туристского сувенира разрешился как бы само – собой. Но что делать местам туристского посещения (дестинациям, населенный пункт или какое-то историческое место), где такой сувенир только еще предстоит создать? Вопрос это далеко не риторический, ведь сегодня он стоит перед многим российским регионам, которые активно занимаются развитием въездного туризма, в том числе и Тверская область. Удивительно, но и у Тверской области за ее многовековую историю так не сложился свой туристский сувенир, в котором был бы воплощен образ древней Тверской земли, которая у многих ассоциируется с Верхневолжьем.
Поэтому представляется очевидным, что именно идея истока великой русской реки Волги и должна найти свое отражение в создание регионального туристского сувенира. Разумеется, что даже, когда идея бренда будет определена, пройдет еще немало времени на разработку и внедрение самого сувенира.
Среди уже существующих тверских сувениров большое распространение получили сувениры с изображением великого русского путешественника Афанасия Никитина, который не только совершил в XV веке, но и описал свое путешествие в знаменитой книге «Хожение за три моря». Тем более что свое путешествие он начал по Волге и проплыл по ней от Твери до устья.
В Тверской области, так же как и в любом другом регионе, появляются сувениры и на муниципальном уровне, среди которых одним из наиболее успешным стал вышневолоцкий в виде небольшой деревянной лодки, которые украшенный стилизованной под старославянскую вязь надписей: «Вышний Волочек». Такие лодки - барки традиционно изготовлялись в Вышнем Волочке – бывшей столице первой в России искусственной водной системы, от которой и сегодня в этом удивительном городе сохранились многочисленные каналы.
У города Кимр, некогда бывшей обувной столицей России, появился тоже очень удачный сувенир – магниты-сапоги.
Отдельную категорию туристских сувениров составляют сувениры, привезенные из паломнических поездок. В Тверской области такой православный сувенир тоже есть – это деревянное скульптурное изображение преподобного чудотворца Нила Столобенского. Традиция эта зародилась много лет назад в монастыре Нилова Пустынь, расположенного на острове Столбный озера Селигер. По различным источникам монастырь посещало от 10 до 100 тыс. паломников в год, которые разносили эти скульптурки по всей России и даже за ее пределы. Сегодня паломнический туризм активно возрождается. Возрождается и старинная традиция изготовления скульптурного деревянного изображения местночтимого святого.
При создании туристского сувенира необходимо учитывать и то, что он должен быть неразрывно связан с туристическим кластером, как с объединением организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, символом которого он, по сути, и должен являться. Создание туристского сувенира, как на уровне туристской дестинаци, так и на уровне туристического кластера должно быть связанным с таким понятием, как формирование «туристского сознания» местного населения. Гаагская декларация по туризму 1989 года трактует «туристское сознание», как определенную идеологию «гостеприимства» по отношению к путешественникам и туристам.
Нельзя не сказать и о ценообразовании – вопроса очень важного для темы данной статьи. Обычно, цена напрямую зависит от тиража. Чем больше тираж, если речь идет о промышленном производстве, тем ниже его себестоимость. В Тверской области не раз предпринимались попытки такого подхода в решении «сувенирного» вопроса, но наиболее удачными стоит признать опыт бывшего Конаковского фаянсового завода, где в середине 90-х годов была разработана и изготовлена серия сувенирных тарелок, которые сегодня стали уже большой редкостью, в том числе и, благодаря их доступности.
Расскажи друзьям:
|